Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2017 N 15АП-3756/2017 ПО ДЕЛУ N А32-31141/2016

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2017 г. N 15АП-3756/2017

Дело N А32-31141/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Ванина В.В., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П.,
при участии:
от заявителя (ответчика): представитель Белая А.Н. по доверенности от 19.12.2016,
от заинтересованного лица (истца): представитель Свиридкина Е.Н. по доверенности от 30.12.2016,
от третьего лица: представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2016 по делу N А32-31141/2016
по исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог" Черноморье" (ИНН 231901001, ОГРН 1032311075620)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
при участии третьих лиц: Управление государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
об изъятии земельного участка,
принятое в составе судьи Боровик А.М.,

установил:

Федеральное казенное учреждение "Управление Федеральных автомобильных дорог" Черноморье" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) об изъятии для федеральных нужд путем прекращения права аренды ОАО "РЖД" на земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0802000:1160 площадью 104 кв. м и 23:30:0802000:1161, площадью 1009 кв. м, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:000 0000:3 площадью 11551 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, пол. отв. ж/д, напр. "Темр.-п Кавказ", "Темр.-п Темр", "Темр.-Ан" посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор "Черноморье" денежной суммы в размере 143000 руб., в том числе рыночная стоимость досрочно прекращаемого права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0802000:1160 составляет 11000 руб.; рыночная стоимость права требования на возмещение убытков, связанная с изъятием земельного участка с кадастровым номером 23:30:0802000:1160 составляет 22000 руб.; рыночная стоимость досрочно прекращаемого права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0802000:1161 составляет 110000 руб. - на банковский счет ОАО "РЖД" или на депозит нотариуса, об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2016 исковые требования удовлетворены. Изъяты для федеральных нужд путем прекращения права аренды ОАО "Российские железные дороги" земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0802000:1160, площадью 104 кв. м и 23:30:0802000:1161 площадью 1009 кв. м, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3 площадью 11551 кв. м, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, пол. отв. ж/д, напр. "Темр.-п Кавказ", "Темр. - п Темр", "Темр.-Ан", посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор "Черноморье" денежной суммы в размере 143000 руб., в том числе: рыночная стоимость досрочно прекращаемого права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0802000:1160 составляет 11000 руб.; рыночная стоимость права требования на возмещение убытков, в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером 23:30:0802000:1160 составляет 22000 руб.; рыночная стоимость досрочно прекращаемого права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0802000:1161 составляет 110000 руб. - на банковский счет ОАО "РЖД" или на депозит нотариуса. С ОАО "РЖД" в пользу ФКУ Упрдор "Черноморье" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда от 26.12.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- - суд не дал правовую оценку протоколу от 01.06.2016 N ЦРИ-83/пр о порядке оформления прав подведомственных Росавтодор федеральных казенных учреждений на арендуемые ОАО "РЖД" федеральные земельные участки для размещения объектов транспортной инфраструктуры, принятого совместно ОАО "РЖД" и Росавтодор;
- - принятый судебный акт нарушает права и законные интересы ответчика, поскольку между ОАО "РЖД" и ТУ Росимущество по Краснодарскому краю заключен договор аренды N 7700000701 от 27.12.2007 земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:0003, находящийся в Темрюкском районе, сроком на 49 лет. Через земельный участок с кадастровым номером 23:30:0802000:1161 проходит кабельная линия связи, являющаяся собственностью ОАО "РЖД" и зарегистрированная в составе ПТК N 3 Крымской дистанции сигнализации и связи (свидетельство о государственной регистрации права серия 23-Аб N 320781 от 25.03.2004 года), состоящая на балансе Ростовской дирекции связи. Изъятие земельных участков путем раздела земельного участка полосы отвода без согласования с ОАО "РЖД" может привести к нарушению технологии эксплуатации объектов инфраструктуры, следовательно, к нарушению безопасности движения железнодорожного транспорта. Кроме того, на арендуемом земельном участке ОАО "РЖД" заключено 34 договора субаренды, в том числе под объектами недвижимости третьих лиц, что потребует в результате раздела федерального земельного участка, нового договора аренды, исключения территорий сторонних собственников из полосы отвода и перезаключения указанных договоров субаренды. Затраты ОАО "РЖД" на проведение указанных мероприятий составят ориентировочно 3,6 миллиона рублей, что на сегодняшний день невозможно для компании;
- - распоряжение Росавтодор от 20.10.2015 N 1953-р об изъятии земельных участков нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД".
От Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог" Черноморье" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний считает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Представитель заявителя (ответчика) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица (истца) против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям отзыва.
Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя (ответчика) и заинтересованного лица (истца), арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 03.03.2015 N 331-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта "Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край".
Пунктом 1 распоряжение Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 31.03.2015 г. N 551-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе и земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0802000:1160 площадью 104 кв. м и 23:30:0802000:1161 площадью 1009 кв. м, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3 (категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения) площадью 9785574 кв. м, по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, пол. отв. ж/д, напр. "Темр.-п Кавказ", "Темр.-п Темр.", "Темр.-Ан", принадлежащий ответчику на праве аренды.
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 20.10.2015 г. N 1953-р внесены изменения в приложение N 1 и приложение N 2 к распоряжению Федерального дорожного агентства от 31.03.2015 г. N 551-р "Об изъятии для нужд РФ земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта "реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М25 Новороссийск - Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край" изложить в редакции согласно приложению N 1 и приложению N 2 соответственно к настоящему распоряжению.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0802000:1160, площадью 104 кв. м и 23:30:0802000:1161, площадью 1009 кв. м, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3, попадают в зону строительства объекта "Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край" (объект).
Из пункта 2 вышеуказанного распоряжения следует, что ФКУ Упрдор "Черноморье" обязали обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению; обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В адрес ответчика направлено уведомление N 4522/10 от 19.05.2015 о том, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0802000:1160, площадью 104 кв. м и 23:30:0802000:1161, площадью 1009 кв. м, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, пол. отв. ж/д, напр. "Темр.-п Кавказ", "Темр.-п Тепр.", "Темр.-Ан", подлежат изъятию в целях обеспечения реализации проекта "Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край".
На основании распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 31.03.2015 N 551-р проведена государственная регистрация ограничения (обременения) земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3 площадью 11551 кв. м, расположенного по адресу Краснодарский край, Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, пол. отв. ж/д, напр. "Темр.-п Кавказ", "Темр.-п Темр.", "Темр.-Ан".
Выпиской из ЕГРП от 27.04.2015 г. N 23/050/037/2015-3863 подтверждается факт принадлежности ОАО "Российские железные дороги" на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3 площадью 11551 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, пол. отв. ж/д, напр. "Темр.-п Кавказ", "Темр.-п Темр."
Согласно пункту 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Такой порядок предусмотрен статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В силу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (статья 11 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ").
Между ЗАО "Институт "Стройпроект" и ООО "БТИ, землеустройство, оценка" заключен договор N 2014/125 ПП от 08.10.2014, на основании которого произведена оценка рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0802000:1160, площадью 104 кв. м и 23:30:0802000:1161, площадью 1009 кв. м (категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, пол. отв. ж/д, напр. "Темр.-п Кавказ", "Темр.-п Темр.", а также размера убытков, причиненных таким изъятием.
Размер выкупной цены земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0802000:1160, площадью 104 кв. м и 23:30:0802000:1161, площадью 1009 кв. м (категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях обеспечения реализации проекта, определялся на основании отчета об оценке от N 011-01/16 от 26.01.2016, составленном независимым оценщиком ООО "БТИ, землеустройство, оценка".
Согласно отчету N 011-01/16 от 26.01.2016, составленном независимым оценщиком ООО "БТИ, землеустройство, оценка", денежная сумма подлежащая уплате посредством перечисления ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог" Черноморье" ОАО "Российские железные дороги" составляет 143000 руб., в том числе:
- - рыночная стоимость досрочно прекращаемого права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0802000:1160, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего соглашения, составляет 11000 руб.;
- - рыночная стоимость права требования на возмещение убытков, связанная с изъятием земельного участка с кадастровым номером 23:30:0802000:1160, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего Соглашения, в целях обеспечения реализации проекта, составляет 22000 руб.;
- - рыночная стоимость досрочно прекращаемого права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0802000:1161, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего Соглашения, составляет 110000 руб.;
- - рыночная стоимость права требования на возмещение убытков, связанная с изъятием земельного участка с кадастровым номером 23:30:0802000:1161, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего соглашения, в целях обеспечения реализации проекта, составляет 0 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Особенности проведения экспертизы отчета об определении отдельного вида стоимости объекта оценки (в частности, кадастровой стоимости), в том числе в части подтверждения стоимости объекта оценки (далее - особенности проведения экспертизы отчета), устанавливаются федеральным стандартом оценки. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Указанный выше отчет прошел экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов, и правил оценочной деятельности (на подтверждение стоимости объекта оценки) в СРО Региональная ассоциация оценщиков (экспертное заключение N 23/070515/01 от 24.03.2016).
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или судебном порядке не установлено иное.
В материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены возражения относительно подлежащего выплате размера, как не представлены контррасчет возмещения и альтернативное заключение эксперта или иные доказательства, свидетельствующие о недостоверности отчета.
Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества путем выкупа земельного участка, руководствуясь статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", подпунктом 55.4.1 (1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения", ФКУ Упрдор "Черноморье" подготовлены проект соглашений в связи с изъятием путем выкупа земельного участка в целях обеспечения реализации проекта.
Также, истцом подготовлен проект соглашения, пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрена выплата денежных средств ОАО "Российские железные дороги" в размере 143000 руб. в связи с изъятием путем прекращения права аренды земельного участка. Данный проект направлен в адрес ответчика посредством почтовой связи (заказное письмо N 3012/10 от 25.03.2016).
Как указывает истец, соглашение ответчиком не подписано, предложения о внесении изменения в соглашение не представлено.
Согласно части 6 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Краснодарского края пришел к обоснованном выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом заявлено об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возможности удовлетворения требований в данной части, по следующим основаниям.
Согласно статье 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным. Немедленное исполнение решения допускается при предоставлении взыскателем обеспечения поворота исполнения на случай отмены решения суда (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда денежных средств в размере присужденной суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.
Из материалов дела усматривается, что 28.09.2015 заключен государственный контракт N 1/15 СМР реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М 25- Новороссийск-Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0- км 42, Краснодарский край, согласно условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ: "Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь) Строительство подъезда от автомобильной дороги м-25 Новороссийск-Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участка км 0 - км 42, Краснодарский край" в соответствии с проектом, утвержденным распоряжением Росавтодора от 15.07.2015 г. N 1224-р, и надлежащим образом исполнить принимаемые по контракту гарантийные обязательства, а заказчик обязался принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта (пункт 1.1. контракта).
Пунктом 10.1. контракта предусмотрена обязанность заказчика предоставить подрядчику строительную площадку.
Условиями контракта согласованы сроки выполнения работ:
- - начало - с даты заключения государственного контракта (начальный срок выполнения работ);
- - окончание: завершение строительно-монтажных работ - октябрь 2018 г.;
- - получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - декабрь 2018 г. (конечный срок выполнения работ), перенос сроков строительства не предусмотрен.
Вместе с тем, Арбитражный суд Краснодарского края верно указал на то, что с учетом статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии предоставления заказчиком земельного участка под строительство.
Кроме того, из линейного графика строительства дороги 0-42 усматривается, что срок строительства начинается с октября 2015 и составляет 39 месяцев.
При таких обстоятельствах, обращение решения суда к немедленному исполнению необходимо для своевременной реализации государственного контракта, в связи с чем, требования в указанной части удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Ссылка апеллянта на протокол от 01.06.2016 N ЦРИ-83/пр и распоряжение Росавтодор от 20.10.2015 N 1953-р отклоняются судом апелляционной инстанции, по следующим основаниям.
ФКУ Упрдор "Черноморье подведомственно Федеральному дорожному агентству (Росавтодор) и является государственным заказчиком по проектированию и строительству объекта транспортной инфраструктуры федерального значения "Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км. 0-км. 42, Краснодарский край".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374 "Об утверждении положения о Федеральном дорожном агентстве" установлено, что Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В соответствии с пунктом 5 положения о Федеральном дорожном агентстве, Росавтодор:
- - принимает решения об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей;
- - организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.
Таким образом, Федеральное дорожное агентство является органом, уполномоченным осуществлять полномочия Российской Федерации по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог федерального значения.
ФКУ Упрдор "Черноморье" по своей организационно-правовой форме является казенным учреждением и полностью финансируется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 3.3.14 Устава ФКУ Упрдор "Черноморье" целью деятельности Учреждения является проведение комплекса мероприятий по изъятию, в том числе заключение соглашений об изъятии, земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд, а также по регистрации соответствующих прав на них, резервированию земель для государственных нужд, в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения и формирования полос отвода, на основании решения Федерального дорожного агентства.
Так, в связи с осуществлением мероприятий по изъятию земельных участков, попадающих в границы размещения указанного объекта, в соответствии с законодательством Российской Федерации был подан настоящий иск.
Как было указано выше, распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 03.03.2015 N 331-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта "Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край".
Пунктом 1 распоряжение Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 31.03.2015 г. N 551-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельные участки, указанные в приложении к настоящему распоряжению, в том числе и земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0802000:1160 площадью 104 кв. м и 23:30:0802000:1161 площадью 1009 кв. м образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3 (категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения) площадью 9785574 кв. м, по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, пол. отв. ж/д, напр. "Темр.-п Кавказ", "Темр.-п Темр.", "Темр.-Ан", принадлежащий ответчику на праве аренды.
Данным распоряжением, также утверждена документация по планировке территории объекта "Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М 25 Новороссийск - Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край".
Федерального дорожного агентства (Росавтодор) издано распоряжение от 20.10.2015 N 1953-р об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, попадающих в документацию по планировке территории.
Учитывая, что распоряжение от 20.10.2015 N 1953-р об изъятии не утратило силу и не отменено, истцу необходимо обеспечить комплекс мероприятий, направленных на изъятие земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0802000:1160 и 23:30:0802000:1161.
Кроме того, вступавшим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2016 по делу N А32-23732/2016, ОАО "РЖД" отказано в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения Росавтодор от 20.10.2015 N 1953-р.
При рассмотрении указанного спора, судом была дана оценка доводу о том, что на арендуемом земельном участке ОАО "РЖД", на что указывает последний и в настоящей апелляционной жалобе, заключено 34 договора субаренды, в том числе под объектами недвижимости третьих лиц, что потребует в результате раздела федерального земельного участка, заключения нового договора аренды, исключения территорий сторонних собственников из полосы отвода и перезаключении указанных договоров субаренды. Затраты ОАО "РЖД" на проведение указанных мероприятий составят ориентировочно 3,6 миллиона рублей.
Из материалов дела не усматривается и ответчиком не представлено доказательств несения затрат в силу статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу пунктов 7 и 8 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем изымаемой недвижимости обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных правообладателем изымаемой недвижимости с такими лицами договорах, прежний правообладатель изымаемой недвижимости вправе расторгнуть в одностороннем порядке заключенные им договоры при условии, что их исполнение станет невозможным в связи с изъятием указанной недвижимости.
Правообладатель изымаемой недвижимости осуществляет самостоятельно расчет с лицами, обременения на изымаемую недвижимость в пользу которых или договоры с которыми прекращены на основании заключенного соглашения об изъятии недвижимости либо вступившего в законную силу решения суда, а также с лицами, договоры с которыми расторгнуты в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указывает на то, что 08.10.2014 между ФКУ Упрдор "Черноморье" и ЗАО "Институт "Стройпроект" заключен государственный контракт N 260 по разработке проектной документации по объекту: Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керченский пролив к г. Керчь и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, Краснодарский край (далее - Объект), в рамках которого выполнялись, в том числе, проектные и кадастровые работы.
Из письма ЗАО "Институт "Стройпроект" N 16477 от 15.12.2016 следует, что изъятие земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0802000:1160 пл. 104 кв. м и 23:30:0802000:1161 пл. 1009 кв. м для размещения вышеуказанного объекта предусматривается для следующих нужд: земельный участок с кадастровым номером 23:30:0802000:1160 пл. 104 кв. м - для размещения опоры N 4 путепровода на основном ходу в составе транспортной развязки на ПК 66+38.45; земельный участок с кадастровым номером 23:30:0802000:1161 пл. 1009 кв. м - для размещения реконструируемой автодороги местного значения п. Сенной - ст. Вышестеблиевская и выпускных оголовков водопропускных труб.
В соответствии с утвержденным проектом организации строительства (шифр 5-628-ПОС-1-К "Часть 1. Сводный проект организации строительства" и линейным графиком строительства (шифр 5-628-ПОС-1-3-К), выполнение указанных работ запланировано начиная с октября 2015 года, однако, ввиду отсутствии земельных участков, работы выполняются на локальных участках не в полном объеме.
Ссылка заявителя жалобы на то, что через земельный участок с кадастровым номером 23:30:0802000:1161 проходит кабельная линия связи, являющаяся собственностью ОАО "РЖД" и изъятие земельных участков путем раздела земельного участка полосы отвода без согласования с ОАО "РЖД" может привести к нарушению технологии эксплуатации объектов инфраструктуры, во внимание апелляционной коллегией не принимается, поскольку рабочая документация по переустройству железнодорожных коммуникаций согласована с ответчиком, следовательно, все необходимые согласования, в том числе перенос коммуникаций ОАО "РЖД" получены.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. (платежное поручение N 822 от 17.01.2017), по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2016 года по делу N А32-31141/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.МАШТАКОВА

Судьи
В.В.ВАНИН
Н.В.НАРЫШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)