Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 22.11.2017 N Ф08-8923/2017 ПО ДЕЛУ N А22-4004/2016

Требование: О признании недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Прокурор полагал, предоставление спорных участков в аренду на основании постановления администрации осуществлено с нарушением норм действующего законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2017 г. по делу N А22-4004/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от ответчика - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сергиенко Александра Петровича (ИНН 0812000000787, ОГРНИП 304081236300065) - Абакиновой О.Н. (доверенность от 20.03.2017), Сергиенко А.П. (глава, паспорт), от третьих лиц: Абдулгафурова Магомеда Ибрагимовича - Абдулгафурова М.И. (паспорт), Вайламатова Али Набиевича - Вайламатова А.Н. (паспорт), в отсутствие истца - прокурора Республики Калмыкия, ответчика - муниципального учреждения администрация Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ИНН 0812001872, ОГРН 1020800508398), третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, Абдулгафурова Р.И., Абдулгафурова Г.И., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сергиенко Александра Петровича на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.03.2017 (судья Садваев Б.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2017 (судьи Джамбулатов С.И., Макарова Н.В., Сомов Е.Г.) по делу N А22-4004/2016, установил следующее.
Прокурор Республики Калмыкия (далее - прокурор) обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному учреждению администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сергиенко А.П. (далее - глава хозяйства) о признании недействительным в силу ничтожности договора от 21.01.2015 N 25 аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки путем возврата земельных участков с кадастровыми номерами 08:12:310101:277, 08:12:310101:278, 08:12:310101:280, 08:12:310101:281, 08:12:310101:282, 08:12:310101:283 и 08:12:310101:284, 08:12:310101:285.
Решением от 22.03.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 09.08.2017, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы нарушением публичной процедуры предоставления в аренду спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения.
В кассационной жалобе глава хозяйства просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска. Податель жалобы указывает, что договор аренды заключен в отношении восьми земельных участков, однако суды не исследовали вопрос о том, в отношении каких земельных участков имелась заинтересованность третьих лиц. Вывод о наличии других претендентов на спорные участки не подтвержден материалами дела. Нормы статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) не подлежат применению. Прокурор обратился в суд за пределами предоставленных ему полномочий.
В судебном заседании представитель главы хозяйства поддержал доводы кассационной жалобы. Абдулгафуров М.И. и Вайламатов А.Н. дали пояснении по делу.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, согласно протоколу от 19.01.2015 N 3 районной комиссии по рассмотрению заявлений физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 08:12:310101:277, 08:12:310101:278, 08:12:310101:280, 08:12:310101:281, 08:12:310101:282, 08:12:310101:283 и 08:12:310101:284, 08:12:310101:285 в администрацию обратились главы крестьянских (фермерских) хозяйств Сергиенко Г.А., Алимурзаев Ш.А., Абдулгафуров М.И., Абдулгафуров Р.И., Абдулгафуров Г.И. и Вайламатов А.Н.
По результатам рассмотрения заявлений и представленных перспективных планов развития комиссией принято решение о предоставлении спорных земельных участков в аренду главе хозяйства.
На основании постановления и.о. главы администрации от 21.01.2015 N 18 администрация (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор от 21.01.2015 N 25 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Яшалтинского муниципального образования, по условиями которого арендатору переданы земельный участок площадью 1829 га с кадастровым номером 08:12:310101:277, расположенный по адресу: Яшалтинский район, примерно в 11,5 км по направлению на север от ориентира п. Октябрьский, земельный участок площадью 69,9 га с кадастровым номером 08:12:310101:278, расположенный по адресу: Яшалтинский район, примерно в 6,5 км по направлению на север от ориентира п. Октябрьский, земельный участок площадью 154 га с кадастровым номером 08:12:310101:280, расположенный по адресу: Яшалтинский район, примерно в 10,5 км по направлению на север от ориентира п. Октябрьский, земельный участок площадью 26,2 га с кадастровым номером 08:12:310101:281, расположенный по адресу: Яшалтинский район, примерно в 9,8 км по направлению на север от ориентира п. Октябрьский, земельный участок площадью 188,3 га с кадастровым номером 08:12:310101:282, расположенный по адресу: Яшалтинский район, примерно в 9,8 км по направлению на северо-восток от ориентира п. Октябрьский, земельный участок площадью 101,5 га с кадастровым номером 08:12:310101:283, расположенный по адресу: Яшалтинский район, примерно в 8,9 км по направлению на северо-восток от ориентира п. Октябрьский, земельный участок площадью 192,7 га с кадастровым номером 08:12:310101:284, расположенный по адресу: Яшалтинский район, примерно в 9,1 км по направлению на северо-восток от ориентира п. Октябрьский, земельный участок площадью 366,3 га с кадастровым номером 08:12:310101:285, расположенный по адресу: Яшалтинский район, примерно в 7,5 км по направлению на северо-восток от ориентира п. Октябрьский, сроком на 15 лет. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Указанные земельные участки переданы по акту приема-передачи от 21.01.2015.
Прокурор, полагая, что спорные земельные участки предоставлены в аренду с нарушением норм действующего законодательства, обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно Закону Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" (пункт 1) разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 1 Закона о прокуратуре прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством. Таким образом, арбитражным судам при определении полномочий прокурора по обращению в арбитражный суд с исковым заявлением либо по вступлению в дело, рассматриваемое арбитражным судом, следует руководствоваться статьей 52 Кодекса.
В силу абзацев третьего и четвертого части 1 статьи 52 Кодекса прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Прокурор полагает, что при заключении договора аренды от 21.01.2015 N 25 не соблюден предусмотренный нормами земельного законодательства публичный порядок распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, что повлекло нарушение прав публичного собственника и интересов третьих (неопределенного круга) лиц.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции до 01.03.2015; далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче таких участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, в связи с чем, законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
Статья 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) определяет, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Порядок предоставления земельных участков гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Закон N 74-ФЗ, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения, не определял процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта. В то же время системное толкование норм Земельного кодекса, Законов об обороте земель сельскохозяйственного назначения и N 74-ФЗ позволяет сделать вывод о необходимости предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах в случае, если на него претендуют несколько субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (подано два и более заявления).
В определении от 20.11.2014 по делу N 308-ЭС14-1222 Верховный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой Закон N 74-ФЗ, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения фермерскому хозяйству, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
В отсутствие в Законе N 74-ФЗ соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, и учитывая, что указанным лицам необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, содержащие норму о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений на торгах (конкурсах, аукционах).
Предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения с использованием публичных процедур соответствует установленным Земельным кодексом принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности.
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что договор аренды спорных земельных участков между администрацией и главой хозяйства заключен без соблюдения публичных процедур (торгов), в связи с чем признали его недействительным (ничтожным).
В силу статьи 167 Гражданского кодекса последствием недействительности сделки является обязанность каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия не предусмотрены законом.
С учетом приведенной нормы, требования о возложении на главу хозяйства обязанности по возврату спорных земельных участков удовлетворено правомерно.
Доводы кассационной жалобы главы хозяйства о недоказанности прокурором правовых оснований для обращения с заявленными требованиями, а у суда - оснований для применения последствий недействительности ничтожного договора аренды, не основаны на законе (статьи 166, 167 Гражданского кодекса, статьи 4 и 52 Кодекса).
Иные доводы жалобы признаются судом округа несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном понимании главой хозяйства норм материального и процессуального права.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения и апелляционного постановления (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 22.03.2017 и постановления от 09.08.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2017 по делу N А22-4004/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
Н.С.МАЗУРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)