Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 30.11.2017 N Ф05-21492/2016 ПО ДЕЛУ N А40-232768/2015

Требование: О признании права выкупа земельного участка по льготной цене, обязании заключить договор купли-продажи.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора, полагая, что имеет право выкупа земельного участка по льготной цене.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. по делу N А40-232768/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от заявителя - ОАО "КОМБИ"
от заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы, Черемухин В.В., доверенность от 3 октября 2017 года,
рассмотрев 23 ноября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
рассмотрев материалы кассационной жалобы истца - ОАО "КОМБИ"
на решение от 24 мая 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Немтиновой Е.В.,
на постановление от 21 сентября 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Савенковым О.В., Алексеевой Е.Б., Александровой Г.С.,
по делу N А40-232768/15
по иску ОАО "КОМБИ"
к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права выкупа земельного участка по льготной цене 20% от его кадастровой стоимости, об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка по цене 20% от кадастровой стоимости,

установил:

Открытое акционерное общество "Комбинат бараночных изделий" (далее - истец, Комбинат) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением, с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании права выкупа земельного участка по льготной цене 20% от его кадастровой стоимости, об обязании ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка, находящегося в границах, указанных в распоряжении Департамента городского имущества города Москвы от 15 июня 2015 года N 7985, общей площадью 2566 кв. м по цене 20% от кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 июля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2016 года, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2017 года решение Арбитражного суда города Москвы от 20 июля 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2016 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 24 мая 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2017 года, в удовлетворении иска отказано.
ОАО "КОМБИ" не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы, в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствие оснований к отмене.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, не находит оснований к отмене судебных актов.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что, ОАО "КОМБИ" является собственником нежилого помещения площадью 2095,50 кв. м, расположенного по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 12А, стр. 2.
ОАО "КОМБИ" письмом 21 июля 2011 года N 23 обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы (правопредшественнику Департамента), в котором просил сообщить, оформлялся ли Департаментом земельных ресурсов города Москвы правовой акт о предоставлении земельного участка под зданиями по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 12А, стр. 1 и 2, в собственность и сообщить о возможности и процедуре оформления в общую долевую собственность Комбината и ЗАО "Мостранссклад" земельных участков под зданиями по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 12А, стр. 1 и 2, поскольку Комбинат является собственником указанного здания и арендует земельные участки, на котором это здание расположено (кадастровые номера 77:07:07006:017 и 77:07:07006:027); смежным пользователем является ЗАО "Мостранссклад" - собственник части здания площадью 3014,3 кв. м, расположенного по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 12А, стр. 2, и здания площадью 32,8 кв. м, расположенного по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 12А, стр. 1, которому ранее предоставлялись в аренду участки с кадастровыми номерами 77:07:07006:015 и 77:07:07006:018. Для нормальной эксплуатации зданий (помещений) истцу необходимо использование всех четырех названных земельных участков. Истцу стало известно, что участки с кадастровыми номерами 77:07:07006:015 и 77:07:07006:018 выкуплены у города Москвы, в связи с чем просил сообщить, оформлялся ли Департаментом земельных ресурсов города Москвы правовой акт о предоставлении земельного участка под зданиями по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 12А, стр. 1 и 2, в собственность и сообщить о возможности и процедуре оформления в общую долевую собственность Комбината и ЗАО "Мостранссклад" земельных участков под зданиями по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 12А, стр. 1 и 2.
Департамент земельных ресурсов города Москвы 18 августа 2011 года сообщил, что решение о предоставлении в собственность участка с кадастровым номером 77:07:0007006:18 было принято с учетом зарегистрированных имущественных прав на объекты недвижимости, расположенные на этом участке. Земельному участку с кадастровым номером 77:07:0007006:17 присвоен статус "архивный", необходимо формирование его границ, с заявлением о формировании границ может обратиться любой собственник помещений. После постановки этого участка на государственный кадастровый учет с заявлением о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность необходимо обратиться всем собственникам помещений, расположенных в здании по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 12А, стр. 2.
Истец обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы за утверждением схемы расположения земельного участка.
Во исполнение постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 марта 2013 года по делу N А40-32457/12 Департамент Распоряжением от 15 июня 2015 года N 7985 внес изменения в ранее изданное распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе в части установления вида разрешенного использования и условия об обеспечении доступа к иному земельному участку.
ОАО "КОМБИ" письмом от 27 августа 2015 года N 1 обратился в Департамент с заявлением заключить с ним договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 12А, стр. 2, по льготной цене, полагая, что имеет право выкупа этого земельного участка по льготной цене 20% от его кадастровой стоимости по состоянию на 30 июня 2012 года.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действия Земельного кодекса Российской Федерации" пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления спорного земельного участка в собственность по льготной цене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действия Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до 01 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше трех миллионов человек, и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
То есть субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности. При этом в силу пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01 июля 2012 года.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы заявление ОАО "КОМБИ" от 21 июля 2011, адресованное Департаменту земельных ресурсов города Москвы, содержание которого не свидетельствует о волеизъявлении истца на выкуп спорного земельного участка, без приложения соответствующих документов нельзя признать надлежащим заявлением о выкупе земельного участка поданным в соответствии с требованиями закона и приложением соответствующих документов, позволяющих рассмотреть вопрос о возможности предоставления истребуемого земельного участка в собственность.
При этом иных обращений истца Комбината, как собственника недвижимого имущества, о выкупе земельного участка до 01 июля 2012 года в деле не имеется, и истец на их наличие не ссылался.
Суд первой инстанции также посчитал, что факт выдачи истцу схемы расположения земельного участка сам по себе не свидетельствует о возникновении у Департамента (его правопредшественника) обязанности заключить с истцом договор купли-продажи этого участка по льготной цене.
Бездействие Департамента истец в установленном порядке не оспаривал.
Суд первой инстанции учел, что приложением к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 октября 2007 года N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, в котором содержится, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка.
Как указал Департамент и не оспаривал истец, участок в 2011 году снят и до настоящего времени не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем истец не мог предоставить кадастровый паспорт этого участка, что объективно препятствовало заключению договора купли-продажи земельного участка в силу статей 29 и 36 ЗК РФ, а также Приказа N 370.
На основании пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент спорных правоотношений) в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Арбитражный суд города Москвы также указал, что так как истец является собственником нежилого помещения площадью 2095,50 кв. м, расположенного по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 12А, стр. 2, а собственником части этого же здания площадью 3014,3 кв. м является ЗАО "Мостранссклад", с обращением о выкупе указанного земельного участка надлежало обращаться двум собственникам, на что и было обоснованно указано Департаментом земельных ресурсов города Москвы в письме от 18 августа 2011 года.
Доказательств обращения второго собственника в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в установленные законом сроки ОАО "КОМБИ" не обращался с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка, не представил документы согласно перечню, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 октября 2007 года N 370, в частности кадастровый паспорт земельного участка, принимая во внимание, что с 2011 года по настоящее время участок не поставлен на кадастровый учет, то оснований для признания за истцом права на выкуп этого земельного участка по льготной цене 20% от его кадастровой стоимости, и, как следствие, понуждение Департамента заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка, находящегося в границах, указанных в распоряжении Департамента от 15 июня 2015 года N 7985, общей площадью 2566 кв. м по цене 20% от кадастровой стоимости, не имеется.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов нет.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 мая 2017 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2017 года по делу N А40-232768/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)