Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2017 N 15АП-9145/2017 ПО ДЕЛУ N А53-3571/2017

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2017 г. N 15АП-9145/2017

Дело N А53-3571/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
- от заявителя: Олейников А.В. - представитель по доверенности от 27.06.2017, паспорт;
- от заинтересованного лица: Куницына М.В. - представитель по доверенности от 09.01.2017 N 2, удостоверение;
- от Администрации Веселовского района Ростовской области: Дмитриева В.В. - представитель по доверенности от 17.04.2017 N 771, паспорт; Киреев А.Ю. - представитель по доверенности от 20.07.2017 N 1527, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожник"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.04.2017 по делу N А53-3571/2017, принятое судьей Захарченко О.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дорожник"

к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
при участии третьих лиц: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"; Администрации Веселовского района Ростовской области; Администрации Веселовского сельского поселения
о признании незаконным решения

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дорожник" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) по изменению записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в отношении назначения земельного участка: с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, Веселовский район, п. Веселый, ул. Коллективная, 1-а, кадастровый номер 61:06:010133:0082.
Заявленные требования мотивированы тем, что сельскохозяйственное назначение земельного участка подтверждается приложенными выписками из ЕГРП. Считает перевод земельного участка в категорию земель населенных пунктов незаконным, необоснованным и направленным на лишение права общества заниматься сельским хозяйством на арендованном земельном участке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Веселовского района Ростовской области; Администрация Веселовского сельского поселения Веселовского района Ростовской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что заинтересованным лицом представлены достаточные доказательства законности и обоснованности оспариваемого решения по внесению изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
Общество с ограниченной ответственностью "Дорожник" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить полностью. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. Обществом не был получен отзыв управления и третьих лиц. Доводы общества в судебном акте не исследованы. Указывает, что решение собрания депутатов Веселовского района от 30.03.2011 N 68 об утверждении генерального плана Веселовского сельского поселения Веселовского района Ростовской области не опубликовано. Управлением не проведена правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. На спорном земельном участке расположена молочно-товарная ферма, для эксплуатации которой предусмотрена санитарно-защитная зона. Незаконные действия повлекли изменение кадастровой стоимости земельного участка с 640 500 руб. до 33 043 500 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Веселовского сельского поселения Веселовского района Ростовской области просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Позиция администрации высказана в суде первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указывает, что действия управления совершены в соответствии с требованиями закона.
В судебном заседании участвующие в деле лица дали суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела. Представитель общества настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил решение отменить. Представители управления и Администрации Веселовского района Ростовской области просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Веселовского района от 17.06.2004 N 412 обществу с ограниченной ответственностью "Дорожник" предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок общей площадью 175 000 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, Веселовский район, поселок Веселый, ул. Коллективная, 1-а с кадастровым номером 61:066010133:0082, для производственных нужд.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.12.2015 и от 17.03.2016 земельный участок с кадастровым номером 61:066010133:0082 относился к землям сельскохозяйственного назначения.
18.08.2016 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области обратилась Администрация Веселовского сельского поселения Веселовского района Ростовской области в порядке статьи 15 Закона о кадастре с заявлением об изменении категории земельного участка с земли сельскохозяйственного назначения на категорию земли населенных пунктов.
Обращение администрации обусловлено решением собрания депутатов Веселовского района от 30.03.2011 N 68 об утверждении генерального плана Веселовского сельского поселения Веселовского района Ростовской области, устанавливающего границы населенного пункта поселения, в результате которого земельный участок с кадастровым номером 61:06:0010133:82 вошел в черту населенного пункта.
22.08.2016 государственным регистратором в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:066010133:0082, изменена категория земель - с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов.
При получении новой выписки из ЕГРП от 28.11.2016 ООО "Дорожник" стало известно об изменении назначения земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов. Действие об изменении категории земельного участка заявитель считает незаконным, нарушающим его права как арендатора земельного участка.
Изложенные обстоятельства послужили основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4, 6 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункты 1, 2, 3, 4 части 1 статьи 8 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 6 статьи 9 ГрК Российской Федерации).
Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов (часть 1).
Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2).
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Частью 1 статьи 24 ГрК РФ установлено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 24 ГрК РФ).
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10 статьи 24 ГрК РФ).
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (части 16 и 17 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Из пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 8 Закона о переводе земель предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Из материалов дела видно, что оспариваемые действия управления совершены в связи с обращением 18.08.2016 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Администрация Веселовского сельского поселения Веселовского района Ростовской области с заявлением об изменении записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним - сведений об изменении категории земельного участка на основании решения от 30.03.2011 N 68.
Общество указывает, что решение совета депутатов от 30.03.2011 N 68 в печатном виде в газете опубликовано не было. При этом общество не указывает, на основании каких документов пришло к этому выводу.
Вместе с тем при рассмотрении дела N А53-15826/2014 (с участием администрации Веселовского района Ростовской области и общества "Дорожник") судами установлено следующее.
Категория земель (земли поселений вместо земли сельскохозяйственного назначения) применительно к земельному участку с кадастровым номером кадастровым номером 61:06:01 01 33:82 была изменена в результате следующих действий и решений.
По результатам публичных слушаний (протокол проведения публичных слушаний по проекту генерального плана Веселовского сельского поселения от 06.04.2009) комиссией принято решение рекомендовать главе Веселовского района принять проект генерального плана Веселовского сельского поселения Ростовской области, разработанный проектным институтом ООО "Севкапнииагропром" за основу.
Проект генерального плана Веселовского сельского поселения Веселовского района Ростовской области согласован администрацией Ростовской области, что подтверждается сводным заключением N 35 от 17.02.2011.
Решением Собрания депутатов Веселовского района Ростовской области от 30.03.2011 N 68 утвержден генеральный план Веселовского сельского поселения Веселовского района Ростовской области на основании ст. 24 ГрК РФ, Областного закона от 14.01.2008 N 853-ЗС "О градостроительной деятельности в Ростовской области", сводного заключения N 35 от 17.02.2011 администрации Ростовской области о согласовании проекта генерального плана Веселовского сельского поселения Веселовского района Ростовской области, заключения о результатах публичных слушаний от 16.04.2009 и соглашения N 2 от 15.12.2010 на передачу полномочий в области градостроительства Веселовским сельским поселением администрации Веселовского района.
Согласно п. 2 ст. 37 устава муниципального образования "Веселовский район" официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в периодическом печатном издании, определенном правовым актом главы Веселовского района.
Постановлением администрации Веселовского района от 13.12.2005 N 658 официальным печатным изданием для опубликования нормативных правовых актов и другой официальной информации органов местного самоуправления Веселовского района с 01.01.2006 определена газета "Новые Зори Маныча".
В газетах "Новые Зори Маныча" N 19 от 19.05.2011, N 20 от 26.05.2011 опубликованы Положение о территориальном планировании Веселовского сельского поселения, решение Собрания депутатов Веселовского района Ростовской области от 30.03.201 N 68 "Об утверждении генерального плана Веселовского сельского поселения Веселовского района Ростовской области", картографический материал генерального плана п. Веселый.
С учетом изложенного, утверждение решением Собрания депутатов Веселовского района Ростовской области от 30.03.2011 N 68 генерального плана Веселовского сельского поселения Веселовского района Ростовской области является установлением (изменением) границ населенного пункта поселения, в результате которого земельный участок с кадастровым номером 61:06:01 01 33:82 вошел в черту населенного пункта и, соответственно, перевод спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов произведен в установленном законом порядке.
Указанные обстоятельства в рамках настоящего дела обществом документально не опровергнуты.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих факт наличия тех или иных обстоятельств.
Доказательства, на основании которых лицо, участвующее в деле, обосновывает свои требования и возражения, должны быть допустимыми, относимыми и достоверными.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ истец не доказал наличие обстоятельств, на которых основаны его исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.04.2017 по делу N А53-3571/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)