Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-14155/2017

Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, обязании устранить допущенное нарушение.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Спорное заявление было возвращено гражданину на том основании, что к нему не были приложены документы, подтверждающие право гражданина на приобретение земельного участка без проведения торгов. Данные действия гражданин считает незаконными, поскольку к заявлению им было приложено удостоверение ветерана боевых действий, которое, по его мнению, подтверждает его право на предоставление земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 ноября 2017 г. по делу N 33а-14155/2017


Судья: Косенко Ю.В.

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей: Хаировой А.Х., Сивохина Д.А.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 6 сентября 2017 года по административному исковому заявлению Р. к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании действий, с участием Б. (представителя Р.), К. (представителя Департамента градостроительства г.о. Самара),

установила:

Р. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Департамента градостроительства г.о. Самара, выразившихся в возврате заявления от 02.03.2017 N СП-9/929 с приложенными документами о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Заявление возвращено на том основании, что к нему не приложены документы, предусмотренные пп. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, подтверждающие право истца на приобретение земельного участка без проведения торгов. Указанные действия административный истец считает незаконными, поскольку к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка им было представлено удостоверение ветерана боевых действий, которое, по его мнению, подтверждает его право на предоставление земельного участка.
Полагая, что при таких обстоятельствах заявление подлежало рассмотрению по существу, Р. просил признать действия Департамента градостроительства г.о. Самара, выразившиеся в возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов от 02.03.2017 N СП-9/929, не соответствующими закону и нарушающими его законные интересы; обязать административного ответчика в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от 02.03.2017 N СП-9/929 о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направив заявителю копию решения.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 6 сентября 2017 года требования удовлетворены. Действия Департамента градостроительства г.о. Самара, выразившиеся в возврате заявления Р. от 02.03.2017 N СП-9/929 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, признаны незаконными. На Департамент градостроительства г.о. Самара возложена обязанность рассмотреть заявление Р. от 02.03.2017 N СП-9/929 о предварительном согласовании земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о. Самара ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента градостроительства г.о. Самара доводы жалобы поддержала.
Представитель Д. просила решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В силу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Подпунктом 7 статьи 39.5 ЗК РФ предусмотрено предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 ЗК РФ и предусматривает, в том числе, процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Такими документами при приобретении земельного участка на основании подпункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ являются документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка, установленные законодательством РФ или законом субъекта РФ (п. п. 18, 19 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1).
В соответствии с п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что 02.03.2017 Р. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в собственность бесплатно для ведения садоводства на основании пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ, как лицо, имеющее право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка. К заявлению приложил удостоверение серии А N 478597 и справку Военного комиссариата Самарской области по Промышленному району г. Самары от 24.02.2014, согласно которой Р. имеет право на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", полагая, что на основании данных документов имеет право на бесплатное приобретение земельного участка.
Письмом от 07.03.2017 N СП-9/929-0-1 Департамент возвратил заявление Р., поскольку к заявлению не приложены документы, предусмотренные пп. 1 п. 2 ст. 19.15 ЗК РФ.
Возвращая заявление, Департамент исходил из того, что установленный п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" перечень мер социальной поддержки ветеранов боевых действий не предусматривает право на бесплатное приобретение земельных участков, в связи с чем заявитель не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Между тем, согласно п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ данное обстоятельство является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка. Такое решение по заявлению истца Департаментом не выносилось.
Таким образом, учитывая, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка истцом был представлен документ, подтверждающий, по его мнению, право на бесплатное предоставление земельного участка, оснований для возвращения заявления не имелось, оно подлежало рассмотрению уполномоченным органом с вынесением решения в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий ответчика по возвращению заявления и обоснованно, в соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ, обязал Департамент рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка по существу, в связи с чем решение суда об удовлетворении заявленных требований является правильным и отмене не подлежит.
Доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 310 КАС РФ основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит.
Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая оценка, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального права судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Самары от 6 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)