Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2017 N 10АП-15984/2017 ПО ДЕЛУ N А41-85431/16

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. по делу N А41-85431/16


Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
- от ТУ ФАУГИ в МО - Пучков О.И. по доверенности N 105-Д от 21.02.2017;
- от Комитета лесного хозяйства Московской области - не явились, извещены;
- от ответчика - не явились, извещены;
- от 3-их лиц - не явились, извещены;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ в МО на решение Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2017 года по делу N А41-85431/16, принятое судьей Гриневой А.В., по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Администрации городского округа Шатура Московской области, третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Федеральное агентство лесного хозяйства; Администрация городского поселения Мишеронский Шатурского муниципального района Московской области об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:25:0040103:50 в части наложения на земли лесного фонда,

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Шатура Московской области с требованиями:
- - истребовать из незаконного владения Администрации городского округа Шатура Московской области, входящий в состав земельного участка с КN 50:25:0040103:50, расположенный по адресу: Московская область, Шатурский район, г.п. Мишеронский, с. Власово и имеющий наложение на земли лесного фонда общей площадью 3633 кв. м в квартале 2 выделе 33 Кривандинского участкового лесничества в приведенных координатах;
- - исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении земельного участка КН 50:25:0040103:50 в приведенных координатах;
- В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрация городского поселения Мишеронский Шатурского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2017 года по делу N А41-85431/16 в удовлетворении исковых требований Комитета лесного хозяйства Московской области; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ТУ ФАУГИ в МО поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, полагая, что оно вынесено с нарушением норм материального права.
Представители Комитета лесного хозяйства Московской области, Администрации городского округа Шатура Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра"; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Федерального агентства лесного хозяйства; Администрации городского поселения Мишеронский Шатурского муниципального района Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя истца, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе обследования лесных участков в составе земель лесного фонда в выделе 33 квартале 2 Кривандинского участкового лесничества Комитетом лесного хозяйства Московской области выявлено использование лесного участка в составе земель лесного фонда.
Земельный участок с кадастровым номером 50:25:0040103:50, общей площадью 50000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Шатурский район, г.п. Мишеронский, с. Власово, частично накладывается на лесной участок в квартале 2 выделе 33 Кривандинского участкового лесничества.
Площадь наложения по сведениям системы РГИС МО составляет 4020, 5 кв. м. Государственным лесным инспектором Московской области установлено, что на самовольно занятом лесном участке, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером 50:25:0040103:50 отсутствуют строения, сооружения, на участке находятся лесные насаждения в виде деревьев и кустарников, участок не имеет ограждения.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 08.08.2016 N МО-16/ЗВ-2146733 и выписки из ЕГРП от 23.08.2016 N 90-23560002, земельным участком с КN 50:25:0040103:50 владеет администрация г.п. Мишеронский Шатурского района на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставленного администраций Шатурского муниципального района, о чем в Едином государственном реестре прав внесена запись от 28.08.2009 N 50-50-25/022/2009-175. Категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под существующее кладбище.
18.10.2016 в адрес Администрации Шатурского муниципального района и администрации г.п. Мишеронский Шатурского района была направлена претензия, в которой в течение 15 дней с момента ее получения предлагалось освободить спорный земельный участок путем изменения границ земельного участка с кадастровым номером 50:25:0040103:50 и исключить из его площади площадей участков квартала 2 выдела 33 Кривандинского участкового лесничества с соответствующим внесением изменений в сведения ГКН и ЕГРП.
Ответ на указанную претензию не поступил, в связи с чем Комитет обратился с заявленными требованиями в суд.
Определением от 24.07.2017 Арбитражный суд Московской области привлек к участию в деле в качестве соистца ТУ ФАУГИ в МО.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьями 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Из части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 36 Постановления N 10/22, в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 45 Постановления N 10/22, в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Комитет лесного хозяйства, в качестве обоснования заявленных требований, должен доказать факт нахождения земельного участка ответчика на землях лесного фонда.
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 67, 68, 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5) таксацию лесов; 6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
В соответствии с частью 1 и частью 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 4.4 Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статей 4.2 и 4.4 Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 мая 2012 г. N 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Статьей 82 АПК РФ предусмотрено, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Определением Арбитражного суда Московской области от 05.04.2017 назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно полученному экспертному заключению границы земель лесного фонда (квартал 2 Кривандинского лесхоза Кривандинского лесничества) не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства относительно границ земельного участка с кадастровым номером 50:25:0040103:50, а именно местоположение границ земельного участка лесного фонда не установлено посредством определения координат характерных точек его границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка, в соответствие со статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Установлено пересечение (наложение) границ земельного участка с КН 50:25:0040103:50 по сведениям государственного реестра недвижимости, и границ земель лесного фонда (квартал 2 Кривандинского лесхоза Кривандинского лесничества Шатурского района Московской области), восстановленных по планшету N 2 лесоустройства 1999 г. масштаба 1:10000 с учетом пределов диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ лесничества (11,94 м). Площадь пересечения земельного участка с КН 50:25:0040103:50 и участка лесного фонда (квартал 2 Кривандинского лесхоза Кривандинского лесничества) составляет 3633 кв. м. На местности в границах пересечения земельного участка с КН 50:25:0040103:50 и квартала 2 Кривандинского лесхоза Кривандинского лесничества, восстановленных по планшету N 2 лесоустройства 1999 г., фактическое пользование в соответствие с видом разрешенного использования под существующее кладбище не сложилось.
Истцом не были представлены в материалы дела доказательства межевания границ участка лесного фонда, находящегося в квартале 2 Кривандинского лесхоза Кривандинского лесничества на местности, согласования границ участков лесного фонда со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Судом первой инстанции установлено, что при оформлении спорного земельного участка под существующее кладбище в постоянное бессрочное пользование администрацией городского поселения Мишеронский в установленном законом порядке получены следующие документы: муниципальный контракт от 08 октября 2007 г. N 67, протокол комиссии по предоставлению земельных участков, заключение департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу о соответствии действующему природоохранному законодательству обоснования возможности расширения кладбища на земельном участке общей площадью 5,0 га по адресу Власово Шатурского муниципального района администрации городского поселения Мишеронский, акт о выборе земельного участка, экологическое обоснование возможности размещения кладбища, акт обследования земельного участка и рассмотрение материалов землеустроительного дела, выданный департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, Санитарно-эпидемиологическое заключение N 50.02.04.000.Т.000167.07.08 от 17.07.2008, ответ на запрос из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, постановление Главы Шатурского муниципального района Московской области от 08.12.2008 N 2253 об утверждении проекта территориального землеустройства, постановление главы Шатурского муниципального района от 08.12.2008 N 2266 о предварительном согласовании администрации городского поселения Мишеронский места размещения земельного участка.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Согласно п. 7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ.
К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
Положения, предусмотренные абзацем пятым статьи 208 ГК РФ, не применяются к искам, не являющимся негаторными (например, к искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Земельный участок с кадастровым номером 50:25:0040103:50 поставлен на кадастровый учет 22.05.2009.
С учетом изложенного, у истцов как органов, уполномоченных управлять и распоряжаться участками лесного фонда, имелась фактическая и юридическая возможность установить, в случае его наличия, факт формирования участка на землях лесного фонда.
В связи с изложенным, апелляционный суд признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что истцами пропущен срок исковой давности для обращения с настоящим иском.
Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов со стороны ответчика.
Доводы заявителей апелляционных жалоб сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 15.09.2017 по делу N А41-85431/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СЕМУШКИНА

Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
С.А.КОНОВАЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)