Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.07.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-189/2017

Требование: 1) Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости; 2) Об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: На земельном участке расположено нежилое здание, собственником которого является третье лицо, в силу ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ имеющее исключительное право на приобретение этого земельного участка в собственность или в аренду. По утверждению истца (органа местного самоуправления), кадастровая стоимость спорного земельного участка не установлена, что препятствует возможности выкупа этого участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. по делу N 3а-189/2017


Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Симского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, возложении обязанности внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Симского городского поселения Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв. м, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения нежилого здания кафе-магазина, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 510 000 рублей по состоянию на 03 октября 2016 года; возложении на Управление Росреестра по Челябинской области обязанности внести в ГКН сведения об указанной кадастровой стоимости.
В обоснование указано, что по данным ГКН сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка, на котором расположено принадлежащее Г.Р.ВА. на праве собственности нежилое здание кафе-магазина, отсутствуют, что препятствует возможности выкупа этого земельного участка.
Впоследствии Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Симского городского поселения Челябинской области требования уточнил, просив установить кадастровую стоимость этого земельного участка равной его рыночной стоимости в указанном размере по состоянию на 19 августа 2016 года.
В судебном заседании представитель административного истца Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Симского городского поселения Челябинской области К. требования поддержала.
Представитель административного ответчика Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области С. пояснил, что Министерство утверждает результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области. Полномочиями по установлению кадастровой стоимости земельных участков, поставленных на ГКУ после утверждения Перечня, оно не наделено. Возражений против удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области Н. пояснила, что в соответствии с п. 2.1.3 Методических указаний ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области определяет кадастровую стоимость земельного участка, поставленного на ГКУ после утверждения Перечня, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Поскольку удельные показатели для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок с кадастровым номером ****, не установлены, возможности определить кадастровую стоимость этого земельного участка во внесудебном порядке отсутствуют.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, заинтересованное лицо Г.Р.ВБ., будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились. Дело в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - К АС РФ) рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
На территории Челябинской области в 2015 году проведена очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов по состоянию на 01 октября 2014 года.
В силу положений КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам гл. 25 настоящего Кодекса.
Как установлено ч. 2 ст. 245 КАС РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 07 октября 2016 года следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не установлена.
Предусмотренный статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден. Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Челябинской области письмом N 74-2017/1437 от 16.03.2017 года отклонило заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Симского городского поселения от 15.03.2017 г. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****.
Согласно ответу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области от 16.06.2017 года N 8014 на судебный запрос, земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания кафе-магазина, расположенного по адресу: <...>, поставлен на государственный кадастровый учет 19.08.2016 года, то есть после формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, и после утверждения результатов ГКО, в связи с чем в перечень объектов массовой оценки, сформированный по состоянию на 01.10.2014 года, он не вошел.
Определение кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222. В соответствии с п. 2.1.3 Методических указаний, в случае образования нового или включения в кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Иного порядка определения кадастровой стоимости в указанных случаях законодательством не предусмотрено.
Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области N 263-П от 10.11.2015 года утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 октября 2014 года, а также удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов.
Земельный участок с кадастровым номером **** расположен в границах кадастрового квартала "****", для которого Приказом N 263-П не определено значение удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующее виду разрешенного использования данного земельного участка, в связи с чем ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области не имеет возможности определить кадастровую стоимость указанного земельного участка.
С момента постановки на кадастровый учет характеристики земельного участка с кадастровым номером **** не изменялись.
В силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности датой, по состоянию на которую подлежит установлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, является дата его постановки на ГКУ - 19.08.2016 г.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером **** расположено нежилое здание - кафе магазин, собственником которого является Г.Р.ВБ., в силу ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ имеющий исключительное право на приобретение этого земельного участка в собственность или в аренду.
Как пояснил представитель административного истца, Г.Р.ВБ. инициировал обращение Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Симского городского поселения в суд с настоящим иском об установлении кадастровой стоимости равной рыночной в целях дальнейшего приобретения этого земельного участка в собственность по выкупной цене, определяемой с учетом кадастровой стоимости.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, п. 2.1.3 Методических указаний, суд полагает, что орган местного самоуправления, чьи права и обязанности затрагиваются отсутствием установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, не имея действенного механизма установления ее во внесудебном порядке, вправе обратиться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости этого земельного участка равной рыночной.
Рассматриваемые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной могут быть удовлетворены по состоянию на 19 августа 2016 года на период с 01 января 2017 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с представленным административным истцом отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка от 14 июля 2017 года N 107-н/17, выполненным ИП Ч.А.А. (являющимся членом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки", ответственность ИП Ч.А.А. застрахована полисом обязательного страхования ответственности оценщика N**** от 21.06.2017 года), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, определена по состоянию на 19 августа 2016 года и составляет 510 000 рублей.
Размер рыночной стоимости земельного участка, подтвержденный вышеуказанным отчетом, административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспаривался. В порядке статьи 77 КАС РФ о назначении экспертизы стороны не ходатайствовали.
Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ представленные истцом доказательства рыночной стоимости земельного участка, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом существенных нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки (ФСО N 1 - "Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки", утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 297; ФСО N 2 "Цель оценки и виды стоимости", утв. приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298; ФСО N 3 "Требования к отчету об оценке", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 г. N 299; ФСО N 4 "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. N 508, а также стандартами и правилами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности) не установлено.
Требование об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, требование о возложении на административного ответчика обязанности внести изменения в сведения кадастрового учета о размере кадастровой стоимости земельного участка удовлетворению не подлежит.
Из пункта 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из оснований учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда. При этом согласно подпункту 7 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года N 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Челябинской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области с 01.12.2010 года, которая является органом, наделенным полномочиями по осуществлению кадастрового учета.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области осуществляет функций государственного кадастрового учета и фактически является техническим исполнителем по внесению соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
Из смысла статей 3, 4, 16, 20, 21 Закона о кадастре следует, что для осуществления кадастрового учета, в том числе в связи с изменением любых сведений об объекте недвижимости, необходимо предусмотренное законом основание, а именно заявление о кадастровом учете (по определенной законодательством форме) и соответствующие документы, поданные в кадастровый орган уполномоченным на то лицом, то есть осуществление кадастрового учета носит заявительный характер.
Сведений об обращении Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Симского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области в орган, осуществляющий кадастровый учет, с заявлением о внесении изменении в сведения о кадастровом учете земельного участка материалы дела не содержат, представитель административного истца такие обстоятельства отрицал, возможности обратиться с таким заявлением в установленном законом порядке истец не лишен. Орган кадастрового учета во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, в частности об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Симского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области не отказывал, его права тем самым не нарушал, в связи с чем предусмотренные п. 5 ст. 245, главой 22 КАС РФ основания для возложения судом на этот орган обязанности восстановить нарушенные права заявителя отсутствуют. Материально-правовых требований истец к нему не предъявлял, его действия не оспаривал, как таковой спор непосредственно между сторонами отсутствует.
Руководствуясь статьями 174 - 180 КАС РФ, суд,

решил:

Требования Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Симского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания кафе-магазина, расположенного по адресу: <...>, равной рыночной стоимости в размере 510 000 рублей по состоянию на 19 августа 2016 года на период с 01 января 2017 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 15 марта 2017 года.
В удовлетворении требования о возложении на административного ответчика на Управление Росреестра по Челябинской области обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка его рыночной стоимости отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)