Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.07.2017 N Ф08-2294/2017 ПО ДЕЛУ N А32-17234/2016

Требование: О признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности РФ на участок, понуждении к осуществлению соответствующих регистрационных действий.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Отказ мотивирован обременением прав на участок зарегистрированным правом аренды, а также нахождением на нем принадлежащего на праве собственности обществу имущества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2017 г. по делу N А32-17234/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от заявителя - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Литвиненко А.В. (доверенность от 20.06.2017), в отсутствие представителей органа, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации муниципального образования город Краснодар, общества с ограниченной ответственностью "Фирма Леон", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2016 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-17234/2016, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) о признании незаконным изложенного в письме от 09.03.2016 N 14-653/5910 решения об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 4041 кв. м с кадастровым номером 23:43:0403020:101, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 7 (далее - земельный участок), о понуждении к осуществлению соответствующих регистрационных действий. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "Фирма Леон", администрация муниципального образования город Краснодар (далее - общество, администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-7119/2015 преюдициально установлено отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности. Суды не выявили иных оснований для разграничения государственной собственности на земельный участок в пользу Российской Федерации.
Управление Росимущества обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанции. Пунктом 78 решения исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 21.03.1946 N 12 Краснодарскому тонко-суконному комбинату предоставлен земельный участок площадью 25 га для строительства комбината. Решением исполнительного комитета Краснодарского городского Совета народных депутатов от 26.04.1988 N 194/19 Краснодарскому камвольно-суконному комбинату (далее - комбинат) предоставлен на праве бессрочного пользования земельный участок площадью 1,04 га для расширения комбината с северной стороны в Советском районе города Краснодара. Решением исполнительного комитета Краснодарского городского Совета народных депутатов от 26.06.1989 N 294/18 комбинату предоставлен на праве бессрочного пользования земельный участок площадью 4960 кв. м по ул. Чайкиной для реконструкции. Постановлением заместителя главы администрации Советского района города Краснодара от 04.11.1992 N 252/20 пр. 19 комбинат перерегистрирован в организационно-правовой форме акционерного общества открытого типа "Кубаньтекс" (далее - акционерное общество). В плане приватизации комбината в качестве его организационно-правовой формы указано государственное предприятие федерального уровня собственности. Постановлением главы администрации от 16.08.1995 N 927 акционерному обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 22,91 га, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 7, для эксплуатации гаражей и сооружений комбината. По договору купли-продажи от 04.12.2001 N 02-68 общество приобрело у акционерного общества нежилые помещения N 26, 39-56 первого этажа здания (литера Г; далее - нежилые помещения, здание). Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации и общество заключили договор от 20.04.2005 N 4300013468 аренды земельного участка с указанием на его федеральный уровень собственности и согласовали договор с управлением Росимущества. До приватизации комбината нежилые помещения находились в федеральной собственности. Право собственности на земельный участок не было зарегистрировано за собственником расположенных на нем объектов недвижимости. Отказ в регистрации права федеральной собственности на земельный участок препятствует его приватизации собственником нежилых помещений. Для управления Росреестра установленные судебными актами по делу N А32-7119/2015 обстоятельства не преюдициальны. В названных судебных актах отсутствует вывод о том, что земельный участок не может находиться в собственности Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что управление Росимущества обратилось к управлению Росреестра с заявлением от 29.01.2016 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, приложив доверенность от 28.12.2015 N 04/21024, кадастровый паспорт земельного участка от 28.01.2016 N 2343/12/16-88015, постановление главы администрации от 16.08.1995 N 927, постановление администрации от 13.10.2003 N 2704, план приватизации акционерного общества от 11.11.1992.
Управление Росреестра сообщило заявителю о принятом решении об отказе в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок (письмо от 09.03.2016 N 14-653/5910). Отказ мотивирован обременением прав на земельный участок зарегистрированным правом аренды, а также нахождением на нем принадлежащего на праве собственности обществу недвижимого имущества.
Названные обстоятельства послужили основанием обращения управления Росимущества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определена как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения, в том числе актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. В государственной регистрации может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Отказ в государственной регистрации либо уклонения соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены (статьи 2, 9, 13, 16, 17, 20 Закона N 122-ФЗ). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (статья 16 и пункт 2 статьи 17 Закон N 122-ФЗ).
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в применимой к рассматриваемым отношениям редакции (далее - Земельный кодекс) в качестве одного из оснований отнесения земельных участков к федеральной собственности предусмотрено возникновение такого права при разграничении государственной собственности на землю. Частью 2 статьи 16 Земельного кодекса в действовавшей до 01.06.2006 редакции определялось, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ). Основаниями государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки Российской Федерации, в силу статей 2, 3 Закона N 101-ФЗ, являлись или акт Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, на которые у названного публично-правового образования возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (далее - перечень), или вступившие в законную силу судебное решение по спору, связанному с разграничением государственной собственности на землю. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникало право собственности, являлось, в том числе их предоставление органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации, а также расположение на них приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации. Действовавший до 01.07.2006 порядок разграничения государственной собственности на землю предусматривал подготовку специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечней земельных участков, на которые, в том числе у Российской Федерации возникало право собственности, их согласование и утверждение Правительством Российской Федерации (статья 6 Закона N 101-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 "Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований возникает право собственности").
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.06.2006, признан утратившим силу Закон N 101-ФЗ, в пункте 2 статьи 16 Земельного кодекса слова "Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" заменены словами "настоящим Кодексом и федеральными законами", а Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) дополнен статьей 3.1, которой в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11, положения статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ являются нормой федерального закона, с момента введения которой в действие соответствующие земельные участки признаются находящимися в собственности соответствующего публично-правового образования.





































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)