Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.11.2017 ПО ДЕЛУ N А66-12808/2016

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2017 г. по делу N А66-12808/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 ноября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тонковской С.Н.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области представителя Смирновой А.А. по доверенности от 11.04.2017, от индивидуального предпринимателя Варданяна Овика Суриковича представителя Богдановой О.Г. по доверенности от 27.04.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 февраля 2017 года по делу N А66-12808/2016 (судья Бачкина Е.А.),
установил:

индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Варданян Овик Сурикович (место жительства: 172029, Тверская обл., Торжокский р-н, д. Щекино; ОГРНИП 313691512800012, ИНН 694301700487; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 33; ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150; далее - Территориальное управление), выраженного в уклонении от подготовки проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000026:628, площадью 1 003 311 кв. м, расположенного в Эммаусском сельском поселении Калининского района Тверской области, его подписании и направлении Предпринимателю, о возложении на ответчика обязанности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) подготовить проект договора аренды указанного земельного участка, подписать данный договор и направить Предпринимателю.
Решением суда от 15 февраля 2017 года заявленные Предпринимателем требования удовлетворены в полном объеме.
Территориальное управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать Предпринимателю в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 (далее - Положение N 278), ответчик не наделен полномочиями по принятию решений в отношении земельных участков, площадь которых превышает 10 га. Обращение Предпринимателя с прилагаемым комплектом документов направлено ответчиком 22.09.2016 в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом (место нахождения: 109012, Москва, Никольский переулок, д. 9; ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134; далее - Росимущество). Однако Территориальному управлению информации по результатам рассмотрения заявления не поступало. Считает, что со стороны ответчика не допущено нарушения прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании представитель Территориального управления поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Предпринимателя требования ответчика отклонил, просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 21.09.2015 Предприниматель обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:10:0000026:268, площадью 100,3311 га, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Эммаусское с/п.
В письме от 01.03.2016 N 790-05 Территориальное управление сообщило заявителю о невозможности вовлечения в оборот испрашиваемого земельного участка.
Предприниматель, не согласившись с действиями ответчика, обжаловал их в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением суда от 07.07.2016 по делу N А66-3231/2016 требования Предпринимателя удовлетворены, суд признал незаконным действие (бездействие) Территориального управления, выраженное в отказе от 01.03.2016 N 790-05 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000026:268, и возложил на Территориальное управление обязанность обеспечить опубликование извещения о предоставлении данного земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Территориальным управлением 15.08.2016 во исполнение решения суда произведено опубликование извещения о предоставлении спорного земельного участка в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно протоколу от 14.09.2016 рассмотрения заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельных участков, поскольку по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления от иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, Территориальным управлением принято решение направить в Росимущество документы о принятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000026:268 в аренду Предпринимателю.
С сопроводительным письмом от 22.09.2016 N 4115-05 Территориальное управление направило заявление Предпринимателя с прилагаемыми документами в Росимущество.
Письмом от 26.09.2016 Территориальное управление уведомило заявителя о том, что документы направлены в Росимущество для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Поскольку до настоящего момента договор о предоставлении земельного участка в аренду не заключен, Предприниматель, считая, что со стороны Территориального управления допущено незаконное бездействие, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал требования заявителя правомерными.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания оспариваемых действия и решения ответчиков незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иным правовым актам и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в числе прочего на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу пункта 1 статьи 125 и пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества.
В пункте 4 Положения N 432 указано, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Типовое положение), утвержденного приказом Министерства экономического развития России от 01.11.2008 N 374, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4.1.20 Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Аналогичные нормы установлены пунктом 4.1.20 Положения N 278.
На основании пункта 4.2.23 Типового положения и пункта 4.2.23 Положения N 278 Территориальное управление по поручению Росимущества предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью больше десяти гектар, в аренду.
Следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает необходимость обращения заинтересованного лица с заявлением о приобретении земельного участка в собственность непосредственно в Росимущество.
Таким образом, Общество правомерно обратилось с заявление о предоставлении земельного участка в собственность в Территориальное управление.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием реализации лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, своего права на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
На основании изложенного доводы Территориального управления о невозможности принятия решения о предоставлении Предпринимателю в аренду спорного земельного участка в связи с отсутствием соответствующего поручения Росимущества подлежат отклонению.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу пункта 8 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
В данном случае, как следует из протокола рассмотрения заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельных участков от 14.09.2016, заявлений от иных лиц, заинтересованных в предоставлении в аренду земельного участка, в Территориальное управление в тридцатидневный срок после опубликования извещения не поступило.
Вместе с тем до настоящего момента проект договора аренды земельного участка Территориальным управлением не подготовлен и в адрес Предпринимателя не направлен.
При этом с момента составления протокола от 14.09.2016 и направления заявления Предпринимателя в Росимущество прошло более года. Сведений о принятых ответчиком мерах по получению информации о результатах рассмотрения заявления в деле не имеется. Сложившаяся ситуация свидетельствует о грубом нарушении ответчиком требований ЗК РФ, определяющих сроки и порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности.
При этом в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ ответчик не представил суду доказательств, свидетельствующих о наличии оснований, препятствующих предоставлению Предпринимателю испрашиваемого земельного участка в аренду.
Следует отметить, что в статье 39.16 ЗК РФ приводится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Однако в рассматриваемой ситуации Территориальное управление не доказало наличие таковых оснований. Ответчик в ходе рассмотрения дела не приводил никаких доводов по существу спора о предоставлении земельного участка заявителю в аренду, не ссылался на конкретные обстоятельства, препятствующие передаче земельного участка Предпринимателю без проведения торгов либо свидетельствующие о невозможности аренды земельного участка по причине законодательно установленных ограничений, и не представлял доказательства в подтверждение наличия таких обстоятельств.
В свете изложенного ввиду недоказанности наличия оснований, препятствующих предоставлению Предпринимателю спорного земельного участка в аренду, требования заявителя о признании незаконным бездействия Территориального управления, выраженного в уклонении от совершения действий, установленных подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ, правомерно удовлетворены судом.
Во исполнение требований пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд, признавая незаконным бездействие ответчика, обоснованно в целях восстановления прав заявителя возложил на Территориальное управление обязанность в течение десяти дней с момента вступления решения суда по настоящему спору в законную силу подготовить и направить в адрес Предпринимателя проект договора аренды земельного участка. Избранный судом способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя соответствует положениям подпункта 1 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Апелляционная жалоба Территориального управления не содержит доводов, опровергающих законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Территориального управления - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 15 февраля 2017 года по делу N А66-12808/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ЧЕРЕДИНА
Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)