Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2016 N 08АП-7909/2016 ПО ДЕЛУ N А46-2377/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2016 г. N 08АП-7909/2016

Дело N А46-2377/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7909/2016) Администрации Сосновского сельского поселения Азовского Немецкого Национального Муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 13.05.2016 по делу N А46-2377/2016 (судья Пермяков В.В.)
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Администрации Сосновского сельского поселения Азовского Немецкого Национального Муниципального района Омской области (ИНН 5509005924, ОГРН 1055515025940)
о признании незаконным бездействия
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Любый Сергей Анатольевич по доверенности N 00/458 от 21.12.2015 сроком действия по 31.12.2018 (паспорт);
- от заинтересованного лица: не явился.
установил:

Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - заявитель, Общество, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Сосновского сельского поселения Азовского Немецкого Национального Муниципального района Омской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не подготовке и не утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, на обращение от 16.11.2015 N 1.5/08-16/10261-исх, а также об обязании Администрации в течение месячного срока после вступления решения суда в законную силу подготовить и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Решением от 13.05.2016 по делу N А46-2377/2016 Арбитражный суд Омской области требования ПАО "МРСК Сибири" удовлетворил, признав незаконным бездействие Администрации, выразившееся в не подготовке и в не утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, на обращение от 16.11.2015 N 1.5/08-16/10261-исх, и обязав заинтересованное лицо в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Этим же решением с Администрации в пользу Общества взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Кроме того, заявителю возвращено 6000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины платежным поручением N 4346 от 12.02.2016.
Мотивируя принятое решение, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие противоречит земельному законодательству и влечет для заявителя последствия нарушения его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Обосновывая апелляционную жалобу, Администрация, ссылаясь на положения пункта 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, указывает на то, что в рамках процедуры предоставления земельного участка без торгов по инициативе заинтересованного лица первым этапом является подготовка им схемы расположения земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории в границах, которой предусмотрено образовании земельного участка. То есть, Администрации считает, что заявитель должен самостоятельно подготовить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ПАО "МРСК Сибири" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица, по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ПАО "МРСК Сибири" отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ПАО "МРСК Сибири" заключены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям:
- - с Трембачем В.В. от 20.08.2015 N 20.5500.4573.15, согласно пункту 4 договора срок исполнения обязательств истекает 20.02.2016;
- - с Винокуровой Г.П. от 21.08.2015 N 20.5500.4606.15, срок исполнения обязательств по договору истекает 21.02.2016 (пункт 5 договора);
- - с Жанжумановым Ж.О. от 02.09.2015 N 20.5500.4846.15, срок исполнения обязательств согласно пункту 5 договора истекает 02.03.2016.
Для технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, ПАО "МРСК Сибири" необходимо выполнить строительство электросетевых объектов согласно техническим условиям (приложения N 1 к договорам на технологическое присоединение): воздушной линии электропередачи ЛЭП-0,4 кВ от ближайшей опоры воздушной линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ ф.3 ТП-Тм-1-3 до границы земельного участка заявителя (по договору с Жанжумановым Ж.О.), воздушной линии электропередачи ЛЭП-0,4 кВ от ближайшей опоры воздушной линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ ТП-Тм-3-3 до границы земельного участка заявителя (по договору с Винокуровой Г.П.), воздушной линии электропередачи ЛЭП-0,4 кВ от ближайшей опоры воздушной линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ ф.1 ТП-Тм-6-8 до границы земельного участка заявителя (по договору с Трембачем В.В.).
В целях оформления прав на земельные участки, на которых планируются к размещению электросетевые объекты (ЛЭП-0,4 кВ), необходимые для технологического присоединения указанных заявителей, ПАО "МРСК Сибири" в адрес Администрации 16.11.2015 направило заявление о подготовке и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В ответ на указанное выше заявление каких-либо действий со стороны Администрации не последовало.
Полагая, что бездействие Администрации является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ПАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
13.05.2016 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Администрацией в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; в свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Согласно пункту 2 статьи 7, пункту 1 статьи 11.2, подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков для строительства линейных объектов федерального, регионального или местного значения осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания территории.
В соответствии с Градостроительным кодекса Российской Федерации линейный объект считается федеральным, если его размещение предусмотрено схемами территориального планирования Российской Федерации, региональными, если его размещение предусмотрено схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации, местного значения, если его размещение предусмотрено на схеме территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения.
Таким образом, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения линейных объектов, не являющихся объектами федерального, регионального или местного значения допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Как правильно указал суд первой инстанции, в отсутствие доказательств отнесения предполагаемого объекта строительства к объектам местного значения, утверждение проекта межевания территории для оформления права Общества на земельный участок, образуемый в целях строительства объектов инженерной инфраструктуры (ЛЭП-0,4 кВ), не требуется.
Согласно статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Поскольку в рассматриваемом случае земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предшествует обращению с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, ПАО "МРСК Сибири" был соблюден порядок, предусмотренный статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: до подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка изначально направлено обращение о подготовке и утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории; в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (пункт 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Правила землепользования и застройки Сосновского сельского поселения Азовского Немецкого Национального Муниципального района Омской области утверждены решением Совета Сосновского сельского поселения от 12.08.2008 N 05-03.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, с 01.03.2015 на Администрацию возложены обязанности по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Сосновского сельского поселения Азовского Немецкого Национального Муниципального района Омской области, в том числе, по подготовке и утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Как следует из материалов дела, с заявлением о подготовке и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории ПАО "МРСК Сибири" обратилось 16.11.2015.
Однако, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории до настоящего времени заинтересованным лицом не подготовлена и не утверждена.
Довод апелляционной жалобы Администрации о том, что пунктом 4 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность самостоятельно изготовить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в связи с чем Общество само должно подготовить и утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, судом апелляционной инстанции отклоняется, в связи со следующим.
Действительно, согласно пункту 4 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Однако, в рассматриваемом случае ПАО "МРСК Сибири" выразило свое намерение путем подачи заявления, чтобы схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории изготовила именно Администрация.
Следовательно, Администрация была обязана подготовить и утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом, ссылка подателя жалобы на то, что Общество не обоснованно не обратилось с заявлением в соответствии со статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, судом также не принимается, поскольку подготовка и утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории является первым этапом предоставления земельного участка, следовательно в таком случае достаточно заявления на подготовку и утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Вторым же этапом, данной статьи является подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование ПАО "МРСК Сибири" и признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в не подготовке и не утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, которое не позволяет Обществу надлежащим образом исполнить свои обязательства по договорам на технологическое присоединение, и создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, а также влечет риск привлечения ПАО "МРСК Сибири" к ответственности за неисполнение договорных обязательств.
Арбитражный суд, определяя способ, обеспечивающий восстановление нарушенных прав общества, как того требует пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязал Администрацию в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Все доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию Администрации, изложенную ей в суде первой инстанции и правильно оцененную в тексте оспариваемого решения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив в полном объеме требования ПАО "МРСК Сибири", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Администрация при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину в силу ее освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Апелляционную жалобу Администрации Сосновского сельского поселения Азовского Немецкого Национального Муниципального района Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.05.2016 по делу N А46-2377/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)