Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-12443/2017

Требование: О признании незаконным действия, выразившегося в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемые действия являются незаконными, поскольку на момент принятия решения о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета правовые основания, предусмотренные законом, для этого отсутствовали.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2017 г. по делу N 33а-12443/2017


Судья: Степанова И.В.

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Водяной В.Ю.,
судей: Нестеровой Е.А., Медведева С.Ф.,
при секретаре М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.А. административное дело по апелляционной жалобе М.А. на решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 28.04.2017 г.,

установила:

М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области, третьи лица Администрация Цимлянского района Ростовской области, Администрация Новоцимлянского сельского поселения о признании незаконным действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ростовской области, выразившегося в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимости - склад, кадастровый номер: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, находящийся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Данный объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
30.12.2015 истец обратился в Администрацию Новоцимлянского сельского поселения с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка, из категории земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА., находящегося по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вид разрешенного использования: для размещения объектов для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции, для целей эксплуатации вышеуказанного склада общей площадью ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Данное заявление Администрацией Новоцимлянского сельского поселения не было рассмотрено.
Административный истец указывал, что земельный участок был сформирован за счет его средств и поставлен на государственный кадастровый учет на основании постановления Администрации Новоцимлянского сельского поселения N 90 от 07.07.2015 об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
08.02.2017 (вх. 678) истец обратился в Администрацию Цимлянского района Ростовской области с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату указанного земельного участка.
17.02.2017 заявление М.А. было возвращено (исх. 193) ввиду не соответствия положениям п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ, (т.к. заявление содержит недостоверные сведения об испрашиваемом земельном участке). Согласно данным, полученным с использованием систем межведомственного взаимодействия, информация о данном земельном участке отсутствует в ЕГРН.
21.02.2017 М.А. обратился к административному ответчику с заявлением о получении сведений по спорному земельному участку. Согласно уведомлению от 22.02.2017 N 61/001/17-243360 и N 61/001/17-243234 об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, запрашиваемые истцом сведения по земельному участку с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в сведениях ЕГРН отсутствуют. Земельный участок с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН был аннулирован, сведения были исключены из ЕГРН.
Административный истец считает, действия административного ответчика незаконными, поскольку на момент принятия решения о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета правовые основания, предусмотренные статьей 24 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", для этого отсутствовали. По мнению заявителя, имелись основания, установленные статьей 27 данного закона для отказа в снятии с учета земельного участка.
По мнению административного истца, снятие данного земельного участка без наличия на то правовых оснований с учетом произведенных им действий, направленных на возникновение права на земельный участок, в том числе получение схем расположения земельного участка, подготовка межевого плана, постановка на кадастровый учет и подача заявления на предоставление в собственность за плату, нарушает его права и интересы.
Административный истец с учетом уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ просил суд признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области, выразившиеся в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА находящегося по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вид разрешенного использования: для размещения объектов для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА находящемся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вид разрешенного использования: для размещения объектов для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции.
Решением Цимлянского районного суда Ростовской области от 28.04.2017 административное исковое заявление М.А. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе М.А., приводя доводы аналогичные изложенным в административном иске, просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Администрацией Цимлянского района РО поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении апелляционной жалобы М.А. без удовлетворения.
Административный истец М.А., представитель административного ответчика Управления Росреестра, представитель заинтересованного лица Администрации Новоцимлянского сельского поселения в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате слушания дела извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 150 КАС РФ.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ФГБУ "ФКП Росреестра", представитель Администрации Цимлянского района доводы апелляционной жалобы не признали и в удовлетворении просили отказать.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, М.А. является собственником объекта недвижимости - склада общей площадью ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА кв. м, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 23).
Постановлением и.о. главы Новоцимлянского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области N 90 от 07 июля 2015 года была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане в соответствующей территории из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА с видом разрешенного использования - для размещения объектов для: производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 6).
Спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет по заявлению ФИО7 13.08.2015 в Межрайонный отдел N 2 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области на основании межевого плана, выполненного кадастровым инженером ФИО7.
Сведения о земельном участке носили временный характер, дата истечения срока действия временного характера сведений, о земельном участке была определена до 22 августа 2020 года.
Из материалов дела следует, что Постановлением главы Администрации Новоцимлянского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области N 28 от 01 марта 2016 года Постановление Администрации Новоцимлянского сельского поселения от 07 июля 2015 года N 90 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН" отменено.
15.04.2016 Администрация Новоцимлянского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области в лице представителя по доверенности ФИО11 обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области с заявлением, в котором просила снять с государственного кадастрового учета: аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости, носящие временный характер сведения о земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 73 - 75).
На основании данного заявления органом кадастрового учета 18.04.2016 года принято решение о снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка.
Как следует из данных Единого государственного реестра прав недвижимости по состоянию на 22.02.2017, в Едином государственной реестре недвижимости отсутствуют сведения о регистрации прав на земельный участок площадью ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 16).
Отказывая в удовлетворении требований М.А., суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок площадью ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН находится в государственной собственности, поскольку права на данный земельный участок не разграничены. Администрация Новоцимлянского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области обратившись с заявлением в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости, носящие временный характер сведения о земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, действовала в пределах полномочий, предоставленных законом.
Учитывая, что с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка обратилось уполномоченное лицо, а, именно, в соответствии со ст. 39.2 ЗК Российской Федерации Администрация Новоцимлянского сельского поселения, будучи представителем Российской Федерации, поэтому ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области принято правомерно решение о снятии земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с кадастрового учета.
Данное решение вынесено в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства, а, следовательно, является законным и обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что правовых оснований для признания незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области о снятии земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с кадастрового учета не имеется.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Выводы суда соответствуют положениям ст. 25 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшей в период спорных правоотношений), согласно которым, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким Сведениям применяются правила, установленные ч. 4 ст. 24 настоящего Федерального закона. Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 Настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае: истечения срока действия "временного" статуса сведений государственного кадастра недвижимости и не поступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничениях (обременениях) прав на него; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют "временный" статус; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют "временный" статус.
Учитывая, что материалами дела не подтверждается право аренды административного истца на спорный земельный участок, следовательно, права на данный земельный участок не разграничены, а потому данный земельный участок находится в государственной собственности.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Выводы районного суда соответствуют положениям ст. ст. 39.1, 39.2 ЗК Российской Федерации и (действовавшим в период спорных правоотношений) положениям п. 2 ст. 20 и п. 4 ст. 24 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных М.А. требований.
Судебная коллегия также находит верным вывод суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, в силу которой административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено районным судом М.А. о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета стало известно в августе 2016 году, а в суд он обратился только 24.03.2017.
Согласно ч. 8 указанной статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Какие-либо доказательства в подтверждение того, что административный истец по объективным обстоятельствам был лишен возможности в установленный законом срок обратиться в суд, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводом суда о пропуске ими процессуального срока на обращение в суд не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку заявленным административным требованиям судом дана соответствующая правовая оценка по существу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС Российской Федерации для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 28.04.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.А. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)