Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.11.2017 N Ф04-4691/2017 ПО ДЕЛУ N А45-6030/2017

Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о разделе земельного участка, обязании принять решение о выделении из спорного участка земельного участка меньшей площади.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Уполномоченный орган по управлению государственным имуществом сослался на отсутствие у него полномочий на принятие решения о разделении участка, находящегося в федеральной собственности, в связи с отсутствием поручения Росимущества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. по делу N А45-6030/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области на решение от 24.05.2017 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 15.08.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сбитнев А.Ю., Колупаева Л.А., Хайкина С.Н.) по делу N А45-6030/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (630530, Новосибирская область, Новосибирский район, с. Береговое, ул. Центральная, д. 39, ИНН 5433166044, ОГРН 1065475026121) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630004, г. Новосибирск, ул. Революции, д. 38, ИНН 5407063282, ОГРН 1095406019170) о признании незаконным бездействия.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное образование Боровской сельсовет Новосибирского района Новосибирской области, федеральное государственное унитарное предприятие ОПХ - племзавод "Боровое" Сибирского научно-исследовательского проектно-технологического института животноводства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО "Альянс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - Управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1183, площадью 3 420 356 кв. м, путем выделения из него земельного участка площадью 393 752 кв. м; обязании принять решение о выделении из земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1183 общей площадью 3 420 356 кв. м, земельного участка площадью 393 752 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное образование Боровской сельсовет; федеральное государственное унитарное предприятие ОПХ - племзавод "Боровое" Сибирского научно-исследовательского проектно-технологического института животноводства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ФГУП ОПХ - племзавод "Боровское").
Решением от 24.05.2017 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 15.08.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, бездействие Управления, выразившееся в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1183 общей площадью 3 420 356 кв. м, путем выделения из него земельного участка площадью 392 752 кв. м признано незаконным.
Суд обязал Управление принять решение о выделении из земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1183 общей площадью 3 420 356 кв. м земельного участка площадью 392 752 кв. м.
Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, и несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что поскольку площадь земельного участка, из которого заявитель просит образовать земельные участки, более 10 га, Управление не наделено полномочиями по принятию решения по разделу испрашиваемого земельного участка при отсутствии соответствующего поручения Росимущества, следовательно факт бездействия со стороны Управления отсутствует. Кроме того, указывает, что Управление не принимало решений об утверждении или не утверждений схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, поскольку в обращении ООО "Альянс" имелись нарушения требований приказа Минэкономразвития от 27.11.2014 N 762, которые Обществом устранены не были.
ООО "Альянс" и третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
Учитывая надлежащее извещение лиц участвующих в деле о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренным статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 21.11.2016 ООО "Альянс" обратилось в Управление о выделении из земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1183 земельного участка площадью 392 753 кв. м, для передачи его в субаренду под овощеводство.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 3 420 356 кв. м, находящийся по адресу: примерно 5,8 км по направлению на северо-восток от ориентиров Новосибирская область, Новосибирский район, МО Боровской сельсовет, с. Боровое расположено за пределами участка, для сельскохозяйственного производства, принадлежит ООО "Альянс" на праве аренды на основании договора аренды земельного участка N 18 от 24.05.2006, дополнительного соглашения от 25.04.2008, дополнительного соглашения N 2 от 23.06.2014, соглашения о переводе на Российскую Федерацию прав и обязанностей Арендодателя от 31.12.2014.
Управление в письме N ИГ-9509/05 от 01.12.2016 выразило свое согласие на раздел земельного участка, но при этом указало, что принятие решения о разделе земельного участка возможно при наличии поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество). При этом сообщило, что для отправки пакета документов в Росимущество необходимо устранить замечания, выявленные в результате проведенной предварительной экспертизы представленных документов.
Сопроводительным письмом N 41 от 29.12.2016 направило в Управление (вх. N 16746 от 3012.2016) исправленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Альянс" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 АПК РФ и нормами ЗК РФ, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Федеральном агентстве), суды первой и апелляционной инстанций придя к выводу о том, что бездействие Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
На основании статей 9, 65, 198, 200, 201 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков осуществляется путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела земельных участков.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены статьей 11.9 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно части 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Отклоняя довод Управления об отсутствии у него полномочий на принятие решения о разделении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в связи с отсутствием поручения Росимущества, суды, руководствуясь статьями 9, 39.2 ЗК РФ, проанализировав нормативные акты, регулирующие деятельность Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов, в том числе Положение о Федеральном агентстве, сделали правильный вывод о том, что направление такого поручения относится к внутриведомственным отношениям между Федеральным агентством и его территориальными органами и отсутствие такого поручения не может являться препятствием права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок, а также его реализации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судами установлено, что заинтересованное лицо в соответствии со статьей 65 и пунктом 5 статьи 200 АПК РФ не представило доказательств свидетельствующих как о наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, так и наличия обстоятельств, препятствующих разделу участка, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, и как следствие препятствий для своевременного принятия решения о разделении указанного земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1183, площадью 3 420 356 кв. м, путем выделения из него земельного участка площадью 393 752 кв. м.
Доводы Управления о том, что обществом не устранены нарушения, изложенные в письме N ИГ-9509/05 от 01.12.2016 правомерно отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные и противоречащие материалам дела, поскольку сопроводительным письмом N 41 от 29.12.2016 исправленная схема расположения земельного участка была направлена Обществом в Территориальное управление.
Доказательств несоответствия представленных заявителем документов, необходимых для разделения земельного участка, требованиям действующего законодательства, территориальным управлением не представлено.
В целом доводы кассационной жалобы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 268 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 24.05.2017 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 15.08.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-6030/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Ю.ДЕМИДОВА

Судьи
В.В.ТИХОМИРОВ
С.И.ШУЙСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)