Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абрамовой П.А.,
при участии представителей заявителя Ярышп Е.Н. по доверенности от 13.03.2017 и Фурсовой Е.С. по доверенности от 31.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений
Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.07.2017 по делу N А32-45747/2016, принятое судьей Савинным Р.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тысячный"
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования Гулькевичский район
о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тысячный" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконными действий департамента об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 23:06:1501005:06, обязании департамента принять решение о предоставлении обществу за плату спорного земельного участка и направить заявителю проект договора купли-продажи в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 74)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе департамент указывает на несоблюдение обществом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, полагает договор аренды земельного участка ничтожным, указано на отсутствие доказательств тождественности земельных участков.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо с доводами жалобы не согласилось, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя поддержали правовую позицию по делу, заинтересованное лицо и третье лицо явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, между колхозом "Тысячный" (правопредшественник заявителя) и администрацией Гулькевичского района 28.02.1999 на основании постановления Главы Гулькевичского района от 26.01.1999 N 179 заключен договор N 45 аренды земель сельскохозяйственного назначения площадью 400 га для сельскохозяйственного использования, сроком на 5 лет.
Постановлением Главы Гулькевичского района от 10.04.2001 N 540 "О перераспределении земель в целях предоставления в аренду ООО научно-производственному объединению "КОС-МАИС" из фонда перераспределения Гулькевичского района для производства семян родительских форм гибридов кукурузы" 247,7 га пашни, арендуемых колхозом "Тысячный" по договору аренды от 28.02.1999, переданы НПО "КОС-МАИС", в качестве компенсации колхозу "Тысячный" переданы 160,6 га пашни единым массивом из земель, арендуемых колхозом "Маяк Революции", колхозу "Тысячный" предоставлены в аренду 152,3 га (пашня), ранее предоставленных по договору аренды от 28.02.1999, колхозу "Тысячный" предписано заключить договор аренды 312,9 га с администрацией Гулькевичского района.
21.06.2003 между СПК колхоз "Тысячный" и администрацией Гулькевичского района заключено дополнительное соглашение к договору N 45 аренды от 28.02.1999, согласно которому договору присвоен номер N 0600000191, уточнены размер и порядок внесения арендной платы.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 01.04.2004, что подтверждено кадастровым паспортом от 07.05.2007, участку присвоен кадастровый номер N 23:06:1501005:6.
30.06.2008 между администрацией МО Гулькевичский район и ООО "Агрофирма "Тысячный" на основании постановления главы МО Гулькевичский район от 24.06.2008 N 1139 заключен договор аренды земельного участка N 8806000023 с кадастровым номером 23:06:1501005:6 на срок до 24.06.2018.
15.09.2016 заявитель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Письмом от 19.10.2016 N 52-29469/16-32.20 департамент отказал в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность земельного участка, поскольку договор аренды земельного участка от 30.06.2008 N 8806000023 имеет признаки ничтожной сделки.
Полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка в собственность противоречит действующему законодательству и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи. Исключение составляет ряд случаев, в том числе, для земельных участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель, при условии надлежащего использования этих земельных участков.
Испрашиваемый в собственность земельный участок арендуется обществом с 22.02.1997 на основании договора аренды, используется в соответствии с целевым назначением, что подтверждается материалами дела, в том числе:
- - постановлением главы Гулькевичского района от 26.01.1999 N 179, на основании которого заключен договор аренды 22.02.1999 N 45;
- - постановлением главы Гулькевичского района от 10.04.2001 N 540;
- -дополнительным соглашением от 21.06.2003 к договору аренды N 45 аренды от 28.02.1999;
- - постановлением главы МО Гулькевичский район от 24.06.2008 N 1139, на основании которого заключен договор аренды земельного участка N 8806000023 с кадастровым номером N 23:06:1501005:6 на срок до 24.06.2018;
- - землеустроительным делом по проведению землеустройства и подготовке документов для государственного кадастрового учета земельных участков N 60, 62-70, 79,80,81;
- - делом по межеванию земельных участков 60, 62-70, 79,80,81.
Заявитель обратился в департамент с заявлением о выкупе земельного участка, приложив к нему все документы, необходимые для предоставления уполномоченным органом соответствующей государственной услуги.
По окончании срока действия договора аренды от 22.02.1997 администрация МО Гулькевичский район и заявитель 30.06.2008 N 8806000023 заключили новый договор аренды в отношении спорного земельного участка на срок до 24.06.2018.
В соответствии с положениями статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.03.2015, без проведения торгов осуществляется продажа, в частности:
- земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Законом N 101-ФЗ.
К числу участков, исключенных из сферы действия Закона N 101-ФЗ, испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок не относится (пункт 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (в редакции, действующей с 01.03.2015).
Ранее пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ устанавливал норму, согласно которой переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих участков.
По смыслу названных норм законов Российской Федерации и Краснодарского края, гражданином или юридическим лицом может быть приобретен в собственность не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии его надлежащего использования.
Согласно Положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345) департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Департамент осуществляет реализацию государственной политики в области имущественных и земельных отношений, приватизации государственного имущества, за исключением вопросов, регулируемых жилищным законодательством Российской Федерации.
Департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, наделенным правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки, заключает договоры купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, соглашения об установлении сервитутов (принимает решение об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута), соглашения о перераспределении, выступая стороной по сделкам, принимает решение о перераспределении (об отказе в перераспределении) земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3.10.3. Положения).
Таким образом, заинтересованное лицо определено заявителем верно.
Для возникновения у заявителя права на приобретение участка сельскохозяйственного назначения в собственность без торгов заявитель должен являться арендатором земельного участка, в течение определенного законом времени (не менее 3 лет), надлежащим образом исполнять свои обязанности арендатора, использовать участок по назначению.
Первое условие - наличие у заявителя статуса арендатора (законного пользователя) и наличие арендных отношений материалами дела подтверждено.
Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором. Согласно пункту 7 договора, договор действует до 24.06.2018.
Договор аренды до настоящего момента, ни по соглашению сторон, ни по решению суда не расторгнут, является действующим, обязательства сторон по его исполнению не прекращены, объект аренды, в том числе и земельный участок, находится во владении и пользовании общества, из его владения не выбывал.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от спорный земельный участок обременен на основании договора аренды в пользу общества.
Как указано выше, надлежащее использование заявителем спорного земельного участка подтверждается имеющимися в деле документами.
Ссылку департамента на пункт 1 постановления Пленума N 73, предусматривающий возможность заключения договора аренды в отношении государственного имущества только по результатам торгов, арбитражный суд находит несостоятельной, поскольку в нем прямо указано на применение данного правила лишь в случаях, предусмотренных законом.
Предметом спора в настоящем деле является реализация заявителем предусмотренного Земельным кодексом и Законом N 101-ФЗ права на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность за плату без проведения торгов.
На момент заключения договора аренды от 30.06.2008 N 8806000023 действовала статья 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ в редакции, наделяющей администрацию муниципального образования Гулькевичский район полномочиями по распоряжению земельными участками.
Общество, с которым заключено соглашение уполномоченным Краснодарским краем арендодателем на продление срока договора аренды, со ссылкой на краевой закон, который обрабатывает земельный участок, при этом собственником не предъявляются какие-либо требования, в том числе об освобождении участка, правомерно полагает, что обладает статусом арендатора, с соответствующими правовыми гарантиями, закрепленными федеральным законодателем, в том числе на предоставление земельного участка в собственность.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2017 по делу N А32-45747/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2017 N 15АП-12511/2017 ПО ДЕЛУ N А32-45747/2016
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2017 г. N 15АП-12511/2017
Дело N А32-45747/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абрамовой П.А.,
при участии представителей заявителя Ярышп Е.Н. по доверенности от 13.03.2017 и Фурсовой Е.С. по доверенности от 31.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений
Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.07.2017 по делу N А32-45747/2016, принятое судьей Савинным Р.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тысячный"
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования Гулькевичский район
о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тысячный" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконными действий департамента об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 23:06:1501005:06, обязании департамента принять решение о предоставлении обществу за плату спорного земельного участка и направить заявителю проект договора купли-продажи в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 74)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе департамент указывает на несоблюдение обществом требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, полагает договор аренды земельного участка ничтожным, указано на отсутствие доказательств тождественности земельных участков.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо с доводами жалобы не согласилось, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя поддержали правовую позицию по делу, заинтересованное лицо и третье лицо явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, между колхозом "Тысячный" (правопредшественник заявителя) и администрацией Гулькевичского района 28.02.1999 на основании постановления Главы Гулькевичского района от 26.01.1999 N 179 заключен договор N 45 аренды земель сельскохозяйственного назначения площадью 400 га для сельскохозяйственного использования, сроком на 5 лет.
Постановлением Главы Гулькевичского района от 10.04.2001 N 540 "О перераспределении земель в целях предоставления в аренду ООО научно-производственному объединению "КОС-МАИС" из фонда перераспределения Гулькевичского района для производства семян родительских форм гибридов кукурузы" 247,7 га пашни, арендуемых колхозом "Тысячный" по договору аренды от 28.02.1999, переданы НПО "КОС-МАИС", в качестве компенсации колхозу "Тысячный" переданы 160,6 га пашни единым массивом из земель, арендуемых колхозом "Маяк Революции", колхозу "Тысячный" предоставлены в аренду 152,3 га (пашня), ранее предоставленных по договору аренды от 28.02.1999, колхозу "Тысячный" предписано заключить договор аренды 312,9 га с администрацией Гулькевичского района.
21.06.2003 между СПК колхоз "Тысячный" и администрацией Гулькевичского района заключено дополнительное соглашение к договору N 45 аренды от 28.02.1999, согласно которому договору присвоен номер N 0600000191, уточнены размер и порядок внесения арендной платы.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 01.04.2004, что подтверждено кадастровым паспортом от 07.05.2007, участку присвоен кадастровый номер N 23:06:1501005:6.
30.06.2008 между администрацией МО Гулькевичский район и ООО "Агрофирма "Тысячный" на основании постановления главы МО Гулькевичский район от 24.06.2008 N 1139 заключен договор аренды земельного участка N 8806000023 с кадастровым номером 23:06:1501005:6 на срок до 24.06.2018.
15.09.2016 заявитель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Письмом от 19.10.2016 N 52-29469/16-32.20 департамент отказал в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность земельного участка, поскольку договор аренды земельного участка от 30.06.2008 N 8806000023 имеет признаки ничтожной сделки.
Полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка в собственность противоречит действующему законодательству и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи. Исключение составляет ряд случаев, в том числе, для земельных участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель, при условии надлежащего использования этих земельных участков.
Испрашиваемый в собственность земельный участок арендуется обществом с 22.02.1997 на основании договора аренды, используется в соответствии с целевым назначением, что подтверждается материалами дела, в том числе:
- - постановлением главы Гулькевичского района от 26.01.1999 N 179, на основании которого заключен договор аренды 22.02.1999 N 45;
- - постановлением главы Гулькевичского района от 10.04.2001 N 540;
- -дополнительным соглашением от 21.06.2003 к договору аренды N 45 аренды от 28.02.1999;
- - постановлением главы МО Гулькевичский район от 24.06.2008 N 1139, на основании которого заключен договор аренды земельного участка N 8806000023 с кадастровым номером N 23:06:1501005:6 на срок до 24.06.2018;
- - землеустроительным делом по проведению землеустройства и подготовке документов для государственного кадастрового учета земельных участков N 60, 62-70, 79,80,81;
- - делом по межеванию земельных участков 60, 62-70, 79,80,81.
Заявитель обратился в департамент с заявлением о выкупе земельного участка, приложив к нему все документы, необходимые для предоставления уполномоченным органом соответствующей государственной услуги.
По окончании срока действия договора аренды от 22.02.1997 администрация МО Гулькевичский район и заявитель 30.06.2008 N 8806000023 заключили новый договор аренды в отношении спорного земельного участка на срок до 24.06.2018.
В соответствии с положениями статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.03.2015, без проведения торгов осуществляется продажа, в частности:
- земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Законом N 101-ФЗ.
К числу участков, исключенных из сферы действия Закона N 101-ФЗ, испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок не относится (пункт 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (в редакции, действующей с 01.03.2015).
Ранее пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ устанавливал норму, согласно которой переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих участков.
По смыслу названных норм законов Российской Федерации и Краснодарского края, гражданином или юридическим лицом может быть приобретен в собственность не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии его надлежащего использования.
Согласно Положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345) департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Департамент осуществляет реализацию государственной политики в области имущественных и земельных отношений, приватизации государственного имущества, за исключением вопросов, регулируемых жилищным законодательством Российской Федерации.
Департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, наделенным правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки, заключает договоры купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, соглашения об установлении сервитутов (принимает решение об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута), соглашения о перераспределении, выступая стороной по сделкам, принимает решение о перераспределении (об отказе в перераспределении) земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3.10.3. Положения).
Таким образом, заинтересованное лицо определено заявителем верно.
Для возникновения у заявителя права на приобретение участка сельскохозяйственного назначения в собственность без торгов заявитель должен являться арендатором земельного участка, в течение определенного законом времени (не менее 3 лет), надлежащим образом исполнять свои обязанности арендатора, использовать участок по назначению.
Первое условие - наличие у заявителя статуса арендатора (законного пользователя) и наличие арендных отношений материалами дела подтверждено.
Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором. Согласно пункту 7 договора, договор действует до 24.06.2018.
Договор аренды до настоящего момента, ни по соглашению сторон, ни по решению суда не расторгнут, является действующим, обязательства сторон по его исполнению не прекращены, объект аренды, в том числе и земельный участок, находится во владении и пользовании общества, из его владения не выбывал.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от спорный земельный участок обременен на основании договора аренды в пользу общества.
Как указано выше, надлежащее использование заявителем спорного земельного участка подтверждается имеющимися в деле документами.
Ссылку департамента на пункт 1 постановления Пленума N 73, предусматривающий возможность заключения договора аренды в отношении государственного имущества только по результатам торгов, арбитражный суд находит несостоятельной, поскольку в нем прямо указано на применение данного правила лишь в случаях, предусмотренных законом.
Предметом спора в настоящем деле является реализация заявителем предусмотренного Земельным кодексом и Законом N 101-ФЗ права на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность за плату без проведения торгов.
На момент заключения договора аренды от 30.06.2008 N 8806000023 действовала статья 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ в редакции, наделяющей администрацию муниципального образования Гулькевичский район полномочиями по распоряжению земельными участками.
Общество, с которым заключено соглашение уполномоченным Краснодарским краем арендодателем на продление срока договора аренды, со ссылкой на краевой закон, который обрабатывает земельный участок, при этом собственником не предъявляются какие-либо требования, в том числе об освобождении участка, правомерно полагает, что обладает статусом арендатора, с соответствующими правовыми гарантиями, закрепленными федеральным законодателем, в том числе на предоставление земельного участка в собственность.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2017 по делу N А32-45747/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)