Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2017 N 08АП-6595/2017 ПО ДЕЛУ N А81-22/2017

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2017 г. N 08АП-6595/2017

Дело N А81-22/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6595/2017) Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.04.2017 по делу N А81-22/2017 (судья Кустов А.В.), принятое по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017357, ОГРН 1058900022675) к акционерному обществу "Аэропорт Салехард" (ИНН 8901007020, ОГРН 1028900511430) о взыскании задолженности,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:

Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - истец, Департамент имущественных отношений) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к акционерному обществу "Аэропорт Салехард" (далее по тексту - ответчик, АО "Аэропорт Салехард", общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды от 07.04.2014 N 366-АО/14 в размере 4 845 559 руб. 20 коп.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - третье лицо, Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса).
Решением по делу Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал на отсутствие у истца оснований для расчета размера арендной платы с учетом отнесения спорного участка к категории земель населенных пунктов, т.к. данный земельный участок относится к землям транспорта, то есть имеет иное целевое назначение, чем земли населенных пунктов.
Не согласившись с принятым решением, Департамент имущественных отношений обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного иска в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент имущественных отношений указывает на то, что по условиям заключенного между сторонами договора в аренду обществу был передан земельный участок с кадастровым номером 89:08:050101:30, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов.
При этом, как отмечает истец, спорный земельный участок с кадастровым номером 89:08:050101:30, переданный по рассматриваемому договору аренды, являющийся собственностью автономного округа, не мог входить в земельные участки с кадастровыми номерами 89:08050101:63, 89:08:050101:122, в связи с чем решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2014, положенное судом первой инстанции в основу обжалуемого судебного акта, в данном случае применению не подлежало, поскольку оно содержит выводы лишь в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 89:08050101:63, 89:08:050101:122.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве АО "Аэропорт Салехард" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от общества поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Департамент имущественных отношений и Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 12.12.2005 между Администрацией МО г. Салехард и обществом заключен договор аренды земельного участка N 4156, по условиям которого земельный участок с кадастровым номером 89:08:050101:30, площадью 62 976 кв. м предоставлен ответчику в пользование на условиях аренды сроком с 21.03.2005 по 01.04.2015 в целях размещения склада ГСМ, с указанием в графе категория земель "земли транспорта".
Соглашением от 14.01.2014 N 1454 указанный договор аренды земельного участка расторгнут с 22.07.2013.
07.04.2014 между Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Аэропорт Салехард" (правопредшественник АО "Аэропорт Салехард", арендатор) заключен договор аренды N 366-АО/14 земельного участка, принадлежащего на праве собственности Ямало-Ненецкому автономному округу (далее также - договор аренды).
В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды ответчику в пользование на условиях аренды передан земельный участок с кадастровым номером 89:08:050101:30, площадью 62 976 кв. м, под сооружение: парк резервуаров вертикальных, местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, район Аэропорта, категория земель: земли населенных пунктов.
Размер и условия внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 3 договора.
Так, согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы устанавливается в соответствии с расчетом арендной платы за пользование земельным участком согласно приложению N 1 к договору аренды, являющимся неотъемлемой частью договора аренды.
Пунктом 3.2 договора аренды установлено, что плата за пользование участком вносится арендатором путем перечисления денежных средств по установленным реквизитам, в установленном порядке: ежемесячно до 10 числа текущего месяца.
Согласно пункту 3.3 договора аренды арендные платежи начисляются с 22.07.2013.
Пунктами 3.4 и 3.5 договора аренды определено, что размер арендной платы может изменяться не чаще одного раза в год в одностороннем порядке арендодателем без составления соглашения сторон в случаях изменения коэффициента индексации, коэффициентов, регулирующих размер арендной платы, либо ставки арендной платы, в соответствии с законодательством. Об изменении размера арендной платы и изменении реквизитов арендатор уведомляется заказным письмом. Размер арендной платы устанавливается в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также по результатам государственной кадастровой оценки земель. Размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке на основании решения арендодателя в следующих случаях:
- - в связи с изменением Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена;
- - в связи с изменением категории земель;
- - в связи с изменением кадастровой стоимости участка; - в связи с изменением разрешенного использования участка.
Срок договора аренды установлен с 03.02.2014 до 28.01.2016.
При этом согласно расчету арендной платы, являющейся неотъемлемой частью договора аренды, как это указано в пункте 9.3 договора, был произведен уже в соответствии с решениями Городской Думы муниципального образования город Салехард от 14.10.2011 N 69 "Об утверждении генерального плана города Салехард" и от 25.12.2013 N 91 "Об утверждении генерального плана города Салехард", в соответствии с которыми осуществлен перевод категории земель, в том числе, спорного земельного участка в категорию "земли населенных пунктов". Размер годовой арендной платы за спорный земельный участок согласно данному расчету составил 2 151 616 руб. 92 коп. (л.д. 26).
Пунктом 5.1.2 договора аренды предусмотрено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору аренды, арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату применения штрафных санкций от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки. Пени перечисляются в порядке, предусмотренном пунктом 3.2 договора.
В соответствии с пунктом 2 постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2014 N 188-ПГ "О передаче отдельных полномочий исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа" Департамент имущественных отношений является правопреемником Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса по реализации прав и обязанностей в части полномочий арендодателя по данному договору.
Ввиду того, что обществом обязательства по внесению арендной платы надлежащим образом исполнены не были, Департамент имущественных отношений направил в адрес АО "Аэропорт Салехард" претензию от 29.11.2016 исх. N 501-17/4979 о необходимости погашения образовавшейся задолженности.
Поскольку сумма долга ответчиком погашена не была, Департамент имущественных отношений обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
11.04.2017 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято обжалуемое истцом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и подтверждается материалами дела, взыскиваемая задолженность возникла у ответчика в связи с определением размера арендной платы исходя из включения спорного земельного участка в черту населенного пункта в соответствии с решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 14.10.2011 N 69 "Об утверждении генерального плана города Салехард" и от 25.12.2013 N 91 "Об утверждении генерального плана города Салехард".
Вместе с тем решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2014, оставленным без изменения апелляционным определением от 25.12.2014 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа, решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 14.10.2011 N 69 "Об утверждении генерального плана города Салехард" и от 25.12.2013 N 91 "Об утверждении генерального плана города Салехард" признаны недействующими с момента их издания в части включения земель, предназначенных для размещения аэропортового комплекса, в черту населенного пункта.
Более того, как верно отмечает суд первой инстанции, из предоставленной в материалы дела схемы размещения земельного участка в разрезе землепользования и недропользования следует, что спорный земельный участок является составной частью участков, на которых расположен аэропортовый комплекс города Салехарда, в отношении которых были приняты обозначенные выше судебные акты.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются на категории, в том числе на земли транспорта и земли населенных пунктов, исходя из их целевого назначения.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что расположенные на земельном участке объекты предназначены для обеспечения деятельности АО "Аэропорт Салехард" как предприятия воздушного транспорта, то исходя из пунктов 1, 5 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок, по верному замечанию суда первой инстанции, также фактически предназначен для обеспечения деятельности организации воздушного транспорта, то есть относится своему назначению и разрешенному использованию к землям транспорта.
Кроме того, в предоставленной в материалы дела выписке из ЕГРП от 16.08.2016 в отношении спорного земельного участка содержится информация о назначении земельного участка, в соответствии с которой указанный объект относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, Воздушный транспорт, код 7.4.
Учитывая изложенное, а также то, что входящие в состав аэропортового комплекса объекты относятся к объектам единой системы организации воздушного движения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что спорный земельный участок не может быть отнесен к землям населенных пунктов, а значит, применение при расчете спорной арендной платы удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов при расчете арендной платы за рассматриваемый земельный участок, относящийся к землям транспорта, то есть, имеющий иное целевое назначение, чем земли населенных пунктов, осуществлено Департаментом неправомерно.
Указанные обстоятельства Департаментом имущественных отношений допустимыми доказательствами не опровергнуты.
При этом включение в условия заключенного 07.04.2014 договора аренды того обстоятельства, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, равно как и установление в приложении к договору аренды размера арендной платы, определенной исходя из показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов, несмотря на подписание такого договора со стороны ответчика, вышеизложенного вывода о том, что рассматриваемый земельный участок к землям населенного пункта не относится, не опровергает.
Утверждения истца о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 89:08:050101:30 не мог входить в земельные участки с кадастровыми номерами 89:08050101:63, 89:08:050101:122, в отношении которых было принято решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2014, а значит, данное решение не подлежит применению в рассматриваемом случае, судом апелляционной инстанции отклоняются как не опровергающие вышеустановленного обстоятельства невозможности отнесения спорного земельного участка к землям населенных пунктов.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что необходимость оплаты фактического владения рассматриваемым земельным участком ответчиком не опровергается. Так, согласно контррасчету общества АО "Аэропорт Салехард" признает обоснованным размер арендной платы за спорный земельный участок в сумме 418 629 руб. 24 коп., определенной с учетом отнесения спорного участка к категории земель транспорта.
В то же время, как установлено судом первой инстанции, ответчиком произведена оплата арендных платежей в соответствии с условиями договора, что подтверждается предоставленным в материалы дела платежным поручением от 17.03.2017 N 388 на сумму 418 629 руб. 24 коп.
В этой связи апелляционный суд признает обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных Департаментом имущественных отношений исковых требований в полном объеме.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Департамент имущественных отношений освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.04.2017 по делу N А81-22/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Е.П.КЛИВЕР
О.Ю.РЫЖИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)