Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2017 N 11АП-309/2017 ПО ДЕЛУ N А55-16916/2016

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2017 г. по делу N А55-16916/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от индивидуального предпринимателя Чабана А.С. - дои после перерыва представителя Квасова П.Ю. (доверенность от 23.03.2015),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - до и после перерыва представителя Пузанова В.В. (доверенность от 30.12.2016),
от третьих лиц: министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - до перерыва представителя Кондратьева А.В. (доверенность от 09.01.2017), после перерыва представитель не явился, извещено,
администрации городского округа Тольятти (в связи с изменением наименования мэрии городского округа Тольятти) - до и после перерыва представитель не явился, извещена,
Федерального агентства лесного хозяйства - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24-31 мая 2017 года апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чабана Алексея Сергеевича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 декабря 2016 года по делу N А55-16916/2016 (судья Агеенко С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Чабана Алексея Сергеевича, Самарская область, г. Тольятти, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третьи лица: министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, мэрия городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти, Федеральное агентство лесного хозяйства, г. Москва,
о признании незаконным отказа, выраженного в сообщении от 06 июня 2016 года N 63/009/340/2016-9363,
установил:

Индивидуальный предприниматель Чабан Алексей Сергеевич (далее - предприниматель, заявитель, ИП Чабан А.С.) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган) от 06 июня 2016 года N 63/009/340/2016-9363, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516, площадью 84000 кв. м, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, полуостров Копылово, турбаза "Дружба", и об обязании Управления Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Чабана А.С. путем государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516, площадью 84000 кв. м, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, полуостров Копылово, турбаза "Дружба".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, мэрия городского округа Тольятти, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
В суде апелляционной инстанции администрация городского округа Тольятти заявила об изменении наименования мэрии городского округа Тольятти на администрацию городского округа Тольятти.
На основании ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом внесения изменений в ЕГРЮЛ суд апелляционной инстанции принял во внимание изменение наименования третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: мэрии городского округа Тольятти на администрацию городского округа Тольятти.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 декабря 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Чабан А.С. просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, признать недействительным решение Управления Росреестра по Самарской области от 06 июня 2016 года N 63/009/340/2016-9363, изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516, площадью 84000 кв. м, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, полуостров Копылово, турбаза "Дружба"; обязать Управление Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Чабана Алексея Сергеевича путем государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516, площадью 84000 кв. м, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, полуостров Копылово, турбаза "Дружба".
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на незаконность оспоренного отказа регистрирующего органа, ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516 ранее являлся лесным участком 85 квартала Тольяттинского лесничества, исключенным из границ лесничества на основании процедуры таксации лесов (постановление мэрии городского округа Тольятти от 04.07.2014 N 2195-п/1). При этом доказательства нахождения спорного земельного участка в границах 85 квартала Тольяттинского лесничества судом не приведены, а утверждение об исключении участка из границ лесничества по результатам таксации лесов не может быть принято, поскольку, согласно статье 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, (далее - ЛК РФ) таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, для установления границ лесотаксационных выделов, определения преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов. Следовательно, проведение процедуры таксации не могло явиться основанием для изменения органом местного самоуправления границ лесничества.
В отзыве на апелляционную жалобу регистрирующий орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В отзыве администрация городского округа Тольятти поддержала апелляционную жалобу ИП Чабана А.С., просила решение суда отменить, заявление предпринимателя удовлетворить.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 22 марта 2017 года рассмотрение дела было отложено на 10 час 50 мин 17 апреля 2017 года в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств по делу.
Определением суда от 17 апреля 2017 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Бажана П.В. на судью Кувшинова В.Е. в связи с его нахождением в очередном ежегодном отпуске, после чего рассмотрение дела было начато заново.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17 апреля 2017 года объявлялся перерыв до 10 час 45 мин 24 апреля 2017 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 24 апреля 2017 года.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24 апреля 2017 года рассмотрение дела было отложено на 11 час 35 мин 24 мая 2017 года в связи с направлением судебных запросов.
Определением суда от 23 мая 2017 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Корнилова А.Б. на судью Драгоценнову И.С. в связи с его нахождением в очередном ежегодном отпуске, после чего рассмотрение дела было начато заново.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24 мая 2017 года объявлялся перерыв до 10 час 55 мин 31 мая 2017 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 31 мая 2017 года.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации городского округа Тольятти, Федерального агентства лесного хозяйства, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ИП Чабана А.С. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, заявитель 25 мая 2016 года обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок, переданный ему по договору купли-продажи N 898 от 14 июля 2011 года, заключенному между заявителем и мэрией городского округа Тольятти Самарской области, согласно которому мэрия городского округа Тольятти Самарской области обязуется передать в собственность, а заявитель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 63:09:02 05 030:516, находящийся по адресу: г. Тольятти, Комсомольский район, полуостров Копылово, турбаза "Дружба", для дальнейшей эксплуатации под турбазу "Дружба" в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 84 000 кв. м (т. 1, л.д. 50-54).
Сообщением от 06 июня 2016 года N 63/009/340/2016-9363 заявителю отказано в государственной регистрации перехода права и права собственности на вышеуказанный земельный участок (т. 1, л.д. 55-60) на том основании, что спорный земельный участок в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, относится к лесным участкам и расположен в квартале N 85 Тольяттинского лесничества и расположен в границах городского округа Тольятти с ссылкой на письмо министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 25 октября 2011 года (л.д. 115).
Отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем, суд первой инстанции исходил из того, что основанием для исключения спорного земельного участка из границ 85 квартала Тольяттинского лесничества явились результаты таксации лесов, результаты которой утверждены постановлением мэрии городского округа Тольятти Самарской области (т. 1, л.д. 84). При этом суд первой инстанции руководствовался следующими нормами права:
Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Из ч. 1 ст. 6 ЛК РФ следует, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
В соответствии с ч. 2 ст. 23 ЛК РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (пункт 2 части 3 статьи 23 ЛК РФ).
Исходя из ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В силу ст. 10 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Так, согласно положениям статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из положений названной нормы, а также п. 8 ст. 28 Закона о приватизации, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда, общего пользования, в том числе лесопарки.
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком являлся земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 72 ЛК РФ. Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 ЛК РФ, наряду с другими работами включает в себя проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 и ч. 3 ст. 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Под таксацией лесов, в силу ст. 69.1 ЛК РФ, части VI Лесоустроительной инструкции, понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Таким образом, при проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются.
Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков, в соответствии с положениями ст. 68.1, 69 Лесного кодекса Российской Федерации (в предыдущей редакции), частей II и III Лесоустроительной инструкции, проводится при проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков.
Вместе с тем заявителем не представлены суду доказательства проведения таких работ, а постановление мэрии от 04 июля 2014 года N 2195-п/1 не может являться таким доказательством, поскольку данным нормативным актом утверждены только материалы таксации.
Данная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 306-кг16-7898 по делу N А55-11541/2015.
Исходя из ст. 6 ЛК РФ, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий.
В соответствии с п. 2 ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
В силу п. "г" ч. 2 ст. 102 ЛК РФ городские леса относятся к категории защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 ЛК РФ).
Исходя из п. 25 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов относятся к вопросам местного значения городских округов.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся также сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Статьей 7 ЛК РФ предусматривалось, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Указание в кадастровом паспорте спорного земельного участка в качестве категории земель "земли населенных пунктов" также не свидетельствует об утрате городских лесов указанного правового статуса, поскольку в соответствии со ст. 85 ЗК РФ и ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (п. 11); а также зоны особо охраняемых территорий (пункт 12).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказал.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь (с учетом Определения Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 306-кг16-7898 по делу N А55-11541/2015) с выводом суда первой инстанции о том, что при проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения указанных границ не являются, вместе с тем полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае спорный участок был исключен из состава лесного фонда на основании материалов таксации лесов.
В силу ч. 5 ст. 23 ЛК РФ количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 30.12.2008 N 435 (ред. от 27.04.2010) "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ" определено, что на территории Самарской области земли лесного фонда состоят из 17 лесничеств и земли иных категорий, на которых расположены леса, состоят из 1 лесничества (пункт 1). Пунктом 2 данного приказа установлены границы лесничеств согласно Приложению. Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу поручено обеспечить контроль за соблюдением лесного и земельного законодательства Российской Федерации организациями, осуществляющими проектирование (уточнение) границ лесничеств, установленных пунктом 2 настоящего Приказа (пункт 3). Управлению использования лесов, инвентаризации и лесоустройства поручено обеспечить подготовку проектов приказов об установлении границ лесничеств на основании данных проектирования (пункт 4).
При этом признаны утратившими силу приказы Рослесхоза от 27.06.2007 N 294 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ" и от 17.09.2007 N 404 "Об участковых лесничествах" в части участковых лесничеств на территории Самарской области.
к приказу Рослесхоза от 30 декабря 2008 года N 435 приложены "Сведения о границах и количестве создаваемых лесничеств, расположенных на территории Самарской области", согласно которым в пункте 18 указано лесничество, расположенное на землях иных категорий: наименование лесхоза - Ставропольский, наименования лесничеств - Тольяттинское, Ставропольское, Федоровское. Вместе с тем в приложениях к данному приказу отсутствуют конкретные сведения о границах лесничеств, их описание. Соответственно предполагаются работы по проектированию и установлению границ лесничеств на основании данных проектирования.
Ранее (до издания Рослесхоза от 30 декабря 2008 года N 435) в соответствии с п. 1 приказа Рослесхоза от 17.09.2007 N 404 "Об участковых лесничествах" было установлено, что наименование участковых лесничеств, их границы и площадь соответствуют наименованию, границам и площади лесничеств в составе соответствующих лесхозов по материалам лесоустройства на 1 января 2007 года.
Однако приказом Рослесхоза от 30 декабря 2008 года N 435 приказ Рослесхоза от 17.09.2007 N 404 был признан утратившим силу в части участковых лесничеств на территории Самарской области. Поэтому материалы лесоустройства применительно к границам и площади по состоянию на 01 января 2007 года с момента принятия приказом Рослесхоза от 30 декабря 2008 года N 435 не могут удостоверять границы Тольяттинского лесничества в составе Ставропольского лесхоза. В этой связи не может быть принята в качестве допустимого доказательства, подтверждающего границы Тольяттинского лесничества, представленная министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области выписка с планшетов лесоустройства 1995 года (т. 3, л.д. 47).
Между тем в рамках приказа Рослесхоза от 30.12.2008 N 435 проектирование (уточнение) границ лесничеств, установленных пунктом 2 настоящего приказа, были проведены работы по проектированию и установлению границ Тольяттинского лесничества на основании данных проектирования, результаты которых также нашли отражение в материалах таксации лесов на территории городского округа Тольятти. При этом не материалы таксации послужили для основанием проектирования и подготовки лесоустроительной документации и установления границ Тольяттинского лесничества соответственно, а наоборот, по результатам проведенных лесоустроительных работ и были подготовлены материалы таксации лесов на территории городского округа Тольятти.
Учитывая в соответствии с ч. 5 ст. 23 ЛК РФ полномочие Рослесхоза по определению количества лесничеств, лесопарков, их границ, суд апелляционной инстанции направил в его адрес судебный запрос в целях установления наложения спорного участка на земли лесного фонда.
В ответе Федерального агентства лесного хозяйства от 19.05.2017 N АВ-01-28/6864 на судебный запрос о наложении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0205030:516 на земли лесного фонда, а также о предоставлении информации в отношении лесного участка сообщается следующее: по поручению Федерального агентства лесного хозяйства ФГБУ "Рослесинфорг" проведена работа по графическому совмещению материалов лесоустройства с границей земельного участка с кадастровым номером 63:09:0205030:516. По результатам проделанной работы факт пересечения земельного участка с кадастровым номером 63:09:0205030:516 с землями лесного фонда выявлен не был, что подтверждается представленной в материалы дела копией письма ФГБУ "Рослесинфорг" от 08 ноября 2016 года N 01/02-2890.
К данному ответу Рослесхоза приложено письмо ФГБУ "Рослесинфорг" от 08.11.2016 N 01/02-2890, согласно которому ФГБУ "Рослесинфорг" по поручению Рослесхоза от 27.10.2016 N ЕК-01-46/13749 об осуществлении графического совмещения материалов лесоустройства с границей земельного участка с кадастровым номером 63:09:0205030:516 сообщило следующее: "При сопоставлении границ земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда Васильевского участкового лесничества Тольяттинского лесничества городского округа Тольятти, выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516 не имеет пересечений с землями лесного фонда. Сведения о картографическом совмещении подготовлены с использованием данных государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 63:09:0205030:516 на основании рабочих материалов лесоустройства, не являющихся обязательными нормативно-техническими документами.".
Кроме того, Рослесхозом вместе с от 19.05.2017 N АВ-01-28/6864 представлена схема совмещения земельного участка с кадастровым номером 63:09:0205030:516 с лесным фондом Васильевского участкового лесничества Тольяттинского лесничества городского округа Тольятти, из которой видно отсутствие наложений данного земельного участка на земли лесного фонда.
На основании пункта 5 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, переданы органам государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09 октября 2013 года N 528 (далее - Положение о министерстве лесного хозяйства Самарской области), установлено, что министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим разработку и реализацию основных направлений региональной политики в сфере лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования в целях повышения уровня жизни населения Самарской области и обеспечивающим в пределах своей компетенции государственное управление в сфере охраны, использования, воспроизводства лесов Самарской области, иных природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экологической безопасности населения, а также координирующим в соответствии с действующим законодательством деятельность органов исполнительной власти Самарской области в данной сфере.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2.2 Положения о министерстве лесного хозяйства Самарской области к полномочиям министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области относится ведение в соответствии с действующим законодательством государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Самарской области.
Учитывая наличие у министерства лесного хозяйства Самарской области полномочия по ведению лесного реестра, суд апелляционной инстанции запросил у данного министерства лесоустроительную документацию в целях установления наличия наложений спорного земельного участка на земли лесного фонда.
Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в материалы дела представлена выписка с планшетов лесоустройства 2013 года (т. 3, л.д. 48), из которой также видно отсутствие пересечений земельного участка с кадастровым номером 63:09:0205030:516 с землями лесного фонда.
Вывод о том, что спорный земельный участок не входит в состав Тольяттинского лесничества также подтверждается лесоустроительными планшетами, планами лесонасаждений, расположенных в границах городского округа Тольятти, что отражено в отзыве администрации (ранее - мэрия) городского округа Тольятти, а также в письме департамента градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти от 13.09.2016 N 38137-вн/5.1.
По утверждению администрации городского округа Тольятти, изложенному в отзывах, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516 не входит в границы городских лесов и не является лесным участком.
В соответствии с главой 4 "Градостроительные регламенты и порядок их применения", главой 7 "Карта градостроительного зонирования. Карта зон с особыми условиями использования территорий" Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059, указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны Р-3 (зона отдыха). Согласно материалам таксации лесов (таксационные описания, лесоустроительные планшеты, планы лесонасаждений), расположенных в границах городского округа Тольятти, утвержденным постановлением мэрии городского округа Тольятти от 04.07.2014 N 2195-п/1, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516 не относится к лесным участкам и городским лесам.
При этом суд апелляционной инстанции полагает правомерной ссылку администрации городского округа Тольятти на постановление мэрии городского округа Тольятти от 04.07.2014 N 2195-п/1 и материалы таксации, утвержденные данным постановлением, поскольку материалы таксации не должны противоречить лесоустроительной документации и сведениям, содержащимся в лесном реестре, в котором, исходя из выписки с планшетов лесоустройства 2013 года, проведенном до утверждения вышеуказанного постановления (т. 3, л.д. 48), отсутствуют сведения о наличии пересечений, наложений земельного участка с кадастровым номером 63:09:0205030:516 на земли лесного фонда.
Судом апелляционной инстанции также исследована карта градостроительного зонирования городского округа Тольятти, являющаяся приложением к Правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059, находящаяся в открытом доступе. Из данного документа видно, что указанная зона Р-3 располагается на отдельных участках на полуострове Копылово. Нахождение в зоне Р-3 спорного земельного участка следует и из выписки от 21.11.2016 N 509/5.1-1 из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, выданной мэрией городского округа Тольятти (т. 2, л.д. 49).
В оспоренном отказе регистрирующий орган ссылается на письмо министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 25 октября 2011 года, согласно которому спорный земельный участок, расположенный в квартале N 85 Тольяттинского лесничества границах городского округа Тольятти, относится к лесным участкам. Между тем письма того же министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, подготовленные после лесоустройства 2013 года, (в том числе от 01 октября 2014 года (т. 1, л.д. 117), от 18 ноября 2014 года N 2705-02/18854 (т. 1, л.д. 118), от 10 февраля 2015 года N 270502/2522 (т. 1, л.д. 119), от 23 мая 2016 года N 270502/11228 (т. 1, л.д. 181), от 21.06.2016 N 05-02-30/225 (т. 1, л.д. 61), от 14 июля 2016 года N 270502/15775 (т. 1, л.д. 89), от 14.11.2016 N 27-05-02/24949 (т. 2, л.д. 47)) подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516 к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий не относится.
Согласно заключению кадастрового инженера Извековой Н.В. от 20.04.2017 N 192, представленному заявителем в материалы дела, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516, имеющим местоположение: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, полуостров Копылово, площадью 84000 кв. м, с видом разрешенного использования "Для дальнейшей эксплуатации под турбазу "Дружба" никогда не относился и не относится к лесным участкам в составе земель лесного фонда, к лесным участкам городских лесов.
Данные выводы были сделаны кадастровым инженером, исходя из следующих обстоятельств, отраженных в этом заключении: согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, дата внесения номера 63:09:0205030:516, принадлежащего земельному участку, расположенного: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, полуостров Копылово, площадью 84000 кв. м, с видом разрешенного использования "Для дальнейшей эксплуатации под турбазу "Дружба", в государственный кадастр недвижимости - 19.11.2005. Данные сведения внесены на основании землеустроительного дела (инв. N 1018), подготовленного ООО "Тольяттинский центр недвижимости". Каких-либо ограничений, иных сведений, позволяющий идентифицировать земельный участок в качестве лесного участка в составе земель лесного фонда, городских лесов, в сведениях государственного кадастра недвижимости не имеется. Фактическое формирование земельного участка произошло не позднее 1994 года, то есть до проведения процедуры лесоустройства в 1995 году, поскольку 27.06.1994 постановлением администрации г. Тольятти Самарской области N 1044 производственному объединению "Волгоцеммаш" был предоставлен земельный участок на полуострове Копылово под турбазу "Дружба" площадью 8,4 га. На основании данного постановления было выдано свидетельство о праве бессрочного пользования на землю N 20083 от 13.07.1994. Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516 всегда относился к категории "земли населенных пунктов", о чем свидетельствуют данные кадастровых паспортов 2005 года, 2008 года и данные более поздних периодов. В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о лесных участках с кадастровыми номерами 63:09:0205030:1646 (дата внесения в ГКН 03.10.2016), 63:09:0205030:1630 (дата внесения в ГКН 15.07.2016), 63:09:02CU030:1629 (дата внесения в ГКН 22.12.2015), расположенных территориально на полуострове Копылово. Сведения о них соответствуют требованиям к описанию местоположения границ верных участков, установленным органом нормативно-правового регулировании в сфере кадастровых отношений, то есть позволяют установить местоположение их границ с необходимой точностью.
Таким образом, границы лесных участков были определены в период 2015-2016 годов, а, следовательно, информация, изложенная министерством в письме от 25.10.2011 N 27-05-02/9486 об отнесении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0205030:516 к лесным участкам, не соответствует материалам лесоустройства.
Ссылка регистрирующего органа на письмо ФГУ "Ставропольский лесхоз" агентства лесного хозяйства по Самарской области от 14.07.2006 N 317 несостоятельна. В данном письме сообщены сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:09:0205030:0643 с местоположением: г. Тольятти, Комсомольский район, полуостров Копылово, турбаза "Дружба". При этом указано, что участок леса площадью 5,4 га относится к участку леса, не входящему в лесной фонд, земельный участок площадью 3,0 га не относится к участку леса, не входящему в лесной фонд.
Вместе с тем выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое существо и сделок с ним от 12.10.2016 N 90-26343761, землеустроительное дело N 20/12.05 от 09.12.2005, а также сведения публичной кадастровой карты свидетельствуют о том, что вышеуказанный кадастровый номер 63:09:0205030:0643 принадлежит земельному участку площадью 30728 кв. м, расположенному: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, полуостров Копылово, турбаза "Славянка", а собственником земельного участка является ООО "Славянка".
Указанный земельный участок является смежным по отношению к спорному земельному участку с кадастровым номером 63:09:0205030:516, поэтому представленное регистрирующим органом письмо лесхоза содержит не относящиеся к спорному земельному участку сведения и не свидетельствует об отнесении спорного земельного участка к участкам лесного фонда или лесным участкам на землях иных категорий.
Приложенный к письму ФГУ "Ставропольский лесхоз" агентства лесного хозяйства по Самарской области от 14.07.2006 N 317 план границ земель п/о Копылово (копия) (т. 3, л.д. 32) также не свидетельствует об отнесении спорного участка к лесному фонду; из него невозможно установить ни границы лесничества, ни границы спорного земельного участка; расшифровка обозначений, линий в нем отсутствует.
Допрошенная судом апелляционной инстанции в качестве специалиста кадастровый инженер Извекова Н.В., предупрежденная об ответственности за дачу заведомо ложного показания, за отказ или уклонение от дачи показания по ст. 307 - 308 УК РФ, пояснила, что на данном плане невозможно определить границы спорного земельного участка; план никем не подписан; неизвестно, кем он составлен.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает необоснованной позицию регистрирующего органа о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516 относится к лесным участкам. При этом в сообщении об отказе регистрирующий орган неправомерно указал не непредставление документов, необходимых для государственной регистрации, поскольку заявителем был представлен полный пакет документов, необходимых для регистрации права на недвижимое имущество.
В силу ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспоренного решения) (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Обоснование судом первой инстанции отказа в удовлетворении заявленных предпринимателем требований ссылкой на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 306-кг16-7898 по делу N А55-11541/2015 является неправомерным, поскольку в данном судебном акте отсутствуют выводы относительно пересечений земельного участка с кадастровым номером 63:09:0205030:516 с землями лесного фонда, преюдициального значения данный судебный акт для спора, рассматриваемого в рамках настоящего дела, не имеет. При этом в указанном определении ВС РФ сделан вывод о неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения границ лесничеств, лесопарков и лесных участков не являются, что и было учтено судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
В целях устранения неполноты исследования судом первой инстанции обстоятельств дела судом апелляционной инстанции были приняты меры по истребованию дополнительных доказательств и выяснению всех имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств. При этом суд апелляционной инстанции предоставил участникам процесса равные возможности для обоснования своих позиций, запросил лесоустроительную документацию и сведения из лесного реестра у соответствующих государственных органов, а также информацию из органа местного самоуправления.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом всех установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации, в связи с чем решение Управления Росреестра по Самарской области от 06 июня 2016 года N 63/009/340/2016-9363 об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516 не соответствует Федеральному закону N 122-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя и соответственно подлежит признанию недействительным.
На основании п. 1 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 08 декабря 2016 года следует отменить; принять новый судебный акт. Заявление ИП Чабана А.С. удовлетворить. Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 06 июня 2016 года N 63/009/340/2016-9363, выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516, площадью 84000 кв. м, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, полуостров Копылово, турбаза "Дружба".
В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд апелляционной инстанции, исходя из п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает необходимым обязать Управление Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Чабана А.С. путем государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516, площадью 84000 кв. м, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, полуостров Копылово, турбаза "Дружба".
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы относятся на Управление Росреестра по Самарской области. В этой связи надлежит взыскать с Управления Росреестра по Самарской области в пользу ИП Чабана А.С. судебные расходы по уплате госпошлины в размере 450 рублей, в том числе 300 руб. - за подачу заявления, 150 руб. - за подачу апелляционной жалобы. Кроме того, следует возвратить ИП Чабану А.С. перечисленные за проведение экспертизы денежные средства в сумме 15 000 рублей в связи с отказом от ходатайства о назначении судебной экспертизы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 декабря 2016 года по делу N А55-16916/2016 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление индивидуального предпринимателя Чабана Алексея Сергеевича удовлетворить. Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 06 июня 2016 года N 63/009/340/2016-9363, выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516, площадью 84000 кв. м, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, полуостров Копылово, турбаза "Дружба".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Чабана Алексея Сергеевича путем государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0205030:516, площадью 84000 кв. м, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, полуостров Копылово, турбаза "Дружба".
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в пользу индивидуального предпринимателя Чабана Алексея Сергеевича судебные расходы по уплате госпошлины в размере 450 (Четыреста пятьдесят) рублей.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Чабану Алексею Сергеевичу с депозитного счета Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда денежные средства в сумме 15 000 руб., перечисленные платежным поручением от 24 апреля 2017 года N 649689.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
И.С.ДРАГОЦЕННОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)