Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "11" мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" мая 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Парфентьевой О.Ю.,
судей: Споткай Л.Е., Хабибулиной Ю.В.,
секретаря судебного заседания Егоровой Е.В.,
при участии:
от истца - (прокуратуры Республики Хакасия): Моргуна О.В., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края на основании поручения от 29.04.2016 N 8/3-108-2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Купера Максима Андреевича
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "24" февраля 2016 года по делу N А74-5027/2015, принятое судьей Кожура-Кобыляцкой Н.Н.,
установил:
прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН 1910010838, ОГРН 1081903001025, далее - ответчик) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальному предпринимателю Куперу Максиму Андреевичу (ИНН 246410763537, ОГРН 308190307100033, далее - ответчик, ГКХ Купер М.А.) о признании недействительным в силу ничтожности договора от 15.10.2014 купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9, об истребовании из незаконного владения Купера М.А. указанных земельных участков в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия, Правительство Республики Хакасия, общество с ограниченной ответственностью "Матуган".
Решением суда от 24.02.2016 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ГКХ Купер М.А. обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил отменить решение суда и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- - факт установления наличия лесного участка недостаточно для того, чтобы констатировать право федеральной собственности на него, поскольку законодательство допускает нахождение лесных участков в различных формах собственности и на землях любых категорий;
- - земельные участки лесничеств поставлены на кадастровый учет без установления границ; границы их в установленном земельным и градостроительным законодательством порядке не определены;
- - сведений о том, что федеральные участки были поставлены на учет в Государственном лесном реестре хотя бы как ранее учтенные, в материалы дела не представлены;
- - отсутствие установленных на кадастровом учете границ земель лесного фонда является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска;
- - земли сельскохозяйственного назначения как объект правовой охраны имеют приоритет перед землями лесного фонда.
От Прокуратуры Республики Хакасия и Территориального управления Росимущества в Республике Хакасия поступили отзывы на апелляционную жалобу, согласно которым решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 11.05.2016.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
В ходе судебного заседания представитель истца заявил ходатайство о приобщении к материалам дела документов приложенных к отзыву на апелляционную жалобу, а именно: копии письма N 010-1620АС от 18.04.2016; формы 1.2 ГЛР. Характеристика лесничества (лесопарка) на 01.01.2016 (копия); формы 1.3 ГЛР. Изученность лесов на 01.01.2016 (копия).
В порядке абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные документы приобщены к материалам дела как представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы.
Ответчики и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Купер М.А. 20.05.2014 обратился в администрацию Усть-Абаканского района с заявлением о предоставлении в собственность для сельскохозяйственных нужд земельных участков:
- - площадью 5 га, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 29 км юго-западнее с. Усть-Бюр;
- - площадью 54,35 га, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 43 км юго-западнее с. Усть-Бюр.
Заявлением от 01.08.2014 Купер М.А. просил предоставить земельный участок площадью 26,57 га, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 30,3 км юго-западнее аал Чарков.
Земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, им присвоены кадастровые номера: участку площадью 50671 кв. м - кадастровый N 19:10:130701:104 (поставлен на кадастровый учет 31.07.2014); участку площадью 553757 кв. м - кадастровый N 19:10:130701:100 (поставлен на кадастровый учет 17.06.2014); участку площадью 265705 кв. м - кадастровый N 19:10:121001:9 (поставлен на кадастровый учет 02.09.2014).
Главой Усть-Абаканского района 15.10.2014 вынесено постановление N 1993-п о предоставлении Куперу Максиму Андреевичу в собственность путем выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9.
Между муниципальным образованием Усть-Абаканский район в лице Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района (продавцом) и Купером Максимом Андреевичем (покупателем) 15.10.2014 заключен договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9 по цене 78 633 рубля за три участка. Денежные средства внесены покупателем на счет продавца платежными поручениями от 17.10.2014 N 101, N 102, N 103. Право собственности Купера М.А. зарегистрировано в установленном порядке 28.10.2014.
Прокурор Республики Хакасия, считая сделку по продаже земельных участков входящих в состав земель лесного фонда, недействительной в связи с отсутствием у муниципального образования Усть-Абаканский район права на распоряжение земельными участками, находящимся в федеральной собственности, а также в связи с тем, что сделка посягает на публичные интересы, обратился в суд с настоящим иском.
В подтверждение доводов иска в дело представлены: свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности от 28.08.2008 19АА N 148000 на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, площадью 48674 га, адрес участка: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Усть-Бюрское лесничество, Усть-Бюрское участковое лесничество, кварталы 55,56,62-64,74,76,79-81,83-86,89-92,95-99, Майское участковое лесничество кварталы 1-5,8-10,12-15,17-21,24-40, номер учетной записи в государственном лесном реестре 83-2008-08, кадастровый номер 19-19-01/067/2009-367; свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности 19АА N 245135 от 28.12.2009 на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, площадью 638 га, адрес участка: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Усть-Бюрское лесничество, Усть-Бюрское лесничество, Кискачинское участковое лесничество, квартал 15 (выделы 16,18,19,24,25,27,28,30), 20 (выделы 5,6,8,12,14,15,16,18,20,23,24,32), номер учетной записи в государственном лесном реестре 219-2009-04, кадастровый номер 19-19-01/067/2009-367.
Между Госкомитетом по лесу Республики Хакасия и ООО "Матуган" 28.02.2008 заключен договор аренды лесного участка площадью 48674 га для ведения охотничьего хозяйства сроком по 04.09.2027. В соответствии с указанным договором лесной участок имеет следующее местоположение: Республика Хакасия, МО Усть-Абаканский район, кварталы 1-5, 8-10, 12-15, 17-21, 24-40 Майского участкового лесничества, кварталы 55, 56, 62-64, 74, 76, 79-81, 83-86, 89-92, 95-99 Усть-Бюрского участкового лесничества.
Иск прокурора поддержало Территориальное управление Росимущества в Республике Хакасия, вступив в дело истцом.
В суде первой инстанции с целью определения местоположения земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9 была проведена экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта от 14.10.2015 земельный участок с кадастровым номером 19:10:130701:104:
- - расположен на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с генпланом Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района и имеет пересечение с землями лесного фонда Усть-Бюрского лесничества и водоохранных зон, площадь пересечения с водоохранной зоной - 4232 кв. м;
- - расположен в 55 квартале Усть-Бюрского лесничества в соответствии с Планом лесонасаждений Усть-Бюрского лесничества Хакасского спецсемлесхоза Республики Хакасия инв. N 1187 от 1994 г., таксационным описанием, в соответствии с картой-схемой подразделения лесов по целевому назначению, утвержденной приказом Государственного комитета по лесу Республики Хакасия от 18.11.2010 N 569, находится в эксплуатационных лесах в нерестоохранной полосе, на участке расположены прогалины и пустыри (приложения N N 4,7 экспертного заключения).
Земельный участок с кадастровым номером 19:10:130701:100:
- расположен на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с генпланом Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района и имеет пересечение с землями лесного фонда Усть-Бюрского лесничества и землями водоохранных зон, - площадь пересечения с лесным фондом - 244470 кв. м, с водоохранной зоной - 126447 кв. м
- расположен в 20 и 25 кварталах Кискачинского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества в соответствии с Планом лесонасаждений Кискачинского лесничества Хакасского спецсемлесхоза Республики Хакасия Инв N 1185 от 1994 г., таксационным описанием, согласно карте-схеме находится в эксплуатационных лесах, по условным обозначениям материалов лесоустройства на земельном участке находятся прогалины и пустыри, еловые, березовые, сосновые и лиственные леса (приложения N N 4, 10 экспертного заключения).
Земельный участок с кадастровым номером 19:10:121001:9:
- - расположен на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с генпланом Чарковского сельсовета Усть-Абаканского района и имеет пересечение с землями лесного фонда Усть-Бюрского лесничества и землями водоохранных зон, площадь пересечения с лесным фондом - 69328 кв. м, с водоохранной зоной - 27028 кв. м;
- - расположен в 5 и 9 кварталах Майского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества в соответствии с Планом лесонасаждений Майского лесничества Хакасского спецсемлесхоза Республики Хакасия Инв N 1188 от 1994 г., таксационным описанием, относится к эксплуатационным лесам согласно карте-схеме целевого назначения лесов, включает прогалины и пустыри, лиственные и пихтовые леса (приложения N N 3, 4 экспертного заключения).
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Вводным законом к Лесному кодексу Российской Федерации предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (статья 4.1) Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (статья 4.2)
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
На основании изложенного, правомерно отклонен довод ответчика о том, что спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению на основании материалов лесоустройства подтверждено нахождение спорных земельных участков в составе земель лесного фонда в границах Усть-Бюрского лесничества.
Вхождение спорных земельных участков в состав лесного фонда подтверждается представленными в дело лесохозяйственным регламентом Усть-Бюрского лесничества, утвержденным приказом Государственного комитета по лесу РХ от 18.11.2010 N 569, с приложением карты-схемы подразделения лесов по целевому назначению с нанесением существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры Усть-Бюрского лесничества, проектом организации и развития лесного хозяйства Хакасского спецсемлесхоза, выполненным в период с 1993 года по 1994 год Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием Федеральной службы лесного хозяйства России, лесоустроительным планшетом Усть-Бюрского лесничества, выполненной ФГБУ "Рослесинфорг" планом-схемой кварталов Усть-Бюрского участкового лесничества.
Лесоустроительные работы выполнены в период с 1992 года по 1994 год Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием Федеральной службы лесного хозяйства России, в настоящее время филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" Федерального агентства лесного хозяйства, материалы лесоустройства переданы по приемо-сдаточному акту от 25.10.1993.
Лесоустроительной партией в процессе подготовительных работ к лесоустройству согласованы окружные границы и общая площадь лесхоза с главным землеустроителем района.
В пункте 4 акта согласования границ и площади Хакасского спецсемлесхоза Республики Хакасия от 04.10.1992 указано на то, что по состоянию на 01.10.1992 площадь земель, переданных в долгосрочное пользование, составила 27879 га, в том числе переданных под пастбища - 27817 га (стр. 256 Проекта).
В пункте 4 протокола второго технического совещания по лесоустройству Хакасского спецсемлесхоза Госкомитета по лесу Республики Хакасия от 27.10.1993 указано на то, что из лесхоза передано в долгосрочное пользование до 1995 г. хозяйствам республики 26836 га нелесных и не покрытых лесом земель под пастьбу скота. Создание лесных культур на переданных площадях и примыкающих к ним не проектировать (стр. 284 Проекта).
Исходя из материалов лесоустройства 1994, данных государственного учета лесного фонда Усть-Бюрского лесничества по состоянию на 01.01.2008 Восточно-Сибирским филиалом государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" разработан Лесохозяйственный регламент Усть-Бюрского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия, который утвержден приказом Госкомитета по лесу Республики Хакасия от 18.11.2010 N 569.
Доказательства, свидетельствующие о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9 из земель лесного фонда в иную категорию в установленном законом порядке, в материалы дела не представлены. То обстоятельство, что согласно материалам территориального планирования Усть-Абаканского района земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9 относятся к землям сельскохозяйственного назначения, не подтверждают соблюдение процедуры перевода земель лесного фонда в иную категорию.
При этом судом первой инстанции обоснованно указано, что схема территориального планирования Республики Хакасия утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011, то есть гораздо позднее материалов лесоустройства.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в соответствии с нормативными документами Правительства Республики Хакасия и органов местного самоуправления о территориальном планировании спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, отклонены апелляционным судом.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями на изменение категории земель лесного фонда, в том числе путем утверждения документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения, не подтверждают соблюдение процедуры перевода земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (градостроительным регламентом).
Для земель лесного фонда градостроительные регламенты не устанавливаются (пункт 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Спорный участок относится к категории земель лесного фонда, для которой правовой режим (градостроительный регламент) органом местного самоуправления не подлежит установлению.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о территориальном планировании Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 N 763, на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования, отображаются, в том числе:
- - границы земель лесного фонда (Схема развития лесопромышленного комплекса);
- - границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельско-хозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также планируемые границы таких земель (Схема развития агропромышленного комплекса).
По результатам изучения представленных в материалы дела указанных схем, при сопоставлении с:
- картой-схемой подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения: существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры Усть-Бюрского лесничества (в составе Лесохозяйственного регламента Усть-Бюрского лесничества, утвержденного приказом Госколеса РХ от 18.11.2010 Ш 569),
- планом лесонасаждений Кискачинского, Майского, Усть-Бюрского участковых лесничеств Усть-Бюрского лесничества о условными обозначениями (в составе Проекта организации и развития лесного хозяйства Хакасского спецсемлесхоза, выполненного Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием Федеральной службы лесного хозяйства России, 1993-1994), следует, что спорные участки находятся в границах земель лесного фонда (Усть-Бюрское лесничество).
Кроме того, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями на перевод земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, в том числе путем утверждения документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения.
Документы территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения не устанавливают категорию земель лесного фонда, не определяют правовой режим (градостроительный регламент) таких земель, соответственно отсутствие таких сведений в документах территориального планирования не свидетельствует о том, что данные земли не относятся к категории земель лесного фонда.
Обозначение в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения спорного участка в качестве земель сельскохозяйственного назначения, само по себе не изменяет правового статуса земель лесного фонда, не свидетельствует об автоматическом изменении категории земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения, не влечет прекращения права собственности Российской Федерации на этот лесной участок.
Право собственности Российской Федерации на земли, лесного фонда возникло в силу закона и зарегистрировано в установленном порядке. При этом право федеральной собственности на земли лесного фонда не прекращалось, перевод участка из земель лесного фонда в земли других категорий в порядке, установленном земельным законодательством, не осуществлялся. Следовательно, орган местного самоуправления не имеет полномочий по распоряжению спорными земельными участками, независимо от постановки его на кадастровый учет, обозначения в документах территориального планирования в качестве земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации распоряжение о переводе земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, не принималось.
С учетом приведенных обстоятельств, решение Совета депутатов Усть-Бюрского сельсовета от 30.11.2012 N 79 "Об утверждении генерального плана Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия", решение Совета депутатов Усть-Бюрского сельсовета от 30.11.2012 N 80 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия", решение Совета депутатов Чарковского сельсовета от 31.10.2012 N 26 "Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Чарковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия", схемы территориального планирования Республики Хакасия, Усть-Абаканского района, а также Сельскохозяйственная карта Усть-Абаканского района 1994 года, законно и обоснованно не приняты арбитражным судом первой инстанции в качестве доказательства отнесения земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения.
Спорный участок расположен на землях лесного фонда и в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является объектом федеральной собственности, орган местного самоуправления не вправе осуществлять какие-либо правомочия в отношении данного объекта, в том числе определять его категорию, передавать в частную собственность.
Незаконное распоряжение чужой собственностью со стороны администрации Усть-Абаканского района привело к необоснованному изъятию земельных участков из состава лесного фонда и из федеральной собственности Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель лесного фонда.
Передача в частную собственность трех спорных земельных участков из состава земель лесного фонда нарушает публичные интересы, в связи с чем, исковые требования о признании сделки, оформленной постановлением администрации Усть-Абаканского района от 24.09.2014 N 1824-п "О предоставлении Куперу М.А. в собственность бесплатно земельных участков", недействительной обоснованно удовлетворены судом.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации право истребовать имущество из чужого незаконного владения принадлежит собственнику или иному законному владельцу.
Частью 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если имущество безвозмездно приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, то собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Таким образом, правом на обращение в суд с исковыми требованиями об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения обладает Росимущество как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9 получены Купером М.А. безвозмездно и находятся в его незаконном владении, иск об истребовании земельных участков также правомерно удовлетворен.
Доводы апелляционной жалобы о приоритетной охране земель сельскохозяйственного назначения как объекта правовой охраны, перед землями лесного фонда и о том, что земельные участки лесничеств поставлены на кадастровый учет без установления границ, с учетом обстоятельств, установленных в рамках настоящего дела, не имеют правового значения.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "24" февраля 2016 года по делу N А74-5027/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА
Судьи
Л.Е.СПОТКАЙ
Ю.В.ХАБИБУЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.05.2016 ПО ДЕЛУ N А74-5027/2015
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2016 г. по делу N А74-5027/2015
Резолютивная часть постановления объявлена "11" мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" мая 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Парфентьевой О.Ю.,
судей: Споткай Л.Е., Хабибулиной Ю.В.,
секретаря судебного заседания Егоровой Е.В.,
при участии:
от истца - (прокуратуры Республики Хакасия): Моргуна О.В., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края на основании поручения от 29.04.2016 N 8/3-108-2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Купера Максима Андреевича
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "24" февраля 2016 года по делу N А74-5027/2015, принятое судьей Кожура-Кобыляцкой Н.Н.,
установил:
прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН 1910010838, ОГРН 1081903001025, далее - ответчик) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальному предпринимателю Куперу Максиму Андреевичу (ИНН 246410763537, ОГРН 308190307100033, далее - ответчик, ГКХ Купер М.А.) о признании недействительным в силу ничтожности договора от 15.10.2014 купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9, об истребовании из незаконного владения Купера М.А. указанных земельных участков в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия, Правительство Республики Хакасия, общество с ограниченной ответственностью "Матуган".
Решением суда от 24.02.2016 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ГКХ Купер М.А. обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил отменить решение суда и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- - факт установления наличия лесного участка недостаточно для того, чтобы констатировать право федеральной собственности на него, поскольку законодательство допускает нахождение лесных участков в различных формах собственности и на землях любых категорий;
- - земельные участки лесничеств поставлены на кадастровый учет без установления границ; границы их в установленном земельным и градостроительным законодательством порядке не определены;
- - сведений о том, что федеральные участки были поставлены на учет в Государственном лесном реестре хотя бы как ранее учтенные, в материалы дела не представлены;
- - отсутствие установленных на кадастровом учете границ земель лесного фонда является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска;
- - земли сельскохозяйственного назначения как объект правовой охраны имеют приоритет перед землями лесного фонда.
От Прокуратуры Республики Хакасия и Территориального управления Росимущества в Республике Хакасия поступили отзывы на апелляционную жалобу, согласно которым решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 11.05.2016.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
В ходе судебного заседания представитель истца заявил ходатайство о приобщении к материалам дела документов приложенных к отзыву на апелляционную жалобу, а именно: копии письма N 010-1620АС от 18.04.2016; формы 1.2 ГЛР. Характеристика лесничества (лесопарка) на 01.01.2016 (копия); формы 1.3 ГЛР. Изученность лесов на 01.01.2016 (копия).
В порядке абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные документы приобщены к материалам дела как представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы.
Ответчики и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Купер М.А. 20.05.2014 обратился в администрацию Усть-Абаканского района с заявлением о предоставлении в собственность для сельскохозяйственных нужд земельных участков:
- - площадью 5 га, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 29 км юго-западнее с. Усть-Бюр;
- - площадью 54,35 га, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 43 км юго-западнее с. Усть-Бюр.
Заявлением от 01.08.2014 Купер М.А. просил предоставить земельный участок площадью 26,57 га, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 30,3 км юго-западнее аал Чарков.
Земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, им присвоены кадастровые номера: участку площадью 50671 кв. м - кадастровый N 19:10:130701:104 (поставлен на кадастровый учет 31.07.2014); участку площадью 553757 кв. м - кадастровый N 19:10:130701:100 (поставлен на кадастровый учет 17.06.2014); участку площадью 265705 кв. м - кадастровый N 19:10:121001:9 (поставлен на кадастровый учет 02.09.2014).
Главой Усть-Абаканского района 15.10.2014 вынесено постановление N 1993-п о предоставлении Куперу Максиму Андреевичу в собственность путем выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9.
Между муниципальным образованием Усть-Абаканский район в лице Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района (продавцом) и Купером Максимом Андреевичем (покупателем) 15.10.2014 заключен договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9 по цене 78 633 рубля за три участка. Денежные средства внесены покупателем на счет продавца платежными поручениями от 17.10.2014 N 101, N 102, N 103. Право собственности Купера М.А. зарегистрировано в установленном порядке 28.10.2014.
Прокурор Республики Хакасия, считая сделку по продаже земельных участков входящих в состав земель лесного фонда, недействительной в связи с отсутствием у муниципального образования Усть-Абаканский район права на распоряжение земельными участками, находящимся в федеральной собственности, а также в связи с тем, что сделка посягает на публичные интересы, обратился в суд с настоящим иском.
В подтверждение доводов иска в дело представлены: свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности от 28.08.2008 19АА N 148000 на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, площадью 48674 га, адрес участка: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Усть-Бюрское лесничество, Усть-Бюрское участковое лесничество, кварталы 55,56,62-64,74,76,79-81,83-86,89-92,95-99, Майское участковое лесничество кварталы 1-5,8-10,12-15,17-21,24-40, номер учетной записи в государственном лесном реестре 83-2008-08, кадастровый номер 19-19-01/067/2009-367; свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности 19АА N 245135 от 28.12.2009 на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, площадью 638 га, адрес участка: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Усть-Бюрское лесничество, Усть-Бюрское лесничество, Кискачинское участковое лесничество, квартал 15 (выделы 16,18,19,24,25,27,28,30), 20 (выделы 5,6,8,12,14,15,16,18,20,23,24,32), номер учетной записи в государственном лесном реестре 219-2009-04, кадастровый номер 19-19-01/067/2009-367.
Между Госкомитетом по лесу Республики Хакасия и ООО "Матуган" 28.02.2008 заключен договор аренды лесного участка площадью 48674 га для ведения охотничьего хозяйства сроком по 04.09.2027. В соответствии с указанным договором лесной участок имеет следующее местоположение: Республика Хакасия, МО Усть-Абаканский район, кварталы 1-5, 8-10, 12-15, 17-21, 24-40 Майского участкового лесничества, кварталы 55, 56, 62-64, 74, 76, 79-81, 83-86, 89-92, 95-99 Усть-Бюрского участкового лесничества.
Иск прокурора поддержало Территориальное управление Росимущества в Республике Хакасия, вступив в дело истцом.
В суде первой инстанции с целью определения местоположения земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9 была проведена экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта от 14.10.2015 земельный участок с кадастровым номером 19:10:130701:104:
- - расположен на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с генпланом Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района и имеет пересечение с землями лесного фонда Усть-Бюрского лесничества и водоохранных зон, площадь пересечения с водоохранной зоной - 4232 кв. м;
- - расположен в 55 квартале Усть-Бюрского лесничества в соответствии с Планом лесонасаждений Усть-Бюрского лесничества Хакасского спецсемлесхоза Республики Хакасия инв. N 1187 от 1994 г., таксационным описанием, в соответствии с картой-схемой подразделения лесов по целевому назначению, утвержденной приказом Государственного комитета по лесу Республики Хакасия от 18.11.2010 N 569, находится в эксплуатационных лесах в нерестоохранной полосе, на участке расположены прогалины и пустыри (приложения N N 4,7 экспертного заключения).
Земельный участок с кадастровым номером 19:10:130701:100:
- расположен на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с генпланом Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района и имеет пересечение с землями лесного фонда Усть-Бюрского лесничества и землями водоохранных зон, - площадь пересечения с лесным фондом - 244470 кв. м, с водоохранной зоной - 126447 кв. м
- расположен в 20 и 25 кварталах Кискачинского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества в соответствии с Планом лесонасаждений Кискачинского лесничества Хакасского спецсемлесхоза Республики Хакасия Инв N 1185 от 1994 г., таксационным описанием, согласно карте-схеме находится в эксплуатационных лесах, по условным обозначениям материалов лесоустройства на земельном участке находятся прогалины и пустыри, еловые, березовые, сосновые и лиственные леса (приложения N N 4, 10 экспертного заключения).
Земельный участок с кадастровым номером 19:10:121001:9:
- - расположен на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с генпланом Чарковского сельсовета Усть-Абаканского района и имеет пересечение с землями лесного фонда Усть-Бюрского лесничества и землями водоохранных зон, площадь пересечения с лесным фондом - 69328 кв. м, с водоохранной зоной - 27028 кв. м;
- - расположен в 5 и 9 кварталах Майского участкового лесничества Усть-Бюрского лесничества в соответствии с Планом лесонасаждений Майского лесничества Хакасского спецсемлесхоза Республики Хакасия Инв N 1188 от 1994 г., таксационным описанием, относится к эксплуатационным лесам согласно карте-схеме целевого назначения лесов, включает прогалины и пустыри, лиственные и пихтовые леса (приложения N N 3, 4 экспертного заключения).
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Вводным законом к Лесному кодексу Российской Федерации предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (статья 4.1) Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (статья 4.2)
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
На основании изложенного, правомерно отклонен довод ответчика о том, что спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению на основании материалов лесоустройства подтверждено нахождение спорных земельных участков в составе земель лесного фонда в границах Усть-Бюрского лесничества.
Вхождение спорных земельных участков в состав лесного фонда подтверждается представленными в дело лесохозяйственным регламентом Усть-Бюрского лесничества, утвержденным приказом Государственного комитета по лесу РХ от 18.11.2010 N 569, с приложением карты-схемы подразделения лесов по целевому назначению с нанесением существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры Усть-Бюрского лесничества, проектом организации и развития лесного хозяйства Хакасского спецсемлесхоза, выполненным в период с 1993 года по 1994 год Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием Федеральной службы лесного хозяйства России, лесоустроительным планшетом Усть-Бюрского лесничества, выполненной ФГБУ "Рослесинфорг" планом-схемой кварталов Усть-Бюрского участкового лесничества.
Лесоустроительные работы выполнены в период с 1992 года по 1994 год Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием Федеральной службы лесного хозяйства России, в настоящее время филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" Федерального агентства лесного хозяйства, материалы лесоустройства переданы по приемо-сдаточному акту от 25.10.1993.
Лесоустроительной партией в процессе подготовительных работ к лесоустройству согласованы окружные границы и общая площадь лесхоза с главным землеустроителем района.
В пункте 4 акта согласования границ и площади Хакасского спецсемлесхоза Республики Хакасия от 04.10.1992 указано на то, что по состоянию на 01.10.1992 площадь земель, переданных в долгосрочное пользование, составила 27879 га, в том числе переданных под пастбища - 27817 га (стр. 256 Проекта).
В пункте 4 протокола второго технического совещания по лесоустройству Хакасского спецсемлесхоза Госкомитета по лесу Республики Хакасия от 27.10.1993 указано на то, что из лесхоза передано в долгосрочное пользование до 1995 г. хозяйствам республики 26836 га нелесных и не покрытых лесом земель под пастьбу скота. Создание лесных культур на переданных площадях и примыкающих к ним не проектировать (стр. 284 Проекта).
Исходя из материалов лесоустройства 1994, данных государственного учета лесного фонда Усть-Бюрского лесничества по состоянию на 01.01.2008 Восточно-Сибирским филиалом государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" разработан Лесохозяйственный регламент Усть-Бюрского лесничества Государственного комитета по лесу Республики Хакасия, который утвержден приказом Госкомитета по лесу Республики Хакасия от 18.11.2010 N 569.
Доказательства, свидетельствующие о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9 из земель лесного фонда в иную категорию в установленном законом порядке, в материалы дела не представлены. То обстоятельство, что согласно материалам территориального планирования Усть-Абаканского района земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9 относятся к землям сельскохозяйственного назначения, не подтверждают соблюдение процедуры перевода земель лесного фонда в иную категорию.
При этом судом первой инстанции обоснованно указано, что схема территориального планирования Республики Хакасия утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011, то есть гораздо позднее материалов лесоустройства.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в соответствии с нормативными документами Правительства Республики Хакасия и органов местного самоуправления о территориальном планировании спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, отклонены апелляционным судом.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями на изменение категории земель лесного фонда, в том числе путем утверждения документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения, не подтверждают соблюдение процедуры перевода земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (градостроительным регламентом).
Для земель лесного фонда градостроительные регламенты не устанавливаются (пункт 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Спорный участок относится к категории земель лесного фонда, для которой правовой режим (градостроительный регламент) органом местного самоуправления не подлежит установлению.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о территориальном планировании Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 N 763, на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования, отображаются, в том числе:
- - границы земель лесного фонда (Схема развития лесопромышленного комплекса);
- - границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельско-хозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также планируемые границы таких земель (Схема развития агропромышленного комплекса).
По результатам изучения представленных в материалы дела указанных схем, при сопоставлении с:
- картой-схемой подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения: существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры Усть-Бюрского лесничества (в составе Лесохозяйственного регламента Усть-Бюрского лесничества, утвержденного приказом Госколеса РХ от 18.11.2010 Ш 569),
- планом лесонасаждений Кискачинского, Майского, Усть-Бюрского участковых лесничеств Усть-Бюрского лесничества о условными обозначениями (в составе Проекта организации и развития лесного хозяйства Хакасского спецсемлесхоза, выполненного Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием Федеральной службы лесного хозяйства России, 1993-1994), следует, что спорные участки находятся в границах земель лесного фонда (Усть-Бюрское лесничество).
Кроме того, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены полномочиями на перевод земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, в том числе путем утверждения документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения.
Документы территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения не устанавливают категорию земель лесного фонда, не определяют правовой режим (градостроительный регламент) таких земель, соответственно отсутствие таких сведений в документах территориального планирования не свидетельствует о том, что данные земли не относятся к категории земель лесного фонда.
Обозначение в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения спорного участка в качестве земель сельскохозяйственного назначения, само по себе не изменяет правового статуса земель лесного фонда, не свидетельствует об автоматическом изменении категории земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения, не влечет прекращения права собственности Российской Федерации на этот лесной участок.
Право собственности Российской Федерации на земли, лесного фонда возникло в силу закона и зарегистрировано в установленном порядке. При этом право федеральной собственности на земли лесного фонда не прекращалось, перевод участка из земель лесного фонда в земли других категорий в порядке, установленном земельным законодательством, не осуществлялся. Следовательно, орган местного самоуправления не имеет полномочий по распоряжению спорными земельными участками, независимо от постановки его на кадастровый учет, обозначения в документах территориального планирования в качестве земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации распоряжение о переводе земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, не принималось.
С учетом приведенных обстоятельств, решение Совета депутатов Усть-Бюрского сельсовета от 30.11.2012 N 79 "Об утверждении генерального плана Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия", решение Совета депутатов Усть-Бюрского сельсовета от 30.11.2012 N 80 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Усть-Бюрского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия", решение Совета депутатов Чарковского сельсовета от 31.10.2012 N 26 "Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Чарковского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия", схемы территориального планирования Республики Хакасия, Усть-Абаканского района, а также Сельскохозяйственная карта Усть-Абаканского района 1994 года, законно и обоснованно не приняты арбитражным судом первой инстанции в качестве доказательства отнесения земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения.
Спорный участок расположен на землях лесного фонда и в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является объектом федеральной собственности, орган местного самоуправления не вправе осуществлять какие-либо правомочия в отношении данного объекта, в том числе определять его категорию, передавать в частную собственность.
Незаконное распоряжение чужой собственностью со стороны администрации Усть-Абаканского района привело к необоснованному изъятию земельных участков из состава лесного фонда и из федеральной собственности Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель лесного фонда.
Передача в частную собственность трех спорных земельных участков из состава земель лесного фонда нарушает публичные интересы, в связи с чем, исковые требования о признании сделки, оформленной постановлением администрации Усть-Абаканского района от 24.09.2014 N 1824-п "О предоставлении Куперу М.А. в собственность бесплатно земельных участков", недействительной обоснованно удовлетворены судом.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации право истребовать имущество из чужого незаконного владения принадлежит собственнику или иному законному владельцу.
Частью 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если имущество безвозмездно приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, то собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Таким образом, правом на обращение в суд с исковыми требованиями об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения обладает Росимущество как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:130701:104, 19:10:130701:100, 19:10:121001:9 получены Купером М.А. безвозмездно и находятся в его незаконном владении, иск об истребовании земельных участков также правомерно удовлетворен.
Доводы апелляционной жалобы о приоритетной охране земель сельскохозяйственного назначения как объекта правовой охраны, перед землями лесного фонда и о том, что земельные участки лесничеств поставлены на кадастровый учет без установления границ, с учетом обстоятельств, установленных в рамках настоящего дела, не имеют правового значения.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "24" февраля 2016 года по делу N А74-5027/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА
Судьи
Л.Е.СПОТКАЙ
Ю.В.ХАБИБУЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)