Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 11.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-4556/2017

Требование: О признании незаконным отказа в осуществлении подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица указала, что на основании договора аренды земельного участка ей был предоставлен в аренду земельный участок, она обратилась с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность за плату, но ей было необоснованно отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. по делу N 33а-4556/2017


Докладчик Лысенин Н.П.
Судья Алексеева А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Александровой А.В.,
при секретаре судебного заседания И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу В. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 04 июля 2017 года по административному делу по административному иску В. к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,
установила:

В. обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения - л.д. 33 - 38) к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики Т., выразившегося в ненаправлении в ее адрес договора купли-продажи земельного участка общей площадью <..> кв. м, с кадастровым номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства - производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений, местоположение: <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка N, обязании главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики направить ей договор купли-продажи земельного участка для его подписания.
В обоснование требований указано, что на основании договора аренды земельного участка N 367 от 22.12.2008, заключенного с муниципальным образованием - Моргаушским районом Чувашской Республики, ей был предоставлен в аренду земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства - производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. В январе 2017 года В. обратилась к главе администрации Моргаушского района с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность за плату, однако в этом ей было необоснованно отказано письмом от 01.03.2017 N 572.
В суде первой инстанции В. и ее представитель И.Ю. иск поддержали.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 04.07.2017 (с учетом определения об исправлении описки от 21.07.2017) в удовлетворении исковых требований отказано.
На указанное решение В. подана апелляционная жалоба. Истица полагает, что решение не соответствует требованиям ст. 195, п. 1 ст. 196 ГПК РФ. По мнению В., в Моргаушском районе и в Чувашской Республике ведение личного подсобного хозяйства незаконно не признается ведением сельскохозяйственного производства. Приводя определение понятия "сельскохозяйственное производство", содержащееся в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", полагает, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются и граждане, ведущие личные подсобные хозяйства. Органы власти включают в государственную статистическую отчетность показатели производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан наравне с сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими хозяйствами. Необоснованной является ссылка суда на п. 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ). Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства (п. 1 ст. 78 ЗК РФ). Законодательство разграничивает земли сельскохозяйственного назначения как категорию земель, расположенных за границами населенных пунктов и земли сельскохозяйственного использования как территориальную зону земель населенного пункта. Ссылаясь на позицию, изложенную в ответах Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономического развития РФ, Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрании Российской Федерации, пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, указывает, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину, осуществляется без проведения торгов. На основании статьи 39.14 и 39.17 ЗК РФ орган местного самоуправления обязан был направить в адрес истицы договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка для подписания и оформления его в соответствии со ст. 445 ГК РФ.
В судебном заседании истица В., ее представитель И.Ю. апелляционную жалобу поддержали, представители административного ответчика администрации Моргаушского района Чувашской Республики, заинтересованного лица - администрации Ильинского сельского поселения Моргаушского района, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. В соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Моргаушского района N 733 от 22.12.2008 "О предоставлении земельного участка в аренду" 22.12.2008 между муниципальным образованием - Моргаушским районом Чувашской Республики и В. заключен договор аренды земельного участка N 367, согласно которому истице был предоставлен в аренду сроком по 20.12.2057 земельный участок из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером N, общей площадью <..> кв. м, местоположение: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений) в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка N.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок N относится к категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, поставлен на кадастровый учет 23.01.2006. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные". Основанием для государственной регистрации послужил договор аренды земельного участка от 22.12.2008 N 367.
30.01.2017 В. обратилась в администрацию Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого ею земельного участка без проведения торгов.
Письмом администрации Моргаушского района Чувашской Республики N 572 от 01.03.2017 истице отказано в предоставлении в собственность земельного участка. В качестве основания для отказа указано на то, что в соответствии со ст. 6.2 Закона Чувашской Республики "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике" от 01.06.2004 N 11 земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Чувашской Республики или муниципальных образований, предоставляются гражданам и юридически лицам в собственность или аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации. Переданный в аренду земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 Федерального закона N 101-ФЗ. Однако в договоре аренды земельного участка от 22.12.2008 положений о выкупе земельного участка до истечения срока договора не предусмотрено.
Не согласившись с отказом, В. обратилась в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основание для отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, изложенное в ответе администрации Моргаушского района, является необоснованным.
Судебная коллегия с выводом суда в указанной части соглашается. Действительно, в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 настоящего Федерального закона. Вместе с тем, истицей заявлено требование о передаче земельного участка в собственность не на основании указанной нормы и соответствующих положений заключенного между сторонами договора аренды, а по основаниям, предусмотренным пп. 9 п. 2. ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001.
В соответствии с п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.3 без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Суд первой инстанции, разрешая спор, признав незаконным основание для отказа, изложенное в ответе администрации Моргаушского района Чувашской Республики, пришел к выводу о том, что на основании указанной нормы право на получение земельного участка у истицы отсутствует, поскольку без проведения торгов может быть осуществлена продажа земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, к каковому земли, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства на полевых земельных участках, не относятся.
Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В силу п. 2 данной статьи земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для ведения сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18. Одним из видов сельскохозяйственного использования земельных участков является ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, которое включает в себя производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства (код 1.16).
Как следует из материалов дела, в том числе договора аренды, истице в аренду был предоставлен полевой земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и сооружений, то есть вид разрешенного использования земельного участка был определен в соответствии с указанным классификатором.
Кроме того, в силу прямого предписания ст. 78 раздела "Земли сельскохозяйственного назначения" Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" признаются сельскохозяйственными производителями.
В силу ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Правовая позиция о том, что ведение личного подсобного хозяйства на полевых земельных участках предполагает ведение сельскохозяйственного производства и действие подпункта 9 пункта 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации распространяется на полевые земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, изложена также в представленных представителем истицы ответах Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 15-И-7584, Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.12.2016 N ОГ-Д23-13899, Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 22.11.2016 N 3.12-24/178.
Судом апелляционной инстанции исследовано заявление В. о предоставлении земельного участка в собственность. Данное заявление соответствует требованиям ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, предъявляемым к его содержанию.
Согласно подпункту 3 пункта 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Поскольку административным ответчиком принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, в отказе должны быть указаны все основания отказа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции администрации Моргаушского района Чувашской Республики было предложено дать заключение о наличии оснований для отказа в предоставлении истице земельного участка в собственность без проведения торгов, предусмотренных подпунктами 1 - 25 указанной статьи. Сведения о наличии по делу таких оснований администрацией Моргаушского района суду не представлены, из ответа администрации Моргаушского района Чувашской Республики следует, что единственным основанием для отказа в передаче земельного участка в собственность без проведения торгов является основание, изложенное в письме об отказе в передаче земельного участка в собственность, которому судом дана оценка и которое признано несостоятельным.
В силу пп. 9 п. 2. ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок может быть передан в собственность при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка.
Как следует из ответа администрации Моргаушского района Чувашской Республики в адрес суда апелляционной инстанции, сведениями о наличии выявленных и неустраненных нарушениях истицей законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка администрация не располагает. Согласно справке, выданной истице администрацией Ильинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики 25.09.2017, нарушений при использовании В. спорного земельного участка не выявлено.
При таких обстоятельствах административным ответчиком не представлены доказательства наличия оснований, препятствующих предоставлению В. земельного участка в собственность без проведения торгов, и доказательства обоснованности отказа в предоставлении истице арендуемого земельного участка в собственность без проведения торгов в порядке, предусмотренном п. п. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, как принятое при неправильном установлении фактических обстоятельств и применении норм материального права, и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 177, 180, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 04 июля 2017 года отменить и вынести по делу новое решение.
Признать незаконным отказ главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 01 марта 2017 года в осуществлении подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
Обязать главу администрации Моргаушского района Чувашской Республики осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, местоположение: <адрес> с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения на нем зданий и строений в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка N, площадью <..> +/- <..> кв. м и направить проект договора для подписания В.
Председательствующий
Н.П.ЛЫСЕНИН
Судьи
О.В.АГЕЕВ
А.В.АЛЕКСАНДРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)