Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 02.11.2017 N АКПИ17-798

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. N АКПИ17-798


Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Ткачеве П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сана" о признании незаконным распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 1312-р "Об отказе в переводе земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов",

установил:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 1312-р отказано в переводе земель лесного фонда площадью 3,4099 гектара (Республика Карелия, Прионежское лесничество, кадастровый номер земельного участка 10:20:0015505:18) в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для строительства спортивного оздоровительного комплекса (далее - Распоряжение).
Общество с ограниченной ответственностью "Сана" (далее - ООО "Сана") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании данного Распоряжения и восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, поскольку он пропущен по уважительной причине.
Ссылается на то, что Распоряжение не соответствует части 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" и препятствует деятельности ООО "Сана" по строительству спортивного оздоровительного комплекса.
Как указывает административный истец, к нему предъявлялись незаконные требования о предоставлении документов для перевода земель, которые не входят в законодательно установленный перечень, что подтверждается вступившими в законную силу судебными решениями. Во всех судебных актах указано, что материалы о переводе земель соответствуют действующему законодательству, являются полными и достаточными. Несмотря на это Распоряжением отказано в переводе земель лесного фонда площадью 3,4099 гектара в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для строительства спортивного оздоровительного комплекса. О подписании Распоряжения ООО "Сана" никто не уведомил. Мотивы и причины принятия оспариваемого решения в Распоряжении не указаны.
В суде представитель административного истца Зубкова О.В. поддержала заявленные требования и пояснила, что ООО "Сана" до февраля 2017 г. не располагало документацией, позволяющей ему обратиться в суд с обоснованным административным исковым заявлением.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (поручение от 21 сентября 2017 г. N СП-П9-6282).
Представители Правительства Российской Федерации Пучков В.А., Сорокин И.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый ненормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца. Кроме того, административным истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок на обращение в суд с требованиями об оспаривании ненормативного правового акта Правительства Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей ООО "Сана" Зубковой О.В., Правительства Российской Федерации Пучкова В.А., Сорокина И.А., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.
Оспариваемое распоряжение Правительства Российской Федерации было доведено до сведения неопределенного круга лиц путем размещения на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 июня 2016 г., опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации 4 июля 2016 г. N 27 (ч. 3), ст. 4513.
Законодательство об административном судопроизводстве предусматривает право гражданина, организации, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, и устанавливает срок обращения с административным исковым заявлением. Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении Арбитражным судом города Москвы дела N А40-153446/2016 по заявлению ООО "Сана" о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительных производств судом установлено, что Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 25 июня 2016 г. N 1312-р. Данное обстоятельство нашло отражение в решении Арбитражного суда города Москвы от 23 сентября 2016 г., в котором также указано, что поскольку ООО "Сана" фактически оспаривается законность данного Распоряжения, то спор подлежит разрешению по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Административное исковое заявление об оспаривании Распоряжения, поданное в Верховный Суд Российской Федерации, датировано 25 августа 2017 г., т.е. административным истцом пропущен установленный законодателем трехмесячный срок на подачу административного искового заявления.
Доводы административного истца о том, что срок на подачу административного искового заявления следует исчислять с 6 февраля 2017 г., когда Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия возвратило ООО "Сана" материалы, обосновывающие перевод земельного участка в земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства спортивного оздоровительного комплекса, являются несостоятельными и не могут служить основанием для восстановления пропущенного срока обращения в суд.
Из содержания письма Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 6 февраля 2017 г. N 2.2-23/920 следует, что Министерство письмом от 29 августа 2016 г. N 2.2-23/8357 сообщало ООО "Сана" о том, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 1312-р отказано в переводе земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (л.д. 101).
Определяя порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусматривает, что акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта (часть 7 статьи 3). То обстоятельство, что Распоряжение в указанный срок не было направлено административному истцу, не свидетельствует об уважительности пропуска срока обращения в суд, точно так же, как и обращение в районный суд лишь 22 февраля 2017 г. с нарушением правил о подсудности с административным иском об оспаривании Распоряжения.
Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 227 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Сана" о признании незаконным распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 1312-р "Об отказе в переводе земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов" отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)