Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 01.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4272/2017

Требование: О признании отказа органа местного самоуправления незаконным.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица является собственником земельного участка, обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности под садоводство и огородничество, письмом ответчик отказал истице в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для использования под садоводство и огородничество в связи с необходимостью изменения вида разрешенного использования земельного участка, истица полагает отказ незаконным и нарушающим ее права.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 ноября 2017 г. по делу N 33-4272/17


Судья Москвитина М.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Г.,
с участием истца С., третьего лица представителя СОТ "Искра" Я., представителя ответчика А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 08 сентября 2017 года по делу по иску С. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска о признании отказа органа местного самоуправления незаконным, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения представителей сторон, судебная коллегия,
установила:

Истец С. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании отказа органа местного самоуправления незаконным, указывая на то, что она является собственником земельного участка, площадь *** кв. м, кадастровый N... по указанному адресу. 18.09.2016 г. СОТ "Искра", на территории которого расположен земельный участок, своим решением обязало истца выкупить занимаемый излишек земельного участка в дополнение к уже имеющемуся у истца в собственность земельного участка. При обращении о предварительном согласовании предоставления земельного участка по вышеуказанному адресу ответчиком ДИЗО ОА г. Якутска 26.12.2016 г. отказано со ссылкой на необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка с садоводства и огородничества на индивидуальное жилищное строительство, поскольку он по виду разрешенного пользования не соответствует территориальному зонированию согласно нормативно-правовому акту Якутской городской Думы от 07.09.2016 г. N 302-НПА "О внесении изменений в Правила землепользования городского округа "город Якутск", утвержденные нормативно-правовым актом Якутской городской думы от 25 декабря 2013 г. N 169-НПА.
Полагая отказ незаконным и нарушающим права истца, С. просила суд признать отказ ДИЗО ОА г. Якутска от 26.12.2016 г. незаконным и обязать ответчиков перераспределить земельный участок с кадастровым N... под садоводство и огородничество с увеличением площади.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна истец С. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылается на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд не учел, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории СОТ "Искра", вид разрешенного пользования определен при отводе земель СОТу, истец пользуется земельным участком по назначению более 16 лет.
Истцом С. подано ходатайство о приобщении к материалам дела заключения кадастрового инженера А. от 13 октября 2017 года, которое не представлялось в суд первой инстанции. Судебная коллегия полагает, что дополнительное доказательство необходимо для принятия законного и обоснованного решения и подлежат приобщению к материалам дела (пункт 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если перераспределение таких земель или земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; а также в случаях перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных, в частности, для индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Такое перераспределение осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта РФ, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно ч. 1 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
Из материалов дела следует, что С. является собственником земельного участка с кадастровым N..., разрешенное пользование: садоводство и огородничество, площадь *** кв. м, по адресу: ...........
02 декабря 2016 года истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: .......... на праве собственности под садоводство и огородничество.
Письмом N... от 26.12.2016 г. ДИЗО Окружная администрация г. Якутска отказала истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для использования под садоводство и огородничество в связи с необходимостью изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N... с садоводства и огородничества на индивидуальное жилищное строительство на основании информации, предоставленной Управлением архитектуры и градостроительной политики ОА г. Якутска от 15.12.2016 года N....
Письмом N... от 15 декабря 2016 года Управления архитектуры и градостроительной политики ОА города Якутска сообщено, что согласовать земельный участок не представляется возможным, так как земельный участок расположен в зоне Ж-2А (для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что у органа местного самоуправления имелись основания для отказа, поскольку использование земельного участка под садоводство и огородничество не входит в перечень функциональных видов использования в данной территориальной зоне.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что 08.02.1989 г. решением N... исполнительного комитета Якутского городского совета народных депутатов земельный участок площадью *** га предоставлен ******** для создания садово-огороднического товарищества в местности...........
10.05.1989 г. решением N... исполнительного комитета Якутского городского совета народных депутатов зарегистрирован Устав СОТ "Искра" ********, созданный решением горисполкома от 08.02.1989 N... и утвержден список СОТ "Искра" в количестве 71 члена, включая истца С.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.11.2013 г. С. является собственником земельного участка с кадастровым N..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садоводство и огородничество, площадью *** кв. м, по адресу: ...........
Из представленного истцом заключения кадастрового инженера N... от 13 октября 2017 г. следует, что в отношении земельного участка с кадастровым N... требуется проведение кадастровых работ по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ и площади земельного участка. Фактические границы и площадь земельного участка, находящегося в собственности С. после исправления реестровой ошибки составит *** кв. м вместо *** кв. м и не превышает 10% от зарегистрированной в собственности площади.
Земельный участок площадью *** со стороны пер........... смежного с участком с кадастровым N..., так же как и земельный участок площадью *** кв. м с юго-восточной стороны С. предоставлен СОТ "Искра" путем перераспределения земель за счет свободной территории СОТ "Искра".
При таких обстоятельствах отказ ОА города Якутска в перераспределении земельного участка нельзя признать законным.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования на основании абз. 2 п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абз. 2 п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации). В силу ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Согласно п. 3 и 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Из анализа представленных документов следует, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории СОТ "Искра", которому в установленном порядке были отведены земли под садоводство и огородничество. Истцом на протяжении 16 лет земельный участок используется по целевому назначению под садоводство и огородничество. Дополнительная площадь, которую она просит перераспределить, также расположена на землях СОТ "Искра". Законный землепользователь - СОТ "Искра" согласился с перераспределением свободного участка за счет территории СОТа. Правопритязания со стороны смежных землепользователей отсутствуют.
Имеющийся земельный участок был сформирован и приобретен в собственность до принятия "Правил землепользования городского округа "город Якутск" от 25 декабря 2013 г. N 169-НПА, поэтому его целевое использование сохраняется, поскольку в отношении земельного участка истца какие-либо ограничения прав на землю градостроительным регламентом не установлены, указанный земельный участок предоставлялся для садоводства и огородничества, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ в перераспределении земельного участка не может быть признан законным.
Суду следовало учесть, что территориальное зонирование органом местного самоуправления проведено без учета целевого назначения территории СОТ "Искра", установленного задолго до утверждения "Правил землепользования городского округа "город Якутск" от 25 декабря 2013 г. N 169-НПА и вида разрешенного пользования земельного участка С., чье право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
В данном случае отказ органа местного самоуправления в перераспределении земельного участка повлек нарушение прав истца.
Выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Якутского городского суда РС (Я) от 08 сентября 2017 года по делу по административному иску С. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска о признании отказа органа местного самоуправления незаконным отменить.
Принять новое решение, которым административный иск С. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить отказ ДИЗО ОА г. Якутска от 26.12.2016 г. в перераспределении земельного участка.
Обязать ДИЗО ОА г. Якутска совершить действия по перераспределению земельного участка в соответствии с заявлением С. по адресу: ...........
Председательствующий
В.В.НОЕВА
Судьи
М.М.ОКОНЕШНИКОВА
С.Н.СЫРЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)