Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2017 N 15АП-15793/2017 ПО ДЕЛУ N А53-15152/2017

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2017 г. N 15АП-15793/2017

Дело N А53-15152/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшин Р.Р.
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителей: представитель Тараненко А.Г. по доверенностям от 16.01.2017, 06.10.2016,
от заинтересованного лица: представитель Куницына М.В. по доверенности N 59-30-20802/11 от 27.09.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественно - земельных отношений города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.08.2017 по делу N А53-15152/2017,
принятое судьей Пипник Т.Д.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Зеленского Андрея Станиславовича, индивидуального предпринимателя Скляр Елены Степановны
к заинтересованному лицу - Департаменту имущественно - земельных отношений города Ростова-на-Дону
о признании незаконными отказов в предоставлении земельного участка в собственность,

установил:

индивидуальный предприниматель Зеленский Андрей Станиславович, индивидуальный предприниматель Скляр Елена Степановна обратились в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 01.03.2017 N 59-30-4108/14 и N 59-30-4105/14, об обязании подготовить договор купли-продажи.
Требования мотивированы тем, что заявление о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов содержало предусмотренную Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 информацию о расположенных на испрашиваемом земельном участке зданиях и сооружениях, принадлежащих заявителям на праве собственности. Заявителями выполнены все требования, установленные для подачи соответствующих заявлений.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.08.2017 решение о возвращении заявления о предоставлении земельного участка в собственность от 01.03.2017 N 59-30-4108/14 и N 59-30-4105/14 признано незаконным. Указанным решением суд обязал Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в течение 29 дней с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявления индивидуального предпринимателя Зеленского Андрея Станиславовича и индивидуального предпринимателя Скляр Елены Степановны о предоставлении земельного участка в собственность по существу. Решение мотивировано тем, что при подаче заявления о предоставлении в собственность земельного участка, департаменту были представлены все требуемые Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (ред. от 12.10.2016) "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" сведения в письменной форме от имени заявителей. Перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю изложены в самом заявлении. Основания для возврата заявлений о предоставлении земельного участка у департамента отсутствовали.
Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.08.2017 отменить. В обоснование апелляционной жалобы департамент ссылался на неправильное применение судом первой инстанции норм права, указал на необходимость императивного соблюдения требований приказа Минэкономразвития России N 1 от 12.01.2015 к формированию документов при подаче заявления в целях реализации права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель предпринимателей просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Зеленскому Андрею Станиславовичу на праве общей долевой собственности принадлежит 477/1000 доли в праве на здание проходной, площадью 34,6 кв. м, кадастровый номер 61:44:0032006:67, инвентарный номер 558/5, Литер Е, расположенное по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. 38-я линия, 16/59.
Скляр Елене Степановне на праве общей долевой собственности принадлежит 523/1000 доли в праве на здание проходной, площадью 34,6 кв. м, кадастровый номер 61:44:0032006:67, инвентарный номер 558/5, Литер Е, расположенное по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. 38-я линия, 16/59.
Скляр Елене Степановне на праве собственности также принадлежит торговое здание площадью 73,6 кв. м, кадастровый номер 61:44:0032006:69, инвентарный номер 558/5, Литер Р, расположенное по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. 38-я линия, 16/59, и производственное здание площадью 1301,5 кв. м, кадастровый номер 61:44:0032006:68, инвентарный номер 558/5, Литер А, расположенное по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. 38-я линия, 16/59.
Принадлежность имущества подтверждена выписками из ЕГРП от 28.10.2016 N 61/001/952/2016-9637, от 8.09.2016 N 61/001/952/2016-7011 и N 61/001/952/2016-7013.
Указанные помещения располагаются на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0032006:1, общей площадью 943 кв. м, по адресу ул. 38-я линия 16/59в г. Ростове-на-Дону.
22.02.2017 с целью приобретения участка в собственность предприниматели подали соответствующие заявления в ДИЗО г. Ростова-на-Дону.
Как следует из ответов департамента от 01.03.2017 N 59-30-4108/14 и N 59-30-4105/14, заявления о предоставлении земельного участка в собственность возвращены со ссылкой на пункты 2.6.5. и 2.6. раздела 2 Административного регламента N АР-313-20 муниципальной услуги "Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов", утвержденного постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 08.02.2016 N 88, согласно которому к заявлению о приобретении прав на земельный участок необходимо приложить сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, принадлежащих на соответствующем в праве заявителю.
Департамент указал, что к заявлениям не были приложены сообщения с перечнем зданий, принадлежащих заявителям на праве собственности, и, руководствуясь пунктом 3.3. раздела 3 регламента, возвратил заявления и представленные с ними документы.
Считая указанные действия департамента незаконными, индивидуальные предприниматели обратились в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно положениям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то он принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и указывает в резолютивной части решения по делу на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из материалов дела видно, что на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 23:16:0601192:8 общей площадью 11023 кв. м расположены принадлежащие на праве собственности предпринимателю здания и сооружения.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено предоставление с заявлением документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Состав указанных документов утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Пункт 32 указанного Перечня содержит требования о необходимости представления в обязательном порядке заявителем для приобретения земельного участка в аренду в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса следующих документов:
- - документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРП;
- - документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП;
- - сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обращаясь с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов, заявители представили департаменту все необходимые документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка без проведения торгов, в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1.
Между тем, департамент, оспаривая решение суда первой инстанции, указал на необходимость приложить к заявлению сообщение о зданиях, сооружениях, расположенных на истребуемом земельном участке в виде отдельного документа, отсутствие которого и послужило основанием для возврата заявления.
Сообщение о перечне строений, расположенных на испрашиваемом земельном участке носит информационный характер и необходимо заинтересованному лицу для выполнения им своих функций в рамках предоставления земельного участка.
Указанная информация была предоставлена департаменту в заявлении.
Необходимость приложения к заявлению отдельного документа, поименованного как сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке прямо не усматривается.
Из материалов дела следует, что департамент на момент принятия заявления о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов обладал полной информацией об объектах недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
На основании изложенного, в рассматриваемом случае возврат заявления вследствие невыделения представленной информации в отдельный документ нарушает права и законные интересы предпринимателей в сфере экономической или иной предпринимательской деятельности, так как препятствует реализации исключительного права на предоставление земельного участка на праве аренды.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у департамента достаточных оснований для возвращения заявлений о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.08.2017 по делу N А53-15152/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)