Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.11.2017 N 15АП-17363/2017 ПО ДЕЛУ N А53-17633/2017

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. N 15АП-17363/2017

Дело N А53-17633/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
до перерыва:
- от заявителя представитель по доверенности от 01.03.2017 N 143 - Шпорт В.В., паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 13.04.2017 - Филонова А.В., паспорт;
- после перерыва:
- от заявителя представитель по доверенности от 01.03.2017 N 143 - Шпорт В.В., паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 09.01.2017 - Музыков Д.В., паспорт;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.09.2017 по делу N А53-17633/2017, принятое судьей Колесник И.В.,
по заявлению Администрации Платовского сельского поселения

к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
о признании недействительным предписания,
установил:

Администрация Платовского сельского поселения Неклиновского района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление, административный орган) от 14.03.2017 N 44/17.31/2017.
Заявленные требования мотивированы тем, что ранее управлением произведена регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:26:0600018:1083 с видом разрешенного использования: земли сельскохозяйственного назначения - для размещения гражданского кладбища, не усмотрев в этом нарушений. Полномочия по утверждению генеральных планов, планов землепользования и застройки с 01.01.2017 отнесены к полномочиям районов.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.09.2017 заявленные требования удовлетворены. Предписание от 14.03.2017 N 44/17.31/2017 признано недействительным. Решение мотивировано следующим. Предписание носит общий характер, является неисполнимым. У администрации отсутствуют полномочия по изменению границ поселения.
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, отказать в удовлетворении заявления. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. Проверкой был установлен факт нарушения требований ст. ст. 7, 40, 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, что образует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Должностное лицо привлечено к административной ответственности, постановление оставлено без изменения судами общей юрисдикции.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании 15.11.2017 был объявлен перерыв до 22.11.2017 до 09 час. 50 мин. До и после перерыва участвующие в деле лица дали суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела. Административный орган просил решение суда первой инстанции отменить, полагая предписание законным и обоснованным. Представитель администрации просил решение оставить без изменения, полагая предписание неисполнимым.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.03.2017 на основании распоряжения от 06.03.2017 N 10-1154-р государственным инспектором проведена проверка соблюдения земельного законодательства должностным лицом - главой администрации Платовского сельского поселения на земельном участке, общей площадью 5797 кв. м, с кадастровым номером 61:26:0600018:1083 по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, южнее х. Максимов.
В результате проверки установлено, что в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), 24.10.2013 за муниципальным образованием "Платовское сельское поселение" зарегистрировано право на земельный участок общей площадью 5797,0 кв. м, с кадастровым номером 61:26:0600018:1083 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначении, с видом разрешенного использования "для размещения гражданского кладбища", расположенный по адресу: Ростовская область Неклиновский район, южнее х. Максимов. Основание: кадастровый паспорт земельного участка от 12.12.2011. Правоустанавливающие документы: постановление от 21.11.2007 N 535 и акт о приеме-передаче здания (сооружения) от 19.11.2007.
В соответствии с данными ЕГРН, 20.01.2012 за муниципальным образованием "Платовское сельское поселение" зарегистрировано право на сооружения (классификация), целевого назначения: ритуальное, литер N 1, общей площадью 5797,1) кв. м, с кадастровым номером 61:26:0600018:1084, расположенное по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, южнее х. Максимов, Основание: кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 09.11.2011. Правоустанавливающие документы: акт приема-передачи здания (сооружения) от 19.11.2017 и постановление от 21.11.2007 N 535.
Указанный земельный участок фактически эксплуатируется под гражданское кладбище. Категория земель: земли населенных пунктов, земли специального назначения в отношении земельного участка не установлена.
Управление установило, что главой Платовского сельского поселения не предприняты меры по изменению категории земельного участка: с категории - земли сельскохозяйственного назначения, на земли - населенных пунктов.
Таким образом, проверкой было установлено наличие в действиях главы Платовского сельского поселения нарушений требований статей 7, 40, 42 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отношении главы поселения было возбуждено дело об административном правонарушении, должностное лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Кроме того, в порядке требований статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 14.03.2017 Администрации Платовского сельского поселения было выдано предписание N 44/17.31/2017, согласно которому Администрации предписано в срок до 06.07.2017 устранить допущенное нарушение в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с вынесенным предписанием, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как следует из пункта 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В силу статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.
С учетом приведенных норм права использование земельного участка с кадастровым номером 61:26:0600018:1083 с видом разрешенного использования: земли сельскохозяйственного назначения для эксплуатации гражданского кладбища противоречит Земельному кодексу Российской Федерации. Указанное также установлено вступившими в законную силу судебными актами о привлечении главы поселения к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Таким образом, предписание фиксирует выявленные нарушения в области земельного законодательства, выдано собственнику земельного участка.
Суд первой инстанции признал предписание недействительным в силу его неисполнимости.
Статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 названного кодекса.
В силу пункта 10 части 2 статьи 30 Устава "Муниципального образования "Платовское сельское поселение" глава Платовского сельского поселения обязана организовывать владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Суд указал, что для изменения категории земельного участка - отнесения земельного участка к землям населенных пунктов - требуется изменение границ сельского поселения, а полномочиями в части утверждения, изменения генерального плана сельского поселения, изменения границ населенного пункта администрация не наделена.
В силу частей 1 и 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Особенности согласования проекта генерального плана поселения предусмотрены статьей 25 ГрК РФ.
Таким образом, процесс внесения изменений в генеральный план сельского поселения - многостадийный процесс, включающий согласование как местными, так и федеральными органами государственной власти.
Из положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Выданное администрации предписание не учитывает многостадийный процесс внесения изменений в генеральный план сельского поселения, а также ограниченные полномочия администрации сельского поселения. Исходя из его резолютивной части, результатом исполнения предписания является изменение категории земельного участка, чего силами администрации достичь невозможно.
Суд сделал вывод о том, что утверждение или изменение генеральных планов сельского поселения и других документов территориального планирования не относится к вопросам местного значения сельского поселения и не входит в сферу полномочий Администрации Платовского сельского поселения, а с 01 января 2017 года отнесены к полномочиям муниципального района.
С учетом изложенного администрацию как лицо, осуществляющее полномочия собственника земельного участка, эксплуатируемого с нарушениями земельного законодательства, может быть понуждена к устранению допущенного нарушения доступным ей способом.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование администрации.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Ростовской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.09.2017 по делу N А53-17633/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)