Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2017 N 21АП-1882/2017 ПО ДЕЛУ N А83-7793/2016

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2017 г. по делу N А83-7793/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 27.09.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" - Пацюка В.А., доверенность б/н от 23.08.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.07.2017 по делу N А83-7793/2016 (судья Кузнякова С.Ю.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" (ул. Глинки, д. 72, г. Симферополь, Республика Крым, 295033, ОГРН 1159102020990)
к Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым (ул. Ленина, д. 1, с. Штормовое, Сакский район, Республика Крым, 296550),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015)
о признании незаконной бездеятельности и понуждении к совершению определенных действий,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, 3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, в котором просит суд признать незаконным бездействие Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым по невнесению изменений в постановление Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 29 сентября 2015 года N 10-з "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования" на основании заявления Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" исх. N 16 от 02 августа 2016 года и обязать Администрацию Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Крым принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" и внести в порядке, установленном действующим законодательством РФ, изменения в постановление Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 29 сентября 2015 года N 10-з "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования", изложив пункт 1 названного постановления следующим образом: "земельный участок площадью 15,0000 га, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, Сакский район, на территории Штормовского сельского поселения (за границами населенного пункта), переданный Сакской районной государственной администрацией в АР Крым в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" (ОГРН 1159102020990 ИНН/КПП 9102156941/910201001 по Договору аренды земельного участка от 22 марта 2010 года, зарегистрированному в Сакском районном отделе КРФ ГП "Центр ГЗК", о чем в Государственном реестре земельных участков выполнена запись от Об августа 2010 года под N 041002500017, отнести к категории земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов" с видом разрешенного использования - "отдых (рекреация)" (код (числовое обозначение) - 5.0)".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.07.2017 по делу N А83-7793/2016 отказано в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим".
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает, что, выводы суда первой инстанции об отсутствии у администрации действующей градостроительной документации и полномочий в области градостроительной деятельности, которые необходимы для изменения вида разрешенного использования земельных участков, не имеют правового значения для рассматриваемого дела и не могли служить основанием для отказа в удовлетворении заявления общества.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу, Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым указывает на несогласие с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции принятым с соблюдением норм материального и процессуального права, ввиду чего отмене не подлежит.
Представители Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились. Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Сакской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым от 22.03.2010 N 462-р "О передаче земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" в долгосрочную аренду для строительства и обслуживания благоустроенного пляжа с центром водных видов спорта для нужд территориальной громады Сакского района на территории Штормовского сельского совета Сакского района" утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 15.0000 га обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" в долгосрочную аренду, установлено целевое использование земельного участка согласно Украинскому классификатору целевого использования земли - 4.3 "рекреационного назначения", категорию вида земель - земли рекреационного назначения.
Согласно договору аренды земельного участка от 22 марта 2010 года, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания "ОЛДИМ" и Сакской районной государственной администрацией в АР Крым, зарегистрированному в Сакском районном отдела КРФ ГП "Центр ГЗК", о чем в Государственном реестре земельных участков выполнена запись от 06 августа 2010 года под N 041002500017, общество является арендатором земельного участка, имеющего, помимо прочего, следующие характеристики:
- - место расположения: РФ, Республика Крым, Сакский район, на территории Штормовского сельского поселения (за границами населенного пункта);
- - кадастровый номер (по украинскому реестру): 0124388800:09:001:0355;
- - общая площадь 15,0000 га открытых земель без растительного покрова или с незначительным растительным покровом, в том числе пески (включая пляжи);
- - категория земель (согласно договору аренды): земли рекреационного назначения (код по УКЦВЗ - 4.3 "рекреационное назначение";
- - функциональное назначений (согласно договору аренды): для строительства и обслуживания упорядоченного пляжа с центром водных видов спорта (л.д. 14-20, 29, 30-37). 22 марта 2010 года составлен акт приема-передачи земельного участка.
Общество обратилось в администрацию Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым с письменным заявлением от 10 июля 2015 года об отнесении земельного участка к категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" и установлении ему вида разрешенного использования "отдых (рекреация)" (код (числовое обозначение) вида разрешенного использования согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" - 5.0).
Постановлением Администрации от 29 сентября 2015 года N 10-з "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования" земельный участок площадью 150000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, Сакский район, за границами населенных пунктов Штормовского сельского поселения, переданный по договору аренды земельного участка от 22.03.2010 ООО "Строительная компания "Олдим" отнесен к категории "земли водного фонда" с видом разрешенного использования "общее пользование водными объектами" (код (числовое обозначение) 11.1). Указанное постановление от 29 сентября 2015 года N 10-з не обжаловано и является действующим.
Письмом от 19.11.2015 N 01-10/29634 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым уведомило директора ООО "Строительная компания "Олдим", что порядок соотношения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель определен Постановлением министерства Республики Крым от 15.10.2014 N 378 "Об утверждении Постановления об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков". Установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при регистрации прав на недвижимое имущество на основании документов, перечень которых утвержден постановлением Совета министров республики Крым от 11.08.2014 N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации" или при переносе сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров республики Крым от 01 сентября 2014 года N 301. Указано, что соотношение указанного в договоре функционального назначения земельного участка возможно с видом разрешенного использования отнесенного к группе видов разрешенного использования 5.0 (отдых (рекреация), в зависимости от перечня объектов, возможных к размещению на указанном земельном участке с учетом понятия объекта - центр водных видов спорта.
20.11.2015 директор ООО "Строительная компания "Олдим" обратился к главе администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым с заявлением о дополнении вида разрешенного использования земельных участков, в соответствии с письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - категория 5.0, с приложением письма Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым N 01-10/29634 от 19.11.2015.
Обращение директора ООО "Строительная компания "Олдим" от 20.11.2015 по вопросу изменения установленного вида разрешения использования было направлено депутатской комиссии по вопросам территориального планирования, землепользования, благоустройства и охраны окружающей природной среды Набоку О.А. Заявителю рекомендовалась предоставить депутатской комиссии оригиналы документов, на которые он ссылался в обращении. Письмами от 22 декабря 2015 года за исходящими номерами 195 и 196 директор общества указывает на направление в очередной раз полного пакета запрашиваемых документов и просит пригласить представителя общества на заседание постоянной депутатской комиссии по вопросам территориального планирования, землепользования, благоустройства и охраны окружающей природной среды.
02 августа 2016 года общество обратилось в Администрацию с заявлением о внесении изменений в указанное выше постановление от 29 сентября 2015 года N 10-з и отнесении земельного участка к категории земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов" с видом разрешенного использования - "отдых (рекреация" (код (числовое обозначение) - 5.0).
Письмом от 26.09.2016 N 03-2/2040 администрация Штормовского сельского поселения со ссылкой на положения ст. 8, ч. 2 ст. 92, ч. ч. 1, 2 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации уведомила общество о том, что земельный участок, предоставленный ООО "Строительная компания "Олдим" по договору аренды от 22.03.2010 является собственностью Республики Крым. По вопросу отнесения территории, на которой расположен арендованный обществом земельный участок, к землям особо охраняемых территорий возможно только после получения соответствующего статуса, который определяется уполномоченным исполнительно-распорядительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Разъяснено заявителю также то, что статьями 17, 18 Закона Республики Крым от 16.01.2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" установлено, что до утверждения градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, но не позднее 1 января 2017 года, перевод из одной категории в другую, изменение (установление) вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с требованиями Закона республики Крым от 30.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым". Отмечено, что администрация не располагает действующей градостроительной документацией, определяющей функциональное назначение земельного участка, расположенного за границами сел Штормовского сельского поселения, находящихся на условиях аренды у ООО "Строительная компания "Олдим". Изменение вида разрешенного использования земельных участков возможно только после разработки соответствующих градостроительных документов: документов территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе правил землепользования и застройки, которые включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительного регламента.
В материалы дела представлено также письмо Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 17.08.2016 N 01-10/26522 о результатах рассмотрения обращения ООО "Строительная компания "Олдим" в котором помимо прочего указано, что по мнению министерства, учитывая, что испрашиваемая категория земель была установлена указанному земельному участку ранее и решение о ее переводе в иную категорию земель не принималось, органу местного самоуправления необходимо внести соответствующие изменения в вышеуказанное постановление, а именно: с учетом ранее определенной категории земель - "земли рекреационного назначения", соотнести с категорией "земли рекреационного назначения" и соотнести указанное в договоре функциональное назначение земельного участка с видом разрешенного использования отнесенного к группе видов разрешенного использования 5.0 (отдых (рекреация).
Посчитав, что со стороны администрации имеется незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на внесение изменений в Постановление N 10-з в части установленных категории и вида разрешенного использования земельного участка, нарушающее его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом установлено, что поводом для обращения заявителя в администрацию, послужило требование о внесении изменений в постановление администрации от 29 сентября 2015 года N 10-з "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования" которым земельный участок площадью 150000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, Сакский район, за границами населенных пунктов Штормовского сельского поселения, отнесен к категории "земли водного фонда" с видом разрешенного использования "общее пользование водными объектами" (код (числовое обозначение) 11.1), путем отнесения земельного участка к категории земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов" с видом разрешенного использования - "отдых (рекреация" (код (числовое обозначение) - 5.0).
Таким образом, обращаясь 02 августа 2016 года в администрацию с заявлением о внесении изменений в указанное выше постановление от 29 сентября 2015 года N 10-з и отнесении земельного участка к категории земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов" с видом разрешенного использования - "отдых (рекреация" (код (числовое обозначение) - 5.0) заявитель фактически просит изменить вид разрешенного использования земельного участка.
Вместе с тем, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу положений п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 ст. 14 указанного закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Закона N 131-ФЗ).
Уставом муниципального образования Сакский район Республики Крым предусмотрено, что к вопросам местного значения района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд (п. 17 ст. 6 Устава).
Для обсуждения проектов муниципальных нормативных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей района, Сакским районным советом, председателем Сакского районного совета могут проводиться публичные слушания.
На публичные слушания должны выноситься в том числе проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. (п. 1, пп. 3 п. 1 ст. 16 Устава).
В письме от 26.09.2016 Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым указывает на то, что администрация не располагает действующей градостроительной документацией, определяющей функциональное назначение земельного участка, расположенного за границами сел Штормовского сельского поселения, находящихся на условиях аренды у ООО "Строительная компания "Олдим".
Кроме того, исходя из решения Штормовского сельского совета Сакского района Республики Крым от 28.06.2016 N 218 "О передаче полномочий муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым в сфере градостроительной деятельности администрации Сакского района Республики Крым" полномочия муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым в сфере градостроительной деятельности переданы Администрации Сакского района Республики Крым.
Следовательно, Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым не обладает полномочиями в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования, в том числе полномочиями по разрешению вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории сельского поселения, поскольку такими полномочиями наделена Администрации Сакского района Республики Крым.
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" с заявлением, об изменении вида разрешенного использования, арендуемого им земельного участка в Администрацию Сакского района Республики Крым, не обращалось.
С учетом изложенного, принимая во внимание изготовление и направление Администрацией Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым в адрес заявителя письма по его заявлению, с изложением оснований для ответа, апелляционному суду не представляется возможным утверждать, что имело место бездействие уполномоченного органа, поскольку последним были совершены действия (направлено письмо), в котором изложены подробным образом мотивы ответа на обращение заявителя. Несогласие с этими мотивами не свидетельствует о наличии бездействия уполномоченного органа как такового, здесь важно установить имелись ли основания именно для такого ответа на заявление, которые в данном случае материалами дела установлены.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, заявитель, в силу положений статьи 65 АПК РФ, обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается обжалуемого бездействия. Несоответствие действий администрации интересам заявителя также не установлено. Заявителем иных доказательств, подтверждающих доводы, изложенные в заявлении и апелляционной жалобе, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. В связи с чем, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.07.2017 по делу N А83-7793/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.П.ГОРОШКО

Судьи
О.Г.ГРАДОВА
А.Ю.КАРЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)