Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.04.2016 N 18АП-3186/2016 ПО ДЕЛУ N А07-24274/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. N 18АП-3186/2016

Дело N А07-24274/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.01.2016 по делу N А07-24274/2015 (судья Кузнецов Д.П.).
В судебном заседании принял участие представитель
- заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Д-Стиль II" - Хван Зухра Юрьевна (доверенность от 19.10.2015 б/н);
- заинтересованных лиц: Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Крылова Елизавета Олеговна (доверенность от 11.01.2016 N 6-Д).
Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Крылова Елизавета Олеговна (доверенность от 14.07.2015 N 01-05-2422/13).

Общество с ограниченной ответственностью "Д-Стиль II" (далее - ООО "Д-Стиль II", общество, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, заинтересованное лицо), в котором потребовала:
- - признать незаконным выраженный в письме за номером 17976 от 22.07.2015 года отказ Управления в предоставлении в собственность "Д-Стиль II" земельного участка с кадастровым номером 02:55:020212:60, находящегося по адресу: РБ, г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр. Октября, д. 115. общей площадью 457 кв. м;
- - возложить на заинтересованное лицо обязанность заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020212:60, находящимся по адресу: РБ, г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр. Октября, д. 115. общей площадью 457 кв. м по цене в размере 25% от кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица на основании ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.01.2016 (резолютивная часть объявлена 20.01.2016) с учетом определения об исправлении опечаток от 02.02.2016 требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации, выраженный в письме Управления N 17976 от 22.07.2015, в предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка, Кроме того, суд возложил на Администрацию обязанность направить в адрес общества в месячный срок с момента вступления в законную силу решения проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Администрация с принятым судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. Заинтересованное лицо просит решение отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать.
Податель жалобы полагает, что в соответствии с пунктом 16 статьи 1, частями 1, 3 статьи 44, частями 1, 7, 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план может быть оформлен только в отношении одного земельного участка, а объект недвижимости может быть размещен только на одном земельном участке. В нарушение требований градостроительного законодательства здание, принадлежащее обществу на праве собственности, расположено на нескольких земельных участках. Испрашиваемый земельный участок не предоставлялся обществу в аренду и не формировался для эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости. По мнению Администрации, данные обстоятельства являются основаниями для отказа в предоставлении земельного участка.
До начала судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором сторона возражала против удовлетворения жалобы, просила решение оставить без изменения.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованных лиц поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что ООО "Д Стиль - II" принадлежат на праве собственности объект недвижимого имущества: здание, нежилое 4-этажное, общей площадью 2 712,8 кв. м, кадастровый номер 02:55:020212:1709, расположенное по адресу: РБ, г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр. Октября, д. 115.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о праве собственности 04 АЕ 262236 от 05.08.2014 (л.д. 19).
30 июня 2015 года ООО "Д Стиль - II" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020212:60, находящимся по адресу: РБ, г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр. Октября, д. 115. общей площадью 457 кв. м по цене в размере 25% от кадастровой стоимостью (л.д. 20).
Испрашиваемый земельный участок площадью 457 кв. м был сформирован и поставлен на кадастровый учет 18.03.2004 с разрешенным видом использования - занимаемый предприятием общественного питания (л.д. 22).
Из материалов дела следует также, что между заявителем и Комитетом по правлению муниципальной собственностью Администрации в период с 05.10.20106 по 06.06.2012 действовал договор аренды N 1344-06 от 05.10.2006 земельного участка, в соответствии с которым заявитель взял в аренду для реконструкции здания со строительством пристроя и надстроя земельный участок с кадастровым номером 02:55:020212:0075 находящий по адресу: РБ, г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр. Октября, д. 115, общей площадью 3174 кв. м (л.д. 96-105).
Письмом от 22.07.2015 N 17976 (л.д. 21) Управлением отказано в предоставлении в собственность земельного участка, с указанием на то, что предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:55:020212:60 в собственность за плату в размере 25% от кадастровой стоимости не представляется возможным.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность путем заключения договора купли-продажи является незаконным и нарушает права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для отказа в выкупе земельного участка. Отклоняя доводы заинтересованного лица о том, что границы здания, принадлежащего заявителю, выходят за границы испрашиваемого земельного участка, суд исходил из того, что испрашиваемый земельный участок площадью 457 кв. м был сформирован и поставлен на кадастровый учет 18.03.2004 в установленном законом порядке. Заявителем в материалы дела представлен кадастровый паспорт N 02/15/1-783016 в отношении спорного земельного участка по состоянию на 02 ноября 2015 г., из раздела план (чертеж, схема) земельного участка которого следует, что в границах земельного участка расположено только нежилое здание с кадастровым номером 02:55:020212:1709, сведений об иных объектах недвижимости, расположенных на земельном участке, кадастровый паспорт не содержит.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статьи 197 - 200 АПК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В рассматриваемой ситуации общество оспаривает действия органа местного самоуправления, в результате которых заявителю отказано в предоставлении земельного участка в частную собственность путем заключения договора купли-продажи недвижимого имущества. Принятое органом власти решение изложено в письме от 22.07.2015 N 17976.
Поскольку с заявлением о выкупе земельных участков общество обратилось в орган местного самоуправления 30.06.2015, для целей разрешения возникшего спора применению подлежит законодательство Российской Федерации, действовавшее по состоянию на 30.06.2015.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)).
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Заинтересованное в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лицо должно представить в соответствующий орган власти заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов с указанием всех необходимых сведений (поименованы в пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса).
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1, 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего кодекса (пункт 2 статьи 39.17 Земельного кодекса).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
- - осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
- - принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Поскольку право собственности общества на объект недвижимого имущества (нежилое 4-этажное здание общей площадью 2 712,8 кв. м с кадастровым номером 02:55:020212:1709) зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке 05.08.2014 (л.д. 19) и не было оспорено на момент рассмотрения настоящего спора, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия у заявителя предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса исключительного права на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположен этот объект недвижимого имущества и который необходим для эксплуатации нежилого здания.
Вместе с тем, как указано выше, при рассмотрении заявления о выкупе земельного участка уполномоченный орган власти обязан проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса.
- Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса);
- Земельные участки (земли) используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, а также о разрешенном использовании (виде разрешенного использования) земельного участка подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Как следует из материалов настоящего дела, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020212:60 имеет следующий вид разрешенного использования: предприятие общественного питания(л.д. 22).
Указанный земельный участок с таким видом разрешенного использования поставлен на кадастровый учет 18.03.2004.
Из представленных в материалы дела документов: инвестиционный договор от 20.12.2005, договор купли-продажи от 20.06.2014, разрешения на строительство от 08.07.2008 (л.д. 70-81), договора аренды земельного участка от 05.10.2006 N 1344-06 (л.д. 96-105) следует, что заявителю был передан находящийся на спорном земельном участке объект нежилого фонда общей площадью 806,1 кв. м в связи с реализацией проекта реконструкции и изменения целевого назначения объекта. Для этого заявитель взял в аренду для реконструкции здания со строительством пристроя и надстроя земельный участок с кадастровым номером 02:55:020212:0075 находящий по адресу: РБ, г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр. Октября, д. 115, общей площадью 3174 кв. м.
Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 457 кв. м находится внутри земельного участка с кадастровым номером 02:55:020212:0075 площадью 3174 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020212:60 был сформирован в 2004 году, то есть до начала реконструкции находящегося на нем объекта, а следовательно, объективно не может считаться сформированным для эксплуатации принадлежащего заявителю четырехэтажного здания, созданного в результате строительства пристроя и надстроя к объекту нежилого фонда общей площадью 806,1 кв. м.
Следовательно, поскольку в качестве основания для выкупа земельного участка обществом заявлено о необходимости эксплуатации принадлежащего ей объекта недвижимости (4 этажного нежилого здания), предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:55:020212:60 не соответствует требованиям пункта 14 статьи 39.16, пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса.
По смыслу статьи 11.9, подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования по функциональному назначению, с учетом фактического землепользования. Площадь такого земельного участка должна составлять не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, или площадь, определенную в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В рассматриваемой ситуации из материалов дела не следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован для эксплуатации здания, нежилое 4-этажное, общей площадью 2 712,8 кв. м, кадастровый номер 02:55:020212:1709, расположенное по адресу: РБ, г. Уфа, Орджоникидзевский район, пр. Октября, д. 115.
Учитывая фактические обстоятельства дела, апелляционный суд полагает, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020212:60 общей площадью 457 кв. м в существующих границах с разрешенным видом использования: занимаемый предприятием общественного питания, не обеспечивает возможность размещения на нем объекта - здания, нежилое 4-этажное, общей площадью 2 712,8 кв. м и его эксплуатацию.
Таким образом, отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в собственность общества, изложенный в письме от 22.07.2015 N 17976, соответствует требованиям земельного законодательства Российской Федерации.
При рассмотрении требований общества и возражений Администрации арбитражный суд апелляционной инстанции исходит также из того, что предоставление в собственность заявителя земельного участка не обеспечит соблюдение предусмотренного земельным законодательством принципа единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Из схемы расположения объекта недвижимого имущества на земельном участке, приведенной в кадастровом паспорте от 02.10.2015 N 02/15/1-783016 (л.д. 23), усматривается что здание расположено за границами испрашиваемого земельного участка. Судом первой инстанции дана неверная оценка представленному в материалы дела документу.
Указанное обстоятельство подтверждено также схематичным чертежом земельного участка (л.д. 34), аэросъемкой (л.д. 57).
Таким образом, предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка не является достаточным для эксплуатации четырехэтажного здания общей площадью 2 712,8 кв. м.
При таких обстоятельствах субъективные права заявителя оспариваемым им решением органа местного самоуправления не ущемлены.
Поскольку сведений об иных обращениях заявителя, в том числе о формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего заявителю здания, материалы дела не содержат, ссылки общества на наличие у заинтересованных лиц обязанности сформировать и предоставить заявителю земельный участок подлежат отклонению, как не входящие в предмет исследования по настоящему делу.
Для целей соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, в том числе принципов единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, деления земель по целевому назначению, в рамках процедуры выкупа земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенного в его границах объекта недвижимого имущества (здания, строения, сооружения), должен быть сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет соответствующий объект земельных правоотношений.
Поскольку в рассматриваемой ситуации такой объект не сформирован, оснований для обязания органа местного самоуправления направить заявителю проект договора купли-продажи не имеется.
Поскольку решение Управления, изложенное в письме от 12.08.2015 N 10706, соответствует закону и не нарушает права заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения требований общества.
Решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене применительно к пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ (нарушение или неправильное применение норм материального права).
Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
При обращении с заявлением по настоящему делу общество уплатило государственную пошлину в размере 6000 рублей (л.д. 6).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными заявитель - юридическое лицо - должен уплатить государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Тем самым, излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 руб. надлежит возвратить обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.01.2016 по делу N А07-24274/2015 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Д-Стиль II" отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Д-Стиль II" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей излишне уплаченную за рассмотрение дела судом первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)