Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2017 N 10АП-12681/2017 ПО ДЕЛУ N А41-85612/16

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2017 г. по делу N А41-85612/16


Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Балкаровым А.З.,
при участии в заседании:
от истца Комитета лесного хозяйства Московской области - Захарова К.И., представитель по доверенности от 22 декабря 2016 года,
от истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Переплетова К.Ю., представитель по доверенности от 12 мая 2017 года,
от ответчика Акционерного общества "Славтранс-Сервис" - Дорошенко С.А., представитель по доверенности от 27 мая 2016 года,
от ответчика Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области и третьих лиц Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", Акционерного общества "Трест Гидромонтаж" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2017 года по делу N А41-85612/16, принятое судьей Семеновой А.Б., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468 ОГРН 1125024004918), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН 7716642273, ОГРН 1097746296977) к Акционерному обществу "Славтранс-Сервис" (ИНН 5030038917, ОГРН 1025003748340), Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области (ИНН 5030011263, ОГРН 1035005905098) об истребовании из чужого незаконного владения и по встречному иску Акционерного общества "Славтранс-Сервис" к Комитету лесного хозяйства Московской области об исключении из лесного реестра, третьи лица - Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), Акционерное общество "Трест Гидромонтаж" (ИНН 5030004820, ОГРН 1035005900566),

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Акционерному обществу "Трест Гидромонтаж" (далее - ответчик), в котором просил:
- истребовать из незаконного владения Акционерного общества "Трест Гидромонтаж" часть земельного участка площадью 10780,2 кв. м (1,07 га), входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 площадью 25114 кв. м (2,5 га), расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, пос. Селятино, имеющего следующий каталог координат поворотных точек:


























































- - признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 площадью 25114 кв. м (2,5 га), расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, пос. Селятино и снять указанный участок с кадастрового учета;
- - признать договор аренды земельного участка N 5362 от 29 декабря 2014 года недействительным и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись об ограничении (обременении) права в виде аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 площадью 25114 кв. м (2,5 га), расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, пос. Селятино.
Определением Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2017 года по настоящему делу суд заменил ненадлежащего ответчика АО "Трест Гидромонтаж" на АО "Славтранс-Сервис", а также привлек к участию в деле в качестве соответчика Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области.
Также судом привлечено к участию в деле в качестве соистца Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
В процессе рассмотрения спора судом принято к производству встречное исковое заявление АО "Славтранс-Сервис" к Комитету лесного хозяйства Московской области со следующими требованиями:
- обязать Комитета лесного хозяйства Московской области исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении части земельного участка площадью 10780,2 кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 общей площадью 25114 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, пос. Селятино, вблизи участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94 на земли государственного лесного фонда, имеющего следующий каталог координат:


























































До рассмотрения спора по существу соистцы в порядке статьи 49 АПК РФ уточнили исковые требования и просили:
- истребовать из незаконного владения АО "Славтранс-Сервис" часть земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 площадью 10780,2 кв. м в следующих координатах:


























































- признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, пос. Селятино снять указанный участок с кадастрового учета в следующих координатах:


























































- признать договор аренды земельного участка N 5362 от 29 декабря 2014 года недействительным и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись об ограничении (обременении) права в виде аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 площадью 25114 кв. м (2,5 га), расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, пос. Селятино.
Уточнение принято судом.
До рассмотрения спора по существу АО "Славтранс-Сервис" в порядке статьи 49 АПК РФ представило уточненное встречное исковое заявление, в котором просит:
- исключить из состава земель лесного фонда земельный участок площадью 10780,2 кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 общей площадью 25114 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г.п. Селятино, пос. Селятино, вблизи участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94 и имеющего следующий каталог координат:


























































Уточнение встречного искового заявления принято судом.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Акционерное общество "Трест Гидромонтаж".
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2017 года в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано (л.д. 62-67 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители истцов поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 29 декабря 2014 года между Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области (арендодатель) и ОАО "Трест Гидромонтаж" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 5362, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 общей площадью 25114 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, городское поселение Селятино, пос. Селятино, вблизи участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94, вид разрешенного использования - "для строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства", категория земель - "земли населенных пунктов", сроком на 3 года.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законодательстве порядке 16 июля 2015 года.
Сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 внесены в ГКН - 18 ноября 2014 года.
В дальнейшем 18 ноября 2016 года между АО "Трест Гидромонтаж" и АО "Славтранс-Сервис" подписано соглашение N 1 об уступке прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка N 5362 от 29 декабря 2014 года, по условиям которого права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 перешли к АО "Славтранс-Сервис".
09 ноября 2016 года при проведении старшим участковым лесничим Рассудовского участкового лесничества осмотра участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375, площадью 25114 кв. м, а также при сравнении сведений, содержащихся в публичной кадастровой карте и материалов лесоустройства 2000 - 2002 гг. было установлено, что указанный земельный участок накладывается на ГЛФ площадью 10780,2 кв. м, а именно на выдел 1 квартала 1, квартал 2 выдела 2, 5, 6 Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества, что отражено в Акте осмотра территории.
В связи с выявленным фактом пересечения границ земельного участка с землями лесного фонда комитет направил в адрес ответчика претензию, в которой просил возвратить часть спорного земельного участка.
Оставление указанного требования без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статья 301 ГК РФ устанавливает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Исходя из взаимосвязанного смысла статей 209, 301 ГК РФ истцом по виндикационному иску может быть лицо (собственник, либо лицо владеющее имуществом в силу закона или договора), из обладания которого незаконно выбыло имущество (вещь), являющееся предметом виндикационного иска, а ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом (вещью) на момент предъявления требования.
Из положений статьи 11.1 Земельного кодекса РФ (действующей в редакции на момент обращения истцов в суд) следует, что земельные участки представляют собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Пунктом 3 части 4 статьи 8 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости.
Частью 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В статье 18 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен перечень представляемых для осуществления кадастрового учета документов.
В силу положений статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 данного Закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как указывалось ранее, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 был поставлен на государственный кадастровый учет 18.11.2014 года, сведения о местоположении (границах) земельных участков были внесены в ГКН.
Между тем лесной участок, расположенный в квартале 2 выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6 Наро-Фоминского лесничества Рассудовского участкового лесничества на государственный кадастровый учет не поставлен.
В обоснование своих доводов о пересечении спорного земельного участка с границами земель лесного фонда, истцами представлены: выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах в отношении квартала 2 выделов 1, 2, 3, 4, 5, 6 Наро-Фоминского лесничества Рассудовского участкового лесничества, планшет лесоустройства N 1 Наро-Фоминского лесничества Рассудовского участкового лесничества 2015 года, Справка о пересечении земельного участка с землями лесного фонда в соответствии с системой РГИС МО.
Определением Арбитражного суда Московской области 11 мая 2017 года по настоящему делу в целях определения границ земельного участка лесного фонда, а также установления пересечения, назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНО "Бюро судебных экспертиз" - Лебедеву Константину Игоревичу На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Возможно ли на основании материалов дела, в том числе материалов лесоустройства, определить границы земельного участка лесного фонда, образующего квартал 1 (выдел 2) и квартал 2 (выделы 2, 5, 6) Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Московской области? Если да, то определить координаты и установить границы кварталов 1 (выдел 2) и 2 (выделы 2, 5, 6) Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Московской области с приложением графического материала.
2. Установить имеется ли наложение (пересечение) границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 с землями лесного фонда - квартал 1 выдел 1 Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Московской области, квартал 2 выделы 2, 5, 6 Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Московской области, с учетом границ, определенных в рамках настоящей экспертизы. Если да, то определить площадь наложения и границы (указать координаты наложения), с приложением графического материала. В том случае, если земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 частично накладывается (пересекается) с землями лесного фонда, то определить границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 за вычетом площади наложения.
В соответствии с заключением эксперта N 1604 от 13 июня 2017 года, эксперт по первому вопросу пришел к следующему выводу: "На основании материалов дела (лесоустроительного планшета Наро-Фоминского лесничества, Рассудовского участкового лесничества, выполненного в масштабе 1:10000) возможно определить границы земельного участка лесного фонда, образующего квартал 1 (выдел 2) и квартал 2 (выделы 2, 5, 6) Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Московской области. В результате исследования картографического материала было получено достоверное положение границ земельного участка лесного фонда (Наро-Фоминского лесничества, Рассудовского участкового лесничества). Результат построений представлен на чертеже N 1 (т. 3 л.д. 35). Сведения о полученных границах квартала 1 (выдел 2) представлены в таблице N 2, сведения о границах квартала 2 (выделы 2, 5, 6) Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества Московской области представлены в таблице N 3 - 5".
По второму вопросу пришел к следующему выводу: "Из построений, представленных на чертеже N 1, следует, что наложений (пересечений) границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 с землями лесного фонда отсутствует".
Суд, исследовав заключение эксперта, подготовленное АНО "Бюро судебных экспертиз", с позиции статьи 71 АПК РФ установил, что представленное заключение соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной деятельности и отвечает критериям относимости, допустимости и достаточности доказательств. Лицами, участвующими в деле экспертиза не оспорена.
Обосновывая свои доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 расположен на землях лесного фонда, истцы ссылаются на то, что данный факт подтверждается сведениями, содержащимися в Региональной географической информационной системе Московской области (далее - РГИС МО), созданной в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23 октября 2012 года N 1335/38, которая позволяет осуществить сопоставление в электронном виде границ земель лесного фонда и границ земельных участков, выявляя наложение при их наличии.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23 октября 2012 года.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15 декабря 2012 года провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должны вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
В соответствии частью 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение указанных положений истцами не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Как указывалось ранее в соответствии с выводами эксперта наличия пересечения спорного земельного участками с землями лесного фонда не выявлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом не представлено достаточных доказательств, обосновывающих исковые требования и свидетельствующих о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда, учитывая результаты судебной экспертизы, суд считает, что исковые требования Мособлкомлес и ТУ ФАУГИ в Московской области не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что встречный иск АО "Славтранс-Сервис" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Требования АО "Славтранс-Сервис" об исключении из земель лесного фонда сведений о земельном участке площадью 10780,2 кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 общей площадью 25114 кв. м, фактически направлены на оспаривание права собственности Российской Федерации на земельный участок.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права.
Более того, как установлено судом в соответствии с материалами дела и с учетом проведенной в рамках настоящего дела экспертизой, доказательств пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:2375 с землями лесного фонда не установлено.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционные жалобы заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2017 года по делу N А41-85612/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
М.В.ИГНАХИНА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)