Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2016 N 06АП-4248/2016 ПО ДЕЛУ N А73-4198/2016

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. N 06АП-4248/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
- от Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы": Азимов Интигам Алескер оглы представитель по доверенности от 28.01.2016 N 8-16/3;
- от Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска: Каун Олеся Александровна представитель по доверенности от 26.11.2015 N 1.1.27-826;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска
на решение от 24.06.2016
по делу N А73-4198/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ульяновой М.Ю.
по иску Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы"
к Департаменту муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска
о понуждении внесения изменений в договор

установил:

Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979, г. Москва, ул. академика Челомея, 5А; далее - ПАО "ФСК ЕЭС", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (ИНН 2700001290, ОГРН 1032700332587, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66, далее - Департамент, ответчик) о понуждении внесения изменений в договоры аренды земельных участков 06.06.2012 N 11439, N 11440, от 02.08.2013 N 11619, N 11620, от 03.02.2014 N 11745, N 11746, предоставленных для строительства объекта энергетической системы и подъездной дороги к нему путем подписания дополнительных соглашений к ним:
1. Пункт 3.1 договора читать в следующей редакции:
"3.1. Размер арендной платы за земельный участок исчисляется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом действующего федерального законодательства.
2. Пункт 3.2 договора читать в следующей редакции:
"3.2. За пользование земельным участком арендатор уплачивает арендодателю арендную плату ежемесячно в срок до 10 числа текущего месяца за текущий месяц путем перечисления на счет управления федерального казначейства по Хабаровскому краю (Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска), ИНН 2700001290, ОКТМО 08701000001, КПП 272101001, банк получателя ГРКЦ ГУ банка России г. Хабаровск, БИК 040813001, р/счет 40101810300000010001, код платежа 011 111 05012 04 0000 120. Назначение платежа: аренда земли с ДМС, договор __, рег.__.
Размер арендной платы за пользование земельным участком с 01.03.2015 определяется в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" и рассчитывается по настоящему договору нижеследующим образом:
По договору аренды N 11439 от 06.06.2012: 5,59 руб. (предельная ставка арендной платы) * 33 664 кв. м (площадь земельного участка) = 188 181,76 руб.
По договору аренды N 11440 от 06.06.2012: 5,59 руб. (предельная ставка арендной платы) * 50 569 кв. м (площадь земельного участка) = 282 680,71 руб.
По договору N 11619 от 02.08.2013: 5,59 руб. (предельная ставка арендной платы) * 2 399 кв. м (площадь земельного участка) = 13 410,41 руб.
По договору N 11620 от 02.08.2013: 5,59 руб. (предельная ставка арендной платы) * 2 217 кв. м (площадь земельного участка) = 12 393,03 руб.
По договору N 11745 от 03.02.2014: 5,59 руб. (предельная ставка арендной платы) * 1 914 (площадь земельного участка) = 10 699,26 руб.
По договору N 11746 от 03.02.2014: 5,59 руб. (предельная ставка арендной платы) * 2 401 (площадь земельного участка) = 13 421,59 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 24.06.2016 в иске отказано по тем основаниям, что стороны спорного правоотношения обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, а новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта. При этом в данном случае установление размера арендной платы не может определяться соглашением сторон и, как следствие, быть предметом спора о внесении изменений в договор аренды.
Не согласившись с мотивировочной частью решения суда, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть и исключить вывод о правильности определения размера арендной платы за пользование земельными участками в соответствии с Приказом N 507.
Согласно правовой позиции ответчика, размер арендной платы должен исчисляться в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр, не содержащего исключений для определения размера арендной платы для земельных участков, предоставленных под объекты энергоснабжения. Кроме того, указывает, что договоры N N 11619,11620, 11745 и 11746 заключены для размещения подъездных дорог к объектам энергетики, между тем, ни один нормативный акт не предусматривает особенных ставок для земельных участков, занятых такими объектами.
ПАО "ФСК ЕЭС" представило отзыв на жалобу, в котором не согласилось с ней, указав, что строящаяся подстанция "Амур" является объектом федеральной энергетической системы, а подъездные дороги к ней необходимы для строительства и дальнейшей эксплуатации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента настаивал на доводах жалобы и изменении мотивировочной части решения суда.
Представитель ПАО "ФСК ЕЭС" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 12.05.2012 N 609 "О предоставлении ОАО "ФСК ЕЭС" земельного участка для строительства объекта "ПС 220 кВ Амур" и заходов на нее существующих ВЛ 220 кВ Хабаровской ТЭЦ-3 и ПС "РЦ" в Краснофлотском и Железнодорожных районах г. Хабаровска" 06.06.2012 между Министерством имущественных отношений Хабаровского края (арендодатель) и ОАО "ФСК ЕЭС" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков (с кадастровыми номерами N 27:23:0000000:1337 и N 27:23:0000000:1338 относящиеся к категории земель населенных пунктов) N 11439 (в редакции соглашения о внесении в него изменений от 11.11.2014) и N 11440.
На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 24.12.2012 N 2014 "О предоставлении ОАО "ФСК ЕЭС" земельных участков для размещения подъездной автодороги к объекту "ПС 220 кВ Амур" и заходов на нее существующих ВЛ 220 кВ Хабаровской ТЭЦ-3 и ПС "РЦ" в Краснофлотском и Железнодорожных районах г. Хабаровска" 02.08.2013 между Министерством имущественных отношений Хабаровского края (арендодатель) и ОАО "ФСК ЕЭС" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков (с кадастровыми номерами N 27:23:0000000:23349 и N 27:23:0000000:23350 относящиеся к категории земель населенных пунктов) N 11619 и N 11620.
На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 09.09.2013 N 1262 "О предоставлении ОАО "ФСК ЕЭС" земельных участков для размещения подъездной автодороги к объекту "ПС 220 кВ Амур" и заходов на нее существующих ВЛ 220 кВ Хабаровской ТЭЦ-3 и ПС "РЦ" в Краснофлотском и Железнодорожных районах г. Хабаровска" 03.02.3014 между Министерством имущественных отношений Хабаровского края (арендодатель) и ОАО "ФСК ЕЭС" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков (с кадастровыми номерами N 27:23:0000000:24374 и N 27:23:0000000:24375 относящиеся к категории земель населенных пунктов) N 11745 и N 11746.
В соответствии с пунктами 3.1. договоров размер арендной платы за пользование земельными участками определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Хабаровского края.
По договору N 11439 размер арендной платы составил в год 1 254 993,92 руб., по договору 11440-1 698 612,72 руб., по договору N 11619-116 927,26 руб., N 11620-78 570,48 руб., N 11746 от 03.02.2014-117 024,74 руб., N 11745-67 832,16 руб.
Ссылаясь на внесение Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ), в частности введение новой статьи 39.7, положения которой вступили в силу с 01.03.2015, истец письмами от 23.08.2015, 03.09.2015, 16.11.2015 обращался к Департаменту с предложением о внесении изменений в договоры аренды в части порядка исчисления арендной платы на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)".
Отказ Департамента от внесения изменений в договор и исчисления арендной платы в соответствии с Приказом N 507, явился основанием для обращения ПАО "ФСК ЕЭС" в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, выслушав позицию сторон, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
По общим правилам, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункты 1, 2 статьи 424 ГК РФ).
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации внесена статья 39.7 (положения которой вступили в силу с 01.03.2015).
В соответствии с положениями указанной статьи, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 39.7 предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
- Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
- органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
- органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В частности, иное предусмотрено в части 4 указанной статьи, согласно которой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих перечислены объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения федерального, регионального или местного значения.
Таким образом, с момента вступления в силу положений статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за перечисленные в договоре земельные участки под объектами электросетевого комплекса должен определяться в установленном указанной нормой порядке и не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из Земельного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодекс (статья 2 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Таким образом, несмотря на то, что в действующем в настоящее время Постановлении Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр не регламентирован порядок определения размера арендной платы за земельные участки под объектами электросетевого комплекса в соответствии с внесенными изменениями в Земельный кодекс, стороны спорных правоотношений обязаны при исчислении арендной платы учитывать, что размер арендной платы за земельный участок, предоставленный для указанных целей, после вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ определяется с учетом положений пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ.
Поскольку спорные земельные участки предоставлен арендатору под объект энергетической системы, то размер арендной платы за его пользование с 01.03.2015 в соответствии с приказом N 507, принятым на основании пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, не должен превышать установленную для Хабаровского края предельную ставку 5, 59 руб. за 1 кв. м.
Согласно позиции Департамента, договоры N N 11619,11620, 11745 и 11746 заключены для размещения подъездных дорог к объектам энергетики, между тем, ни один нормативный акт не предусматривает особенных ставок для земельных участков, занятых такими объектами судом.
Указанные доводы судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 2 части 10 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", в целях осуществления развития единой национальной (общероссийской) электрической сети, организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью разрабатывает схемы и программы развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, утверждаемые в установленном Правительством Российской Федерацией порядке.
Приказом Минэнерго России от 01.08.2014 N 495 утверждена схема и программа развития "Единой энергетической системы России на 2014-2020 годы", основной целью которой является содействие развитию сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, а также обеспечению удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность.
В перечень вводимых электросетевых объектов напряжением 220 кВ и выше, закрепленный в Приложении N 24 к программе, вошло строительство объекта "ПС 220 кВ Амур" и заходов на нее от существующих ВЛ 220 кВ Хабаровской ТЭЦ-3 и ПС "РЦ".
Таким образом, строящаяся подстанция является объектом энергетической системы, а подъездные дороги к ней - необходимой составной частью объекта, без которых его строительство и эксплуатация невозможны.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Между тем, по условиям пунктом 3.4 договоров, размер арендной платы подлежит изменению в случаях, предусмотренных законодательством, влияющих на величину арендной платы или предусматривающих изменение порядка ее исчисления, без внесения соответствующих изменений в договор.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Принимая во внимание, что ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны договора обязаны руководствоваться предусмотренным действующим законодательством размером арендной платы за земельные участки, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Таким образом, настоящий спор не может быть урегулирован в порядке, предусмотренном положениями статей 445, 446 ГК РФ.
В ходе повторной оценки имеющихся доказательств, с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение от 24.06.2016 по делу N А73-4198/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ

Судьи
М.О.ВОЛКОВА
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)