Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2017 N 06АП-2248/2017 ПО ДЕЛУ N А73-18234/2016

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2017 г. N 06АП-2248/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы": Азимов А.Е., представитель по доверенности от 10.01.2017 N 356-16/3;
- от Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска: Ефимкова Е.К., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 02-12/1;
- от рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
на решение от 22.03.2017
по делу N А73-18234/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Дацуком С.Ю.
по иску Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы"
к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
о взыскании 6 690 729, 94 руб.

установил:

Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - истец, ПАО "ФСК ЕЭС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (далее - ответчик, Департамент) о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде излишне уплаченных сумм за аренду земельных участков по договорам аренды N 11439 от 06.06.2012, N 11440 от 06.06.2012, N 11619 от 02.08.2013, N 11620 от 02.08.2013, N 11745 от 03.02.2014, N 11746 от 03.02.2014 в размере 6 035 619 руб. 72 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 655 110 руб. 22 коп.
Решением от 22.03.2017 суд исковые требования удовлетворил.
Департамент, не согласившись с судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность решения, принятого с нарушением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить, в иске отказать. В частности указывает на то, что поскольку на спорный земельный участок государственная собственность не разграничена, то к спорным правоотношениям применим общий порядок определения размера арендной платы, установленной Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр. Каких либо особенностей для определения размера платы для земельных участков, предоставленных под объекты энергоснабжения, данное положение не содержит.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Департамента на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представитель общества в заседании суда, а также в возражениях на жалобу, выразил несогласие с ее доводами, указав при этом, что Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.06.2016 N 187-пр в Постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр внесены изменения, согласно которым размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, устанавливается равным размеру арендной платы, рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Просил оставить решение суда в силе как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены, изменения судебного акта, в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что 06.06.2012 между Министерством (арендодатель), действующим от имени городского округа "Город Хабаровск", и ОАО "ФСК ЕЭС" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков NN 11439, 11440, по условиям которых во временное владение и пользование арендатора переданы земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0000000:24560, 27:23:0000000:1338 для строительства объекта "ПС 220 кВ Амур" и заходов на нее от существующих ВЛ 220 кВ Хабаровской ТЭЦ-3 и ПС "РЦ" в Краснофлотском и Железнодорожном районах г. Хабаровска".
Срок действия договоров определен с 12.05.2012 по 12.05.2012 (пункты 2.1 и 2.2).
В соответствии с пунктом 2.3 договоров аренды предусмотрена возможность пролонгации договоров на неопределенный срок, при отсутствии возражений со стороны Арендодателя.
02.08.2013 между Министерством (арендодатель), действующим от имени городского округа "Город Хабаровск", и ОАО "ФСК ЕЭС" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков NN 11619, 11620, по условиям которых во временное владение и пользование арендатора переданы земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0000000:23349, 27:23:0000000:23350 для размещения подъездной автодороги к объекту "ПС 220 кВ Амур" и заходов на нее от существующих ВЛ 220 кВ Хабаровской ТЭЦ-3 и ПС "РЦ" в Краснофлотском и Железнодорожном районах г. Хабаровска".
Пунктами 2.1 и 2.2 договоров NN 11619, 11620 срок их действия определен с 24.12.2012 по 24.06.2014.
В соответствии с пунктом 2.3 договоров аренды предусмотрена возможность пролонгации договоров на неопределенный срок, при отсутствии возражений со стороны Арендодателя.
03.02.2014 между Министерством (арендодатель), действующим от имени городского округа "Город Хабаровск", и ОАО "ФСК ЕЭС" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков NN 11745, 11746, по условиям которых во временное владение и пользование арендатора переданы земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0000000:24374, 27:23:0000000:24375 для размещения подъездной автодороги в Краснофлотском и Железнодорожном районах г. Хабаровска", Пунктами 2.1 и 2.2 договоров NN 11745, 11746 срок их действия определен с 09.09.2013 по 09.04.2015.
В соответствии с пунктом 2.3 договоров аренды предусмотрена возможность пролонгации договоров на неопределенный срок, при отсутствии возражений со стороны Арендодателя.
Объекты переданы арендатору по актам приема-передач земельных участков.
Согласно пункту 3.1 указанных договоров размер арендной платы за пользование земельными участками определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Хабаровского края.
В период действия договоров аренды ПАО "ФСК ЕЭС" производило арендные платежи своевременно и с соблюдением порядка, согласованного сторонами.
В связи с изменением федерального законодательства в части порядка определения арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения, ОАО "ФСК ЕЭС" письмом от 05.05.2015 обратилось в Департамент о пересмотре размера арендной платы по договору аренды земельного участка и об установлении ставки арендной платы в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011 N 508, в размере, установленном для Хабаровского края и равном 5,59 руб. за кв. м 18.10.2016 истец направил претензию в Департамент с требованием о возврате, в течение 15 дней с момента получения претензии, излишне уплаченных сумм по арендным платежам за период с 01.03.2015 по 30.12.2016 в размере 6 035 619 руб. 72 коп.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии со статьей 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
Поскольку договоры аренды, поименованные выше, заключены после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, размер арендной платы определен не по результатам торгов, арендная плата по этим договорам является регулируемой (разъяснения, приведенные в пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения арендной платы, а также правила определения ее размера, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение данного пункта Правил, утвержденных постановлением N 582, Минэкономразвития издало Приказ N 507 от 22.09.2011 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)", которым утвердило ставку арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами.
Пунктом 2 Приказа N 507 установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 данного Приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков (прилагаются).
В приложении к Приказу N 507 предельная ставка для земельных участков, расположенных в Хабаровском крае, предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), определена в размере 5,59 рублей за 1 кв. м.
Поскольку земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, предоставлены и используется Обществом для строительства объекта "ПС 220 кВ Амур" и заходов на нее от существующих ВЛ 220 кВ Хабаровской ТЭЦ-3 и ПС "РЦ" в Краснофлотском и Железнодорожном районах г. Хабаровска" (объект электроэнергетики), следовательно, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, предусмотренного подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам Приказа N 507 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Учитывая изложенное, в отношении спорных участков с 01.03.2015 размер арендной платы подлежит определению с учетом приведенных норм права и в соответствии с Приказом N 507, принятым на основании пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, и не должен превышать установленную для Хабаровского края предельную ставку 5,59 руб. за 1 кв. м.
При этом, доводы Департамента о том, что Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр каких-либо особенностей для определения порядка определения размера арендной платы для земельных участков, предоставленных под объекты энергоснабжения, данное положение не содержит, в связи с чем, следует применять общий порядок определения размера арендной платы, коллегией отклоняется, поскольку.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.06.2016 N 187-пр в Постановление Правительства Хабаровского края N 411-пр от 30.12.2009 внесены изменения, согласно которым размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, устанавливается равным размеру арендной платы, рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, Постановлением Правительства Хабаровского края N 411-пр от 30.12.2009 установлен особый порядок расчета арендной платы для объектов энергетики, к которым относятся и объекты, под размещение которых предоставлены земельные участки по спорным договорам.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами и сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Факт перечисления истцом ответчику денежных средств подтвержден представленными в материалы дела платежными поручениями, обязательство по перечислению денежных средств в счет арендной платы по спорным договорам истцом исполнено в полном объеме.
В связи с тем, что ПАО "ФСК ЕЭС" произвело переплату арендных платежей за период с 01.03.2015 по 31.12.2016 в сумме 6 035 619 руб. 72 коп., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Департамента неосновательного обогащения.
Расчет проверен судом апелляционной инстанции и признается верным.
На основании статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользованием чужими денежными средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Поскольку материалами дела подтверждается факт неосновательного обогащения ответчика, предъявление истцом требования о взыскании процентов в размере 655 110,22 руб., начисленных на взысканную сумму неосновательного обогащения, является правомерным.
Расчет процентов проверен судом первой инстанции и обоснованно признан правильным.
С учетом изложенного, арбитражный суд вынес по существу законное решение.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются в связи с вышеизложенным.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.03.2017 по делу N А73-18234/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.И.САПРЫКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)