Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.10.2016 N 33-5536/2016

Требование: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, обязании предоставить участок в аренду.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцы ссылаются на неправомерность отказа в предоставлении земельного участка в связи с несоблюдением соответствующей процедуры, при этом отказ носит формальный характер.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2016 г. N 33-5536/2016


Судья Гучанова А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Рогачевой В.В.,
судей: Матвеевой Н.Л. и Хрулевой Т.Е.,
при секретаре: П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Т.Д. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 28 июля 2016 года по делу N по иску Т.Д., Т.К. и Т.М. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и обязании предоставить земельный участок в аренду.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителя истца Т.Д. Г.О. и представителя третьего лица администрации МО Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области К.М., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Б.Е., полагавшей, что отсутствуют основания для отмены обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:

Т.Д., Т.К. и Т.М. ДД.ММ.ГГГГ обратились в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения от 12.02.2016 г. N об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и обязании предоставить в аренду сроком на 20 лет земельный участок с кадастровым номером N, площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>
В обоснование своих требований истцы указали, что 10.11.2015 г. Т.Д. обратился в администрацию МО Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка. К заявлению была приложена схема расположения для утверждения на кадастровом плане территории, а также акт согласования границ. После этого администрация МО Вырицкое городское поселение опубликовала извещение о предоставлении данного земельного участка в газете "Г" и на официальном сайте Вырицкого городского поселения. 28 декабря 2015 года администрацией МО Вырицкое городское поселение вынесено постановление N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала и о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка в аренду Т.Д.". На основании указанного постановления был сформирован межевой план земельного участка и ему присвоен кадастровый номер.
22 января 2016 года Т.Д. был получен кадастровый паспорт спорного земельного участка, который вместе с повторным заявлением о предоставлении земельного участка в аренду был сдан в администрацию Вырицкого городского поселения. Так как с 01.01.2016 г. полномочия по распоряжению земельными участками были переданы администрации Гатчинского муниципального района, то все документы, касающиеся спорного земельного участка, были переданы администрацией Вырицкого городского поселения в администрацию Гатчинского муниципального района.
Администрация Гатчинского муниципального района своим решением от 12.02.2016 г. N отказала истцам в предоставлении спорного земельного участка в аренду в связи с несоблюдением администрацией Вырицкого городского поселения соответствующей процедуры. При этом конкретное основание отказа в решении не указано, то есть отказ носит формальный характер.
Данный отказ истцы считают незаконным, так как земельный участок подлежит предоставлению им на основании ст. 39.18 ЗК РФ и процедура его предоставления как ими самими, так и администрацией Вырицкого городского поселения была соблюдена.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 28 июля 2016 года в удовлетворении иска Т.Д., Т.К. и Т.М. отказано.
Т.Д. подал апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое об удовлетворении заявленных истцами требований. В обоснование своей жалобы истец указал, что администрацией МО Вырицкое городское поселение при размещении извещения о предоставлении спорного земельного участка в аренду требований законодательства нарушено не было. Земельным кодексом РФ не предусмотрено опубликование извещения о предоставлении земельного участка на официальном сайте Российской Федерации, а лишь на официальном сайте уполномоченного органа. Поскольку у администрации МО Вырицкое городское поселение отсутствовал уполномоченный орган, ответственный за распоряжение земельными участками, то указанное извещение было правомерно размещено на ее официальном сайте и опубликовано в газете "Г". Так как по результатам опубликования извещения других заявок не поступило, администрация МО Вырицкое городское поселение 28.12.2015 г. правомерно вынесла постановление N о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка Т.Д. При этом данное постановление никем не оспорено. Такого основания для отказа в предоставлении земельного участка как нарушение уполномоченным органом порядка опубликования извещения о предоставлении земельного участка действующее земельное законодательство не содержит.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Т.Д., являющегося также законным представителем несовершеннолетних истцов Т.К. и Т.М., надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
10 ноября 2015 года Т.Д. обратился в администрацию МО Вырицкое городское поселение с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного в кадастровом квартале N по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства с предварительным согласованием предоставления земельного участка в соответствии с п. п. 15 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.18 ЗК РФ.
10 ноября 2015 года на сайте администрации МО Вырицкое городское поселение (<...>) и 14.11.2015 г. в газете "Г", являющихся официальными источниками публикации нормативных актов администрации МО Вырицкое городское поселение, опубликованы сведения о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков, в том числе, и спорного земельного участка.
Постановлением администрации МО Вырицкое городское поселение от 28.12.2015 г. N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N, общей площадью <...> кв. м. Данному земельному участку присвоен адрес: <адрес>. Предварительно согласовано предоставление данного земельного участка Т.Д..
30 декабря 2015 года ООО "Е" по заказу администрации Вырицкого городского поселения подготовлен межевой план спорного земельного участка.
Земельный участок площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 21.01.2016 с кадастровым номером N.
29 января 2016 года Т.Д. обратился в администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области (к которой с 01.01.2016 г. перешли полномочия администрации Вырицкого городского поселения по предоставлению расположенных на территории данного поселения земельных участков) с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком на 20 лет.
Письмом от 12.02.2016 г. за N администрация Гатчинского муниципального района отказала Т.Д. в предоставлении земельного участка в связи с несоблюдением процедуры опубликования сведений о предоставляемом земельном участке в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ, а именно: не опубликовании извещения о его предоставлении на официальном сайте Российской Федерации - www.torgi.gov.ru.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка, либо принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю (п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (п. 6 ст. 39.18 ЗК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 909 "Об определении официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором подлежит размещению информация о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Таким образом, на момент обращения истца за предоставлением спорного земельного участка информация о его предоставлении подлежала размещению не только на сайте МО Вырицкое городское поселение, но и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (адрес сайта: www.torgi.gov.ru). Размещение указанной информации на данном сайте с 01.03.2015 г. являлось обязательным, однако администрация МО Вырицкое городское поселения сведения о спорном земельном участке на нем не разместила.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в ст. 39.18 ЗК РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Аукцион проводится с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором аукциона наибольшей цены за реализуемое имущество, в связи с этим неустановленное законодательством ограничение в доступе к аукциону ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, не опубликовав извещение о проведении аукциона на сайте www.torgi.gov.ru, администрация Вырицкого городского поселения объективно не обеспечила возможность подачи потенциальными участниками заявок на участие в аукционе, что привело к ограничению доступа к участию в аукционе и может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при проведении аукциона, в связи с чем является не предусмотренным законом ограничением доступа к участию в аукционе всем желающим принять в нем участие.
Размещение информации о возможном предоставлении спорного земельного участка иными доступными для неопределенного круга лиц способами, вопреки доводам истца и третьего лица администрации Вырицкого городского поселения, об отсутствии нарушения требований земельного законодательства не свидетельствует.
Требования истцов, по сути, направлены на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей жилищного строительства, в том числе процедуры аукциона.
То обстоятельство, что нарушение процедуры предоставления земельного участка было допущено не истцами, а органом местного самоуправления, не свидетельствует о возможности удовлетворения заявленных ими требований, поскольку каких-либо изъятий из общих правил для такой ситуации закон не содержит. В связи с этим отсутствие в ст. 39.16 ЗК РФ такого основания для отказа в предоставлении земельного участка, как нарушение процедуры его предоставления, не свидетельствует об обоснованности требований истцов и возможности их удовлетворения. Способом защиты прав истцов в такой ситуации будет являться предъявление к администрации Вырицкого городского поселения иска о взыскании убытков, причиненных им несоответствующими требованиям ст. 39.18 ЗК РФ действиями последней.
Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 909 принято в соответствии с п. 2 ст. 2 ЗК РФ в пределах предоставленных ему полномочий и во исполнение соответствующих положений ЗК РФ, а потому доводы апелляционной жалобы о противоречии указанного Постановления Земельному кодексу РФ не могут быть признаны обоснованными.
Постановлением администрации МО Вырицкое городское поселение от 28.12.2015 г. N предварительно согласовано предоставление спорного земельного участка Т.Д. Однако после получения данного предварительного согласования не наступил следующий этап процедуры предоставления спорного земельного участка, а именно: этап фактического предоставления его истцу без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ (п. 6 ст. 39.18 ЗК РФ). При таких обстоятельствах, тот факт, что постановление от 28.12.2015 г. никем не оспорено и недействительным не признано, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 28 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.Д. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)