Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 03.11.2017 N Ф08-7581/2017 ПО ДЕЛУ N А32-38134/2016

Требование: О признании постановления администрации недействительным в части определения общей стоимости земельного участка, обязании администрации предоставить обществу в собственность участок, подготовить и направить обществу для подписания проект договора купли-продажи.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Общество не согласилось с порядком расчета выкупной цены участка, и ее суммой, установленной администрацией, указанной в подписанном администрацией договоре.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2017 г. по делу N А32-38134/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мазуровой Н.С., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" (ОГРН 1146164001807) - Узбековой Л.А. (доверенность от 19.10.2017), от заинтересованного лица - администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района (ОГРН 1052324150977) - Васильчикова Д.С. (доверенность от 08.06.2017), рассмотрев кассационную жалобу администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2017 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2017 по делу N А32-38134/2016 (судьи Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р., Сулименко О.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района (далее - администрация), в котором просило:
- признать постановление администрации от 23.08.2016 N 794 "О предоставлении земельного участка со следующим местоположением: Россия, Краснодарский край, Новокубанский район, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир подъездная автодорога "Автомагистраль "Кавказ" - г. Новокубанск ПК 4 км + 500, ООО "Газэнергосеть розница" в собственность за плату" (далее - постановление от 23.08.2016 N 794) недействительным в части определения общей стоимости земельного участка в размере 3 116 683 рубля 56 копеек,
- обязать администрацию принять решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности), общей площадью 2 238 кв. м, с кадастровым номером 23:21:0403001:1, расположенного на подъездной автодороге "Автомагистраль "Кавказ" - г. Новокубанск ПК 4 км + 500, общей стоимостью 152 276 рублей 88 копеек,
- обязать администрацию в течение одного месяца с момента вступления решения суда в силу подготовить и направить обществу для подписания проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:21:0403001:1 со следующими условиями: предмет договора: земельный участок из категории земель промышленности, общей площадью 2 238 кв. м, с кадастровым номером 23:21:0403001:1, расположенный на подъездной дороге "Автомагистраль "Кавказ" - г. Новокубанск ПК 4 км + 500, разрешенное использование: под автозаправочную станцию, цена договора: 152 276 рублей 88 копеек.
Решением от 29.05.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 10.08.2017, постановление администрации от 23.08.2016 N 794 признано недействительным в части установления выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:21:0403001:1 в размере 3 116 683 рубля 56 копеек. Суд установил выкупную стоимость (цену) земельного участка с кадастровым номером 23:21:0403001:1 в размере 152 276 рублей 88 копеек, подлежащую применению при заключении договора купли-продажи указанного земельного участка между администрацией и обществом. На администрацию возложена обязанность указать выкупную стоимость (цену) земельного участка с кадастровым номером 23:21:0403001:1 в постановлении о продаже земельного участка обществу и в подготовленном на основании этого постановления проекте договора купли-продажи земельного участка в размере, определенном решением арбитражного суда по настоящему делу, и составляющем 152 276 рублей 88 копеек. С администрации в пользу общества взыскано возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3 тыс. рублей.
Судебные акты мотивированы следующим. Общество 01.12.2015 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:21:0403001:1 для эксплуатации расположенных на нем зданий и сооружений, принадлежащих ему на праве собственности, в чем заявителю было отказано решением администрации от 30.12.2015. Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 28.07.2016 по делу N А32-4985/2016 отказ администрации в предоставлении обществу в собственность земельного участка без проведения торгов признан незаконным. Постановлением от 23.08.2016 N 794 стоимость спорного земельного участка определена администрацией в размере 3 116 683 рубля 56 копеек, которая включена в направленный обществу проект договора купли-продажи. Поскольку правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, нормативное регулирование цены земельного участка для целей его выкупа, включая кадастровую стоимость участка, в данном случае должно определяться по состоянию на 01.12.2015, дату надлежащего обращения общества с заявлением в администрацию. Аналогичный правовой подход выражен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104, от 29.04.2016 по делу N 305-КГ15-19738, от 22.08.2016 N 370-ПЭК16, от 28.04.2017 по делу N 305-ЭС16-19865. В соответствии с Порядком определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края (утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226, далее - постановление N 226, Порядок определения цены земельных участков) в редакции, действующей на дату обращения общества в администрацию (01.12.2015), в случае продажи земельных участков собственникам зданий, сооружений либо помещений в них в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), цена таких участков определяется в городских и сельских поселениях в 10-кратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, но не более кадастровой стоимости участка или иного размера цены участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3.1). Ставка земельного налога на территории Новокубанского городского поселения с 01.01.2015 установлена решением Совета Новокубанского городского поселения от 24.10.2014 N 40 в размере 1,5% от кадастровой стоимости (в отношении прочих земельных участков). 01.12.2015 вступил в силу приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) от 29.10.2015 N 1468 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Краснодарского края" (далее - приказ N 1468), согласно которому кадастровая стоимость спорного участка составляет 3 116 683 рубля 56 копеек. Следует из положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности, Закон N 135-ФЗ), разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума N 28), в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (далее - Обзор N 1 (2017), что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами 4-6 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ. Согласно представленной в дело кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.01.2016 сведения о кадастровой стоимости участка с кадастровым номером 23:21:0403001:1 в размере 3 116 683,56 руб. внесены в государственный кадастр недвижимости 12.12.2015; для определения выкупной стоимости земельного участка по заявлению общества от 01.12.2015 кадастровая стоимость в указанном размере применению не подлежит. На дату обращения общества с заявлением в администрацию в кадастр была внесена стоимость участка в размере 1 015 179 рублей 18 копеек, утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2009 N 730, действующим до момента признания его утратившим силу постановлением от 01.12.2015 N 1152, в связи с принятием приказа департамента N 1468. Таким образом, выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:21:0403001:1 составила 152 276 рублей 88 копеек (1,5% х 1 015 179,18 руб. х 10). Обязанность администрации принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, подготовить и направить проект договора купли-продажи участка, уже была предметом разбирательства в деле N А32-4985/2016. Резолютивную часть решения по настоящему делу необходимо изложить, указав верную выкупную стоимость участка с кадастровым номером 23:21:0403001:1 в размере 152 276 рублей 88 копеек, а также, на неправомерность определения цены в размере 3 116 683 рубля 56 копеек, и на обязанность администрации указать надлежащую стоимость в решении о предоставлении земельного участка в собственность за плату, в проекте договора купли-продажи, подготовленном на основании данного решения.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 29.05.2017 и апелляционное постановление от 10.08.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указал, что размер выкупной цены определялся органом местного самоуправления в соответствии с постановлением N 226, которым предписано устанавливать сумму выкупа на момент заключения договора. Данное постановление не отменено и не признано противоречащим законодательству. В соответствии с положениями статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган в течение 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка возвращает его заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи (пункт 3); в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из действий, перечисленных в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса. Основания для возврата заявления от 01.12.2015 о выкупе участка у администрации отсутствовали, во временном промежутке рассмотрения заявления по существу (с 12.12.2015 по 01.01.2016) администрация вправе была самостоятельно определить дату расчета выкупной цены. Указаний на то, в какой именно момент из 30 календарных дней уполномоченный орган должен подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с соответствующим расчетом выкупной цены, законом не предусмотрено. В соответствии со статьей 433 Гражданского кодекса договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104, на которое сослался суд апелляционной инстанции, касалось иных правоотношений, возникших до 01.07.2012, и не применимо в рассматриваемом случае.
Обществом представлен письменный отзыв с возражениями против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель администрации на удовлетворении кассационной жалобы настаивал, представитель общества просил жалобу отклонить.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - Арбитражный процессуальный Кодекс, Кодекс).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав в открытом судебном заседании представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
По смыслу части 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
Как видно из материалов дела и установлено судами, в том числе в рамках дела N А32-4985/2016, общество 01.12.2015 надлежащим образом обратилось в администрацию, уполномоченную на распоряжение находящимся в неразграниченной по уровню государственной собственности земельным участком, с кадастровым номером 23:21:0403001:1, за приобретением данного участка в собственность за плату без проведения торгов (т. 1, л.д. 57-59).
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 28.07.2016 по делу N А32-4985/2016 решение администрации от 30.12.2015 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов признано незаконным, на администрацию возложена обязанность подготовить и направить обществу подписанный со своей стороны, содержащий все существенные условия для договоров такового вида, договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:21:0403001:1 (т. 1, л.д. 60-61, 63-67).
23.08.2016 главой администрации принято постановление N 794, которым спорный земельный участок предоставлен обществу в собственность за плату в размере его кадастровой стоимости 3 116 683 рубля 56 копеек, администрации предписано заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка (пункты 1, 2). Согласно представленному в материалы дела расчету цены выкупа земельного участка, он произведен администрацией 23.08.2016, на основе кадастрового паспорта участка от 19.08.2016 (т. 1, л.д. 72-73, 74).
Письмом 08.09.2016 администрация направила в адрес общества для подписания договор купли-продажи в 3-х экземплярах, расчет цены выкупа земельного участка (т. 1, л.д. 68, 69-71).
Не согласившись с порядком расчета выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 23:21:0403001:1, и ее суммой, установленной в постановлении администрации от 23.08.2016 N 794, указанной в пункте 2.1 подписанного администрацией договора купли-продажи N 01/66 земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Учитывая, что позиция общества по вопросу о стоимости земельного участка (в размере 152 276,88 руб.) была высказана им еще при рассмотрении дела N А32-4985/2016, но не получила судебной оценки, ввиду разрешения спора по правилам главы 24 Кодекса, а подписанный главой администрации и полученный обществом договор купли-продажи участка с кадастровым номером 23:21:0403001:1 от 23.08.2016 содержал прямую отсылку к постановлению администрации от 23.08.2016 N 794, определившему выкупную стоимость земельного участка в размере 3 116 683 рубля 56 копеек, судебные инстанции правомерно исходили из права общества передать на рассмотрение суда разногласия, возникшие при заключении договора с администрацией, для которой его заключение обязательно (пункт 2 статьи 445 Гражданского кодекса).
В силу пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса закреплено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Нормами пунктов 2, 3 статьи 39.4 Земельного кодекса предусмотрено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В Краснодарском крае Порядок определения цены земельных участков утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, приняв во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по делу N А32-4985/2016, судебные инстанции обоснованно применили нормы права и кадастровую стоимость земельного участка, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, по состоянию на момент подачи обществом в администрацию 01.12.2015 надлежащего заявления о приобретении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:21:0403001:1, с необходимыми приложениями к нему.
На возникновение правоотношений по предоставлению в собственность земельного участка в момент, и именно в связи с подачей лицом, имеющим для этого правовые и фактические основания, надлежащего заявления в уполномоченный орган, неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации (определения от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104, от 29.04.2016 по делу N 305-КГ15-19738).
Вопреки доводу кассационной жалобы, рассмотрение в рамках дела N 305-ЭС15-16104 правоотношений, возникших до 01.07.2012, ни в коей мере не исключает применение сформулированного Верховным Судом Российской Федерации в определении от 14.03.2016 правового подхода, направленного на обеспечение гарантий защиты лицам, права которых нарушены органами, осуществляющими публичные полномочия.
Подход, предложенный администрацией при издании постановления от 23.08.2016 N 794, подписании договора купли-продажи земельного участка от 23.08.2016, в заявленных при рассмотрении настоящего дела возражениях и жалобах, означал бы возложение на общество, как сторону, действовавшую добросовестно и разумно, негативных последствий принятия обязанным лицом решения, не соответствующего требованиям законодательства, и несовершения им действий, которые он обязан был совершить на тех условиях, которые соответствовали времени подачи заявления.
Ссылаясь на статью 433 Гражданского кодекса, признающую договор заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта, и на постановление N 226, которым предписано устанавливать сумму выкупа земельного участка на момент заключения договора, податель жалобы не учитывает регламентацию ими правомерных (обычных) действий участников гражданского оборота, тогда как администрацией в отношении спорного земельного участка, испрашиваемого обществом в собственность, 30.12.2015 было вынесено незаконное решение.
По этой же причине окружной суд находит несостоятельными суждения администрации о ее праве самостоятельно определить дату расчета выкупной цены, в пределах предусмотренного пунктом 5 статьи 39.17 Земельным кодексом 30-дневного срока со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, об отсутствии в законе соответствующих ограничений. Фактические обстоятельства, установленные судами по делам N А32-4985/2016 и N А32-38134/2016, указывают на утрату администрацией права ссылаться на нормы федерального и регионального законодательства, которые ею же нарушены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения от 29.05.2017 и апелляционного постановления от 10.08.2017 по доводам кассационной жалобы не имеется. Нормы материального права суды применили верно, изложенные в обжалуемых актах выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным судами с исчерпывающей полнотой. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы (пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2017 по делу N А32-38134/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
Н.С.МАЗУРОВА
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)