Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2017 N 20АП-3894/17 ПО ДЕЛУ N А09-18832/2016

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2017 г. по делу N А09-18832/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 31.07.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Дайнеко М.М. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Анисимовым А.Р., в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя (глава КФХ) Козеева Эдуарда Владимировича (ОГРНИП 309325434400171) и заинтересованного лица - Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574), надлежащим образом извещенных, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя (глава КФХ) Козеева Эдуарда Владимировича на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.05.2017 по делу N А09-18832/2016,

установил:

следующее.
Индивидуальный предприниматель (глава КФХ) Козеев Эдуард Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (далее - администрация) о признании незаконным решения от 18.10.2016 N 2/29-10780 об отказе в предоставлении земельных участков для эксплуатации рекламных конструкций на территории города Брянска.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.05.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предприниматель 31.03.2016 и 08.04.2016 обращался в администрацию с заявлениями о предоставлении в собственность без проведения торгов для размещения рекламных щитов следующих земельных участков:
- - площадью 60 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Бурова, 26, в 75 м по направлению на юго-восток (условный кадастровый номер 32:28:0015201:ЗУ1);
- - площадью 60 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Бурова, 26, в 140 м по направлению на юго-восток (условный кадастровый номер 32:28:0015201:ЗУ2);
- - площадью 60 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Бурова, 26, в 185 м по направлению на юго-восток (условный кадастровый номер 32:28:0015201:ЗУ3);
- - площадью 50 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Бурова, 16Б, в 40 м по направлению на юг (условный кадастровый номер 32:28:0015501:ЗУ1);
- - площадью 45 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. 3 Интернационала, 14, в 730 м по направлению на восток (условный кадастровый номер 32:28:0015003:ЗУ1);
- - площадью 50 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Литейная, д. 9А, в 100 м по направлению на северо-восток (условный кадастровый номер 32:28:0013302:ЗУ1);
- - площадью 63 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Академика Сахарова, д. 100, в 50 м по направлению на юг (условный кадастровый номер 32:28:0014327:ЗУ1;
- - площадью 63 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Академика Сахарова, д. 72, в 60 м по направлению на юг (условный кадастровый номер 32:28:0014324:ЗУ12
- - площадью 18 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, п. г. т. Большое Полпино, ул. Дачная, 48, в 70 м по направлению на юго-запад (условный кадастровый номер 32:28:0023801:ЗУ1);
- - площадью 26 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, пер. Витебский, д. 9, в 10 м по направлению на север (условный кадастровый номер 32:28:0014908:ЗУ1);
- - площадью 26 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, пер. Витебский, д. 9, в 18 м по направлению на северо-восток (условный кадастровый номер 32:28:0014908:ЗУ2);
- - площадью 26 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, пер. Витебский, д. 9, в 14 м по направлению на северо-восток (условный кадастровый номер 32:28:0014908:ЗУ3).
Решением от 18.10.2016 N 2/29-10780 администрация отказала предпринимателю в предоставлении в собственность спорных земельных участков ввиду отсутствия оснований для предоставления земельных участков без проведения торгов.
Полагая, что указанное решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что земельные участки испрашивались заявителем для использования рекламных конструкций, пришел к выводу о том, что предприниматель не имеет правовых оснований для предоставления спорных земельных участков без проведения торгов, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Исчерпывающий перечень оснований для продажи (предоставления в собственность) земельных участков без проведения торгов установлен пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрена возможность продажи земельных участков без торгов гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу пункта 6 статьи 39.14 ЗК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности определен в статье 39.18 ЗК РФ.
В своих заявлениях от 31.03.2016 и от 08.04.2016 предприниматель просил предоставить ему спорные земельные участки в собственность без проведения торгов для размещения рекламных щитов по основанию, предусмотренному подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то обстоятельство, что испрашиваемые спорные земельные участки в г. Брянске необходимы ему как главе крестьянско-фермерского хозяйства, одновременно осуществляющим дополнительный вид деятельности, связанный с размещением рекламы, для распространения рекламы собственной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Согласно пункту 1 статьи 19 указанного федерального закона основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 74-ФЗ для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Из взаимосвязанных положений статей 11, 19 Закона N 74-ФЗ и статьи 39.18 ЗК РФ следует, что в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ, предоставляются земельные участки, необходимые для осуществления основных видов деятельности фермерского хозяйства.
Таким образом, для предоставления в собственность земельного участка по основанию, указанному в подпункте 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, правовое значение имеет не статус заявителя, а цель использования испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пунктам 5 - 7 статьи 3 Закона о рекламе услуги, которые можно отнести к услугам по рекламе, оказывают не только рекламодатели (изготовители или продавцы товара либо иные определившие объект рекламирования и (или) содержание рекламы лица) и рекламораспространители (лица, осуществляющие распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств), но и рекламопроизводители (лица, осуществляющие полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму).
При этом к услугам рекламным Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст, относит широкий спектр услуг (код 73.1), включающий в числе услуги по подготовке, созданию и размещению рекламы, такие как: выбор информационных средств для размещения рекламы, оформление рекламных объявлений, иллюстраций, плакатов и т.д., написание сценариев рекламных роликов, размещение в средствах массовой информации, подготовка рекламных образцов или фильмов (без их изготовления), организация рекламных кампаний прямого маркетинга или кампаний прямой почтовой рекламы, а равно услуги по прямому маркетингу и прямой почтовой рекламе (разработка и организация рекламных кампаний по прямому маркетингу, т.е. организация прямой рассылки рекламных и маркетинговых сообщений потребителям, а не по их передаче через средства массовой информации), услуги по разработке рекламного дизайна и концепции (разработка основной идеи для рекламного объявления, написание слов для рекламы, составление планов печатных рекламных объявлений, иллюстраций, плакатов, написание сценариев для рекламных фильмов) и другие.
Таким образом, рекламная деятельность является самостоятельным видом деятельности, не относится и не связана с основными видами деятельности фермерского хозяйства. При этом заявителем в материалы дела не представлено никаких доказательств наличия оснований для предоставления ему спорного земельного участка без проведения торгов.
Установив, что земельные участки испрашивались заявителем для использования рекламных конструкций, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предприниматель не имеет правовых оснований для предоставления спорных земельных участков без проведения торгов, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Более того, Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 01.03.2015, в том числе Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6, регламентирующей процедуру использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Согласно пункту 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.36 ЗК РФ установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются согласно пункту 2 указанной статьи на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Законом о рекламе.
Поскольку ЗК РФ прямо предусмотрено использование земельных участков для размещения рекламных конструкций на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции без предоставления земельных участков в собственность, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (схемы его расположения) в рассматриваемом случае не требовалось.
Таким образом, при рассмотрении вопроса об использовании земельного участка для целей размещения рекламной конструкции подлежат применению не статья 39.18 ЗК РФ, а специальные нормы главы V.6 ЗК РФ.
С учетом этого отказ администрация в предоставлении предпринимателю спорных земельных участков в собственность без проведения торгов со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ является обоснованным.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 03.05.2017 по делу N А09-18832/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.Н.ТИМАШКОВА

Судьи
М.М.ДАЙНЕКО
О.Г.ТУЧКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)