Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.10.2017 N 50-АПГ17-17

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. N 50-АПГ17-17


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Совета Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 11 сентября 2014 г. N 19 "Об утверждении Генерального плана Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области"
по апелляционной жалобе Совета Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на решение Омского областного суда от 15 июня 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Администрации Омского муниципального района Омской области и Совета Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по доверенности Тодышева А.П., главы Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Мироновой А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Федерального агентства лесного хозяйства по доверенности Прасолова А.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

муниципальное образование "Надеждинское сельское поселение Омского муниципального района Омской области" (далее - Надеждинское сельское поселение) обладает правовым статусом сельского поселения. В состав территории Надеждинского сельского поселения входят земли следующих населенных пунктов: с. Надеждино, дер. Большекулачье, пос. Дачный (статьи 1, 2 Устава Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, статья 3 Закона Омской области от 30 июля 2004 г. N 548-ОЗ "О границах и статусе муниципальных образований Омской области").
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Омский областной суд с уточненным административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета Надеждинского сельского поселения от 11 сентября 2014 г. N 19 "Об утверждении Генерального плана Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области" (далее также - Генеральный план, Решение N 19) в части включения в границы населенных пунктов Надеждинского сельского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Харинского и Большекулачинского участковых лесничеств Омского лесничества. Требования касаются лесных участков, расположенных в границах дер. Большекулачье в квартале 11 (выделы 23 (часть), 24 (часть), 26, 32 (часть), 48, 53 (часть); с. Надеждино в кварталах 11 (выделы 31 (часть), 32 (часть), 33 (часть), 34-36, 37 (часть), 39, 40, 41 (часть), 42, 43 (часть), 44 (часть), 45, 49, 50, 54-60, 61 (часть), 62), 12 (выделы 37 (часть), 52 (часть), 79 (часть), 19 (выделы 3 (часть), 7, 62, 63); пос. Дачный в кварталах 28 (выдел 18 (часть), 29 (выделы 5 (часть), 6 (часть), 10, 11 (часть), 12 (часть), 19 (часть), 20 (часть), 21 (часть), 23 (часть), 30 (часть), 31 (часть), 36 (часть), 37, в квартале 30 выделы 10 (часть), 12 (часть), 16 (часть), 25 (часть).
В обоснование заявленных требований Рослесхоз указал, что Решением N 19 находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы указанных населенных пунктов, входящих в состав Надеждинского сельского поселения, с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178, и Порядком согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) от 27 февраля 2012 г. N 69 (далее - Порядок согласования). Оспариваемым актом в нарушение положений Земельного, Лесного кодексов Российской Федерации (далее - ЗК РФ и ЛК РФ соответственно), Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
Решением Омского областного суда от 15 июня 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Совет Надеждинского сельского поселения просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно не принял во внимание, что администрация сельского поселения 15 мая 2014 г. в соответствии с пунктом 2.1 Порядка согласования направила в Минрегионразвития России уведомление об обеспечении доступа к проекту генплана и материалам по его обоснованию в информационной системе, которое было получено 23 мая 2014 г., тем самым процедура согласования нормативного правового акта была соблюдена.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Омской области, Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу и Главным управлением лесного хозяйства Правительства Омской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, пункту 1 статьи 8 ЗК РФ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
В период подготовки Генерального плана действовал Порядок согласования. Пунктом 2.1 Порядка согласования предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ. Уведомление направляется в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.
В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (пункт 2.2 Порядка согласования).
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, которым утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Положение), до 1 января 2015 г. к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, подпунктом 5.4.3 Положения, также и в действующей редакции, за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что в материалах дела отсутствуют доказательства размещения проекта Генерального плана в информационной системе, доказательств обратного лицами, участвующими в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не представлено, Судебная коллегия по административным делам находит правильным вывод суда о том, что в нарушение правил статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана утвержден без согласования с Рослесхозом.
Являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы об отсутствии бесспорных доказательств, подтверждающих включение в границы населенного пункта земель лесного фонда, и о недоказанности истцом принадлежности спорных земельных участков к землям лесного фонда.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках.
Факт наложения границ земель лесного фонда на земли населенных пунктов с. Надеждино, дер. Большекулачье, пос. Дачный, входящих в состав Надеждинского сельского поселения, подтвержден заключением Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" от 1 февраля 2017 г., основанным на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, схемой расположения проекта границ населенных пунктов Надеждинского сельского поселения на материалах лесоустройства 2009 г. Харинского и Большекулачинского участковых лесничеств Омского лесничества Омской области.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О. При этом вопросы фактического землепользования не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта - генерального плана муниципального образования.
Таким образом, установив, что при подготовке проекта Генерального плана нарушена предусмотренная ГрК РФ процедура согласования, а также документально подтвержден факт наложения границ населенных пунктов, входящих в состав указанного муниципального образования, на участки лесного фонда, суд первой инстанции на основании пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и разъяснений, изложенных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания Решения N 19 не действующим в оспариваемой части.
Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Омского областного суда от 15 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)