Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2017 ПО ДЕЛУ N А13-12775/2016

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2017 г. по делу N А13-12775/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 августа 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Роговой Д.А.,
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области Солодягина А.В. по доверенности от 19.12.2016, от Департамента имущественных отношений Вологодской области Семичевой Е.В. по доверенности от 07.07.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Бортник" Моркевичене Ольги Валентиновны на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 мая 2017 года по делу N А13-12775/2016 (судья Корепин С.В.),
установил:

Департамент лесного комплекса Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27; ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968, далее - Департамент лесного комплекса) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Вологодской области в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Козленская, д. 8; ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122, далее - Департамент имущественных отношений) о признании недействительным образования и кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 35:23:0000000:301, 35:23:0103054:209, признании отсутствующим права собственности Вологодской области на земельные участки с кадастровыми номерами 35:23:0000000:301, 35:23:0103054:209.
Определением суда от 14 ноября 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Бортник" Моркевичене Ольга Валентиновна (далее - Глава КФХ), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Вологодского филиала.
Определением суда от 20 декабря 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены казенное учреждение Вологодской области "Управление автомобильных дорог Вологодской области", закрытое акционерное общество "Шексна", Воробьев Сергей Вениаминович, общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная корпорация "Вологодчина", Управление муниципальной собственности Шекснинского муниципального района, администрация Шекснинского муниципального района (далее - Администрация).
Определением суда от 24 января 2017 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Глава Шекснинского муниципального района Вологодской области, администрация Шекснинского муниципального района Вологодской области.
Департамент лесного комплекса в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неоднократно уточнял исковые требования и, сформулировав их в окончательном виде, просил:
1) исключить обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 35:23:0102048:193, 35:23:0102048:194, 35:23:0102048:195, 35:23:0102048:196, 35:23:0102049:218, 35:23:0102049:219, 35:23:0102049:220, 35:23:0102049:221, 35:23:0102049:222, 35:23:0103053:751, 35:23:0103053:752, 35:23:0103053:753, 35:23:0103053:805, 35:23:0103053:806, 35:23:0103053:807, 35:23:0103053:808, 35:23:0103053:809, 35:23:0103053:810, 35:23:0103053:811, 35:23:0103053:812, 35:23:0103053:813, 35:23:0103053:814, 35:23:0103053:815, 35:23:0103053:816, 35:23:0103053:817, 35:23:0103054:209, 35:23:0103054:210, 35:23:0103054:211, 35:23:0103054:212, 35:23:0103054:213 из состава единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:301 из земель сельскохозяйственного назначения с местоположением: Вологодская область, Шекснинский район, ООО "Нифантово";
2) снять с государственного кадастрового учета недвижимости многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:893 из земель сельскохозяйственного назначения площадью 55 876 кв. м с местоположением: Вологодская область, Шекснинский район, ООО "Нифантово".
Уточнение исковых требований принято судом.
Решением суда от 25 мая 2017 года уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Глава КФХ с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Граница земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 35:23:000000:353, к которому отнесены спорные обособленные земельные участки и многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:893, не установлена. Сведения в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Определить принадлежность спорных земельных участков или их наложение на участки лесничеств не представляется возможным.
Департамент лесного комплекса и Департамент имущественных отношений в отзывах на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласились и просят обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Администрация и Управление муниципальной собственности в отзыве на жалобу вопрос об удовлетворении жалобы оставляют на усмотрение суда.
Кадастровая палата, Администрация и Управление муниципальной собственности просят рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своих представителей.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив доводы апелляционной жалобы Главы КФХ, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о лесном участке с кадастровым номером 35:23:0000000:353, площадью 837949704 кв. м, категории земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - не установлен, местоположение: Вологодская обл., р-н Шекснинский, Шекснинский сельский лесхоз.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.12.2007 внесена запись о праве собственности Российской Федерации на указанный лесной участок.
Данный земельный участок является ранее учтенным. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
По результатам проведенных ФГУП "Рослесинфорг" работ по государственному контракту от 27.02.2014 N Р-ЗК-14/1 по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о земельных (лесных) участках в границах лесничеств субъектов Российской Федерации, в рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию, выявлено пересечение границ указанного лесного участка с земельным участком с кадастровым номером 35:23:0000000:301, являющимся единым землепользованием, в части входящих в его состав обособленных участков с кадастровыми номерами 35:23:0102048:193, 35:23:0102048:194, 35:23:0102048:195, 35:23:0102048:196, 35:23:0102049:218, 35:23:0102049:219, 35:23:0102049:220, 35:23:0102049:221, 35:23:0102049:222, 35:23:0103053:751, 35:23:0103053:752, 35:23:0103053:753, 35:23:0103053:805, 35:23:0103053:806, 35:23:0103053:807, 35:23:0103053:808, 35:23:0103053:809, 35:23:0103053:810, 35:23:0103053:811, 35:23:0103053:812, 35:23:0103053:813, 35:23:0103053:814, 35:23:0103053:815, 35:23:0103053:816, 35:23:0103053:817, 35:23:0103054:209, 35:23:0103054:210, 35:23:0103054:211, 35:23:0103054:212, 35:23:0103054:213.
15.09.2008 в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:301, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 26096424 кв. м, местоположение: Вологодская область, Шекснинский район, ООО "Нифантово" на основании постановления Главы Шекснинского муниципального района от 04.08.2008 N 1304, абзаца 3 пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001 зарегистрировано право собственности Вологодской области.
Из земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:301 был образован многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:893 (обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 35:23:0102049:222, 35:23:0103053:807, 35:23:0103053:810, 35:23:0103053:815), являющийся временным (образован под линейным объектом).
Часть лесного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:353 одновременно состоит на кадастровом учете в качестве составной части земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 35:23:0000000:301, 35:23:0000000:893.
Поскольку спорная часть земель в составе обособленных участков с кадастровыми номерами 35:23:0102048:193, 35:23:0102048:194, 35:23:0102048:195, 35:23:0102048:196, 35:23:0102049:218, 35:23:0102049:219, 35:23:0102049:220, 35:23:0102049:221, 35:23:0102049:222, 35:23:0103053:751, 35:23:0103053:752, 35:23:0103053:753, 35:23:0103053:805, 35:23:0103053:806, 35:23:0103053:807, 35:23:0103053:808, 35:23:0103053:809, 35:23:0103053:810, 35:23:0103053:811, 35:23:0103053:812, 35:23:0103053:813, 35:23:0103053:814, 35:23:0103053:815, 35:23:0103053:816, 35:23:0103053:817, 35:23:0103054:209, 35:23:0103054:210, 35:23:0103054:211, 35:23:0103054:212, 35:23:0103054:213 относится к землям лесного фонда, находящимся в федеральной собственности, Департамент лесного комплекса обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции признал исковые требования Департамента лесного комплекса обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику.
Статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Согласно части 1 статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
С учетом изложенного право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда установлено законом.
На основании части 1 статьи 67 ЛК РФ на территории лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (пункт 4 части 1 статьи 68 ЛК РФ).
Границы земель лесного фонда, лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 ЛК РФ).
В данном случае судом установлено, что на территории лесного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:353 проведено лесоустройство и на местности определены границы лесничеств и входящих в них лесных кварталов.
Наложение земельных участков с кадастровыми номерами 35:23:0000000:301 и 35:23:0000000:353 на момент рассмотрения спора судом первой инстанции подтверждалось представленными в материалы дела выкопировками из альбомов картографических материалов, подготовленных ФГУП "Рослесинфорг".
В соответствии со статьей 1 ЗК РФ акты земельного законодательства основываются, в частности, на следующих принципах: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В статье 7 ЗК РФ определены категории земель исходя из их целевого назначения.
Статьей 8 ЗК РФ установлено, что перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации. Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
Таким образом, в силу приведенных положений земельного и лесного законодательства органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению лесными участками, относящимися к землям лесного фонда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно пункту 4 указанной статьи в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
В апелляционной жалобе Главы КФХ не приводится убедительных доводов, опровергающих правомерность выводов суда.
Аргументы подателя жалобы основаны на иной правовой оценке обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Поскольку основания для отмены или изменения решения суда судебной коллегией не установлены, апелляционная жалоба Главы КФХ удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 мая 2017 года по делу N А13-12775/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Бортник" Моркевичене Ольги Валентиновны - без удовлетворения.
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Бортник" Моркевичене Ольги Валентиновны в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Н.В.ЧЕРЕДИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)