Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2016 года
Полный текст решения изготовлен 30 марта 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "СЛИМ" (ИНН 6660083607)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960)
с участием в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет иска Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
В судебном заседании участвовали
- от заявителя: Р.С. Капланова, представитель по доверенности от 09.12.2015 г.;
- от заинтересованного лица: Н.А. Черкашина, представитель по доверенности N 17-01-82/17995 от 15.12.2015 г.;
- от третьего лица: не явились.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено, ходатайств не поступило.
ООО "СЛИМ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выраженного в письме N 17-01-82/7331 от 07.10.2015 г., в предоставлении ООО "СЛИМ" земельного участка с кадастровым номером 66:41:0403901:4024, общей площадью 1700 кв. м, местоположение: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, для размещения открытой автопарковки и подготовке данного земельного участка на торги. Кроме того заявитель просит обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в связи с переходом функций публичного характера в двухнедельный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СЛИМ", завершить процедуру предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, путем принятия правового акта о передаче земельного участка с кадастровым номером 66:41:0403901:4024, общей площадью 1700 кв. м, местоположение: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, для размещения открытой автопарковки в аренду ООО "СЛИМ".
Заинтересованное лицо требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на правомерность отказа заявителю в предоставлении земельного участка.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей, суд
установил:
Как видно из материалов дела, на основании обращения ООО "СЛИМ" в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением о предоставлении обществу в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством (для размещения открытой автопарковки), Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга была подготовлена схема расположения земельного участка N 67850 из земель населенных пунктов площадью 1750 кв. м в кадастровом квартале 66:41:0403901 по ул. Начдива Онуфриева в г. Екатеринбурге, которая была утверждена постановлением Администрации города Екатеринбурга N 4098 от 18.09.2012 г.
Пунктом 2 указанного постановления на ООО "СЛИМ" была возложена обязанность по установлению границ земельного участка на местности и осуществлению его государственного кадастрового учета, а также получению технических условий подключения объекта к системам инженерно-технического обеспечения и согласованию с надзорными организациями города Екатеринбурга.
Поскольку после завершения обществом процедур межевания и постановки сформированного земельного участка на кадастровый учет полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися на территории МО г. Екатеринбург, право государственной собственности на которые не разграничено, обладало исключительно Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, общество 26.03.2015 г. обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ в МУГИСО, представив с заявлением необходимые документы, в том числе кадастровый паспорт земельного участка.
МУГИСО письмом N 17-01-82/7331из от 07.10.2015 г. отказало обществу в предоставлении земельного участка в связи с поступлением обращений о предоставлении этого участка в аренду от иных лиц после осуществленной МУГИСО публикации сообщения о предоставлении данного земельного участка в аренду, а также сообщило, что Министерством проводится комплекс мероприятий по подготовке данного земельного участка на торги.
Полагая, что отказ является незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ООО "СЛИМ" обратилось первоначально в Администрацию г. Екатеринбурга, а затем к заинтересованному лицу с заявлениями в порядке ст. 34 ЗК РФ о предоставлении земельного участка в аренду для размещения на нем открытой автопарковки, то есть для целей, не связанных со строительством.
Статьей 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г., был предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2 этой статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Согласно п. 5 отмеченной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 настоящей статьи решения (п. 6 ст. 34 ЗК РФ).
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что уполномоченный орган принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка тому лицу, которому была выдана утвержденная схема расположения земельного участка и которое за свой счет обеспечило выполнение в отношении данного земельного участка кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Из приведенной нормы следует, что заблаговременная публикация о предоставляемых земельных участках уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками органом осуществляется в целях соблюдения принципов публичности, открытости и прозрачности такой процедуры до утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка конкретному лицу и до осуществления указанным лицом процедур межевания и постановки земельного участка на кадастровый учет. Иное толкование приведенной нормы противоречило бы буквальному содержанию и смыслу приведенных выше п.п. 4, 5, 6 ст. 34 ЗК РФ и допускало бы возможность нарушения прав граждан и юридических лиц.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.03.2016 ПО ДЕЛУ N А60-59910/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2016 г. по делу N А60-59910/2015
Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2016 года
Полный текст решения изготовлен 30 марта 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "СЛИМ" (ИНН 6660083607)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960)
с участием в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет иска Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
В судебном заседании участвовали
- от заявителя: Р.С. Капланова, представитель по доверенности от 09.12.2015 г.;
- от заинтересованного лица: Н.А. Черкашина, представитель по доверенности N 17-01-82/17995 от 15.12.2015 г.;
- от третьего лица: не явились.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено, ходатайств не поступило.
ООО "СЛИМ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выраженного в письме N 17-01-82/7331 от 07.10.2015 г., в предоставлении ООО "СЛИМ" земельного участка с кадастровым номером 66:41:0403901:4024, общей площадью 1700 кв. м, местоположение: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, для размещения открытой автопарковки и подготовке данного земельного участка на торги. Кроме того заявитель просит обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в связи с переходом функций публичного характера в двухнедельный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СЛИМ", завершить процедуру предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, путем принятия правового акта о передаче земельного участка с кадастровым номером 66:41:0403901:4024, общей площадью 1700 кв. м, местоположение: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, для размещения открытой автопарковки в аренду ООО "СЛИМ".
Заинтересованное лицо требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на правомерность отказа заявителю в предоставлении земельного участка.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей, суд
установил:
Как видно из материалов дела, на основании обращения ООО "СЛИМ" в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением о предоставлении обществу в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством (для размещения открытой автопарковки), Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга была подготовлена схема расположения земельного участка N 67850 из земель населенных пунктов площадью 1750 кв. м в кадастровом квартале 66:41:0403901 по ул. Начдива Онуфриева в г. Екатеринбурге, которая была утверждена постановлением Администрации города Екатеринбурга N 4098 от 18.09.2012 г.
Пунктом 2 указанного постановления на ООО "СЛИМ" была возложена обязанность по установлению границ земельного участка на местности и осуществлению его государственного кадастрового учета, а также получению технических условий подключения объекта к системам инженерно-технического обеспечения и согласованию с надзорными организациями города Екатеринбурга.
Поскольку после завершения обществом процедур межевания и постановки сформированного земельного участка на кадастровый учет полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися на территории МО г. Екатеринбург, право государственной собственности на которые не разграничено, обладало исключительно Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, общество 26.03.2015 г. обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ в МУГИСО, представив с заявлением необходимые документы, в том числе кадастровый паспорт земельного участка.
МУГИСО письмом N 17-01-82/7331из от 07.10.2015 г. отказало обществу в предоставлении земельного участка в связи с поступлением обращений о предоставлении этого участка в аренду от иных лиц после осуществленной МУГИСО публикации сообщения о предоставлении данного земельного участка в аренду, а также сообщило, что Министерством проводится комплекс мероприятий по подготовке данного земельного участка на торги.
Полагая, что отказ является незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ООО "СЛИМ" обратилось первоначально в Администрацию г. Екатеринбурга, а затем к заинтересованному лицу с заявлениями в порядке ст. 34 ЗК РФ о предоставлении земельного участка в аренду для размещения на нем открытой автопарковки, то есть для целей, не связанных со строительством.
Статьей 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г., был предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2 этой статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Согласно п. 5 отмеченной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 настоящей статьи решения (п. 6 ст. 34 ЗК РФ).
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что уполномоченный орган принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка тому лицу, которому была выдана утвержденная схема расположения земельного участка и которое за свой счет обеспечило выполнение в отношении данного земельного участка кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Из приведенной нормы следует, что заблаговременная публикация о предоставляемых земельных участках уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками органом осуществляется в целях соблюдения принципов публичности, открытости и прозрачности такой процедуры до утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка конкретному лицу и до осуществления указанным лицом процедур межевания и постановки земельного участка на кадастровый учет. Иное толкование приведенной нормы противоречило бы буквальному содержанию и смыслу приведенных выше п.п. 4, 5, 6 ст. 34 ЗК РФ и допускало бы возможность нарушения прав граждан и юридических лиц.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)