Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2017 N 21АП-802/2017 ПО ДЕЛУ N А83-4679/2015

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2017 г. по делу N А83-4679/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 24.07.2017
В полном объеме постановление изготовлено 28.07.2017
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Баукиной Е.А.,
Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Глазуновой М.М.,
лица, участвующие в деле - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Фирма Ирбис-В" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 мая 2016 года по делу N А83-4679/2015 (судья Куртлушаев М.И.)
по иску Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым
к Обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Ирбис-В"
о взыскании 850592,74 рублей, расторжении договора аренды земельного участка и понуждении возвратить земельный участок,

установил:

Муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - ДИЗО, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Ирбис-В" (далее - ООО "Фирма Ирбис-В"), в котором просит суд: взыскать с ответчика задолженность по арендной плате за землю в сумме 796009,25 рублей, пеню в сумме 54583,49 рублей, прекратить право пользования ответчиком земельным участком путем расторжения договора аренды земельного участка, заключенного 26.01.2007 между Симеизским поселковым советом и Обществом с ограниченной ответственностью "Фирма Ирбис-В" и обязать ответчика возвратить Муниципальному образованию городской округ Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым в течение трех дней с момента вступления решения в законную силу земельный участок площадью 0,4988 га, кадастровый номер: 0111949300:06:001:0048, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Голубой Залив, ул. Южнобережное шоссе, 103 км.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.05.2017 исковые требования удовлетворены частично, взыскана с ответчика задолженность по уплате арендной платы в размере 796009,25 рублей. В удовлетворении исковых требований в части взыскания пени в сумме 54583,49 рублей - отказано. Этим же решением исковые требования в части расторжения договора аренды земельного участка оставлены без рассмотрения.
Решение суда первой инстанции мотивировано отсутствием доказательств надлежащего исполнения арендатором своих обязанностей по внесению арендной платы, задолженность по которой составила 796009,25 рублей, в связи с чем исковые требования в данной части были удовлетворены.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания пени суд исходил из того, что пеня не предусмотрена условиями договора, а изменение в одностороннем порядке условий договора не допустимо и противоречит статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, оставляя требование о расторжении договора аренды без рассмотрения, суд исходил из отсутствия доказательств соблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком что должно предшествовать обращению с таким требованием в суд.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью "Фирма Ирбис-В" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что представленный истцом расчет суммы задолженности по договору аренды земельного участка, который положен в основу обжалуемого решения, является необоснованным, поскольку при его проведении истцом за основу взяты решение 9-й сессии 6-го созыва Симеизского поселкового совета N 28 от 15.07.2011 "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Симеизского поселкового совета" и решение 35-й сессии 6-го созыва Симеизского поселкового совета N 6 от 04.10.2013 "О внесении изменений в решение N 28 9 сессии 6 созыва "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Симеизского поселкового совета", доказательства официального обнародования которых не представлены. В связи с этим заявителем произведен свой расчет задолженности, которая составила за первый, второй кварталы 2015 года 12809,26 рублей.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 апелляционная жалоба оставлена без движения на срок до 10.05.2017 включительно.
Определением от 10.05.2017 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, назначено судебное разбирательство на 06.06.2017.
Очередное судебное заседание назначено на 25.07.2017.
В судебное заседание 25.07.2017 лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, до начала судебного заседания, а именно 20.07.2017 от заявителя апелляционной жалобы посредством почтовой связи поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие стороны.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, и их неявка не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ считает возможным продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд пришел к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 26.01.2017 между Симеизским поселковым советом и Обществом с ограниченной ответственностью "ФИРМА Ирбис-В" заключен договор аренды земельного участка площадью 0,4988 га, кадастровый номер: 0111949300:06:001:0048, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Голубой Запив, ул. Южнобережное шоссе, 103 км, сроком на 25 лет для строительства и обслуживания ресторана, зарегистрированный в ЯО КРФ ГП "ЦГЗК" при Госкомземе Украины, о чем в Государственном реестре земель сделана запись от 01.06.2007 N 04070700007 (далее по тексту - Договор) /том 1, л.д. 13-16/.
Согласно пункту 1 Договора, арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 0,4988 га по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Голубой Залив, ул. Южнобережное шоссе, 103 км.
Пунктами 9 и 11 Договора определено, что арендная плата устанавливается арендодателем на период строительства, но не более 2-х лет в сумме 6390,25 грн. и вносится арендатором в денежной форме в местный бюджет Симеизского поселкового совета города Ялта ежемесячно, равными долями до 30 числа следующего за отчетным. Нормативная денежная оценка земельного участка на момент заключения Договора составляла - 639043,49 грн. (пункт 5 Договора).
Пунктом 13 Договора стороны предусмотрели ежегодный пересмотр размера арендной платы в случае изменения условий хозяйствования, предусмотренных договором, изменения денежной оценки, ставок арендной платы, в том числе вследствие инфляционных процессов, изменения коэффициентов индексации, определенных законодательством, в других случаях.
Передача земельного участка в аренду и принятие его арендатором подтверждается подписанным между сторонами актом приема-передачи (том 1, л.д. 21).
В дальнейшем решением 41-й сессии 5-го созыва Симеизского поселкового совета N 1 от 26 марта 2009 г. "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель, расположенных в границах населенных пунктов Симеизского поселкового совета" утвердили техническую документацию по нормативной денежной оценке земель, расположенных в границах населенных пунктов: пгт. Симеиз, пгт. Кацивели, пгт. Понизовка, пгт. Парковое, пгт. Береговое, пгт. Голубой Залив, с.Оползневое Симеизского поселкового совета, в ставках предусмотренных методикой, разработанной институтом ООО "Земельный кадастр".
Согласно представленной в материалах дела Выписки из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка от 08.08.2006 N 10882-2/10-25, выданной Ялтинским городским управлением земельных ресурсов, нормативная денежная оценка земельного участка, расположенного по адресу: ул. Южнобережное шоссе, 103 км, пгт. Голубой Залив, составляет 639043,49 гривен, (том 1, л.д. 20).
Согласно пункта 6 статьи 26 Закона Республики Крым 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Согласно Закона Республики Крым No 15-ЗКР от 05.06.2014 г. "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" муниципальное образование город Ялта наделен статусом городской округ Ялта.
В состав городского округа Ялта включена территория пгт. Гаспра, ранее находящаяся в ведении Гаспринского поселкового совета.
В соответствии с пунктом 6 решения 1 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета от 29.09.2014 г. Ялтинский городской совет первого созыва является правопреемником прав и обязанностей органов местного самоуправления, действовавших на момент проведения выборов 14 сентября 2014 года на территориях, которые отнесены к территории вновь образованного муниципального образования городской округ Ялта, Гаспринский поселковый совет ликвидирован.
Решением Ялтинского городского Совета No 78 от 14 ноября 2014 года принят Устав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в соответствии со статьей 30 которого в структуру органов местного самоуправления городского округа Ялта входят: Ялтинский городской совет как представительный орган, администрация города как исполнительно распорядительный орган.
Решением Ялтинского городского совета N 131 "Об учреждении Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты" от 29 ноября 2014 года утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым.
Решением Ялтинского городского Совета No 11 от 17 сентября 2015 года Положение утверждено в новой редакции. Согласно Положения в задачи и обязанности Департамента входит в числе иных обеспечение защиты имущественных прав и законных интересов муниципального образования городской округ Ялта в области имущественных и земельных отношений, обращение в судебные органы в случае нарушения законодательства в части распоряжения и использования муниципальной собственности, участие в судах в качестве истца и ответчика.
Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты является надлежащим истцом в данном деле.
Претензией от 14.05.2015 N 02-1/2121 в адрес ООО "Фирма Ирбис-В" ДИЗО потребовало погасить задолженность по арендной плате и пене (том 1, л.д. 22).
Претензией от 25.08.2015 N 02-1/4013 в адрес ООО "Фирма Ирбис-В", ДИЗО потребовал погасить образовавшуюся задолженность по арендной плате за земельный участок в размере 796009,25 рублей и пеню за нарушения сроков внесения арендной платы на основании абзаца 2 пункта 4.7 Постановления Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" в размере 63339,59 рублей. В этой же претензии Департамент предложил Обществу направить своего представителя для заключения соглашения о расторжении договора аренды земельного участка, или в противном случае будет вынужден обратиться в суд (том 1, л.д. 25). Данная претензия была направлена обществу посредством почтовой связи по месту его нахождения - г. Донецк (том 1, л.д. 27).
Неисполнение ответчиком своих обязательств по Договору в части внесения арендной платы за первый, второй кварталы 2015 года и июль 2015 года в сумме 796009,25 рублей послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском, в котором он также просит взыскать пеню и расторгнуть договор аренды земельного участка ввиду существенных нарушений его условий.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда пришла следующему.
Принимая во внимание положения части 3 статьи 1, статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 6-ФКЗ), статей 4, 422, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 14 АПК РФ апелляционный суд приходит к выводу о том, что к вопросам правовой квалификации договора подлежит применению законодательство, действующее в период возникновения соответствующих правоотношений.
Изложенное согласуется с положениями пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", из анализа которых следует, что к отношениям, связанным с ответственностью за ненадлежащее исполнение обязательства, возникшим из договора, заключенного в период действия законодательства Украины, подлежат применению нормы права, действовавшие на момент заключения договора.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 26.08.2015 по делу N А83-1755/2014.
При этом судом апелляционной инстанции учитывается, что нормы Федерального закона N 6-ФКЗ не имеют обратного действия; правоотношения, возникшие из заключенных до 18.03.2014 договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2014 N 308-ЭС14-1939).
При таких обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применению нормы гражданского и хозяйственного законодательства Украины в случае, если они не противоречат нормам российского права.
Вышеуказанный договор по своей правовой природе является договором аренды, отношения по которому регулируются как законодательством Украины, так и главой 34 ГК РФ ввиду того, что правоотношения по указанному договору аренды земли являются длящимися: такие правоотношения возникли до ратификации договора "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" от 18.03.2014 и вступления в силу Федерального закона N 6-ФКЗ.
Согласно статье 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) по договору найма (аренды) земельного участка наймодатель обязуется передать нанимателю земельный участок на установленный договором срок во владение и пользование за плату. Отношения по найму (аренде) земельного участка регулируются законом.
Специальным законом, регулирующим правоотношения, связанные с арендой земли, является Закон Украины "Об аренде земли" от 06.10.1998 N 161-XIV (далее - Закон).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24, статьей 13 Закона договор аренды земли - это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требованиями земельного законодательства.
Согласно статье 19 Закона размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности).
Частью 1 статьи 21 Закона предусмотрено, что арендная плата за землю - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком согласно с договором аренды земли.
В соответствии со статьей 526 ГК Украины обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Изложенное согласуется с положениями российского законодательства.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 610 ГК Украины предусмотрено, что нарушением обязательства является его невыполнение или выполнение с нарушением условий, определенных содержанием обязательства (ненадлежащее исполнение).
Согласно части 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), в порядке, в сроки и в размере, определенном договором.
Договор является обязательным для исполнения сторонами (статья 629 ГК Украины).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с нормами подпункта 14.1.147 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины плата за землю - это общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
Пунктом 288.1. статьи 288 Налогового кодекса Украины определено, что основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого участка.
Согласно нормам статьи 288.5 Налогового кодекса Украины годовой размер арендной платы не может быть меньше 3% нормативной денежной оценки земли.
Таким образом, нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы.
В соответствии со статьей 23 Закона Украины "Об оценке земель" техническая документация по бонитировке почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков в пределах населенных пунктов утверждается соответствующим сельским, поселковым, городским советом.
Техническая документация по бонитировке почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, утверждается районными советами.
Извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.
Указанные нормы законодательства Украины не противоречат нормам ГК РФ.
Согласно части 5 статьи 12 Закона Украины от 11.09.2003 N 1160-IV "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" определено, что регуляторные акты, принятые органами и должностными лицами местного самоуправления, официально обнародуются в печатных средствах массовой информации соответствующих советов, а в случае их отсутствия - в местных средствах массовой информации, определенных этими органами и должностными лицами, не позднее чем в десятидневный срок после их принятия и подписания.
Частью 5 статьи 59 Закона "О местном самоуправлении в Украине" предусмотрено, что решения советов нормативно-правового характера вступают в законную силу со дня их официального опубликования, если советом не установлен более поздний срок введения указанных решений в действие.
При таких обстоятельствах неопубликованное в установленном порядке решение об установлении ставок арендной платы не подлежит применению.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.09.2016 по делу N А83-4682/2015.
Постановлением Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная на 21.03.2014 с 01.11.2014, пересчитывается в рубли с коэффициентом 3,8. Данным постановлением также утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее - Положение).
Согласно пункту 3.4 Положения плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21.03.2014, признается равной платежам, установленных прежними договорами, и пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренными частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3РК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории 7 Республики Крым". В том случае, если такой договор заключается после 31.12.2014, то арендная плата увеличивается на коэффициент инфляции, применяемый ежегодно в соответствии с индексом инфляции, предусмотренном законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год. В том случае, если плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного не соответствовала законодательству, действующему до 21.03.2014, то при заключении договора аренды плата устанавливается в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 настоящего Положения.
На основании Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" уровень инфляции на 2015 год не превышает 5,5% соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,055.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Поскольку ставки арендной платы за пользование земельными участками являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться этими ставками при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 632 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) предусмотрено применение в установленных законом случаях цен (тарифов, ставок и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом изменение цены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, установленных договором или законом.
Учитывая вышеизложенное, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, является нормативно установленной как по законодательству Украины, так и по законодательству Российской Федерации.
Поскольку ставки арендной платы за пользование земельными участками являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться этими ставками при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена и в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.09.2015 по делу N А83-2070/2014.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате в размере 796009,25 рублей на основании представленного истцом расчета за 2015 года - февраль 2016 года, ошибочно не принял во внимание, что при исчислении Департаментом размера арендной платы за землю за основу необоснованно были взяты решения 41-й сессии 5-го созыва Симеизского поселкового совета N 1 от 26.03.2009 "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель, расположенных в границах населенных пунктов Симеизского поселкового совета", 9-й сессии 6-го созыва Симеизского поселкового совета N 28 от 15.07.2011 "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Симеизского поселкового совета" и 35-й сессии 6-го созыва Симеизского поселкового совета N 6 от 04.10.2013 "О внесении изменений в решение N 28 9 сессии 6 созыва "Об установлении ставок арендной платы за землю на территории Симеизского поселкового совета", которыми были изменены нормативная денежная оценка земли и ставка арендной платы, поскольку в материалах дела отсутствуют данные об опубликовании указанных решений совета в средствах массовой информации.
То есть доводы апелляционной жалобы о том, что расчет суммы не мог быть произведен с учетом решения органа местного самоуправления, не опубликованного в установленном порядке, является обоснованным, в связи с чем, расчет истца размера арендной платы нельзя признать правильным.
Однако нельзя и согласиться с изложенным в апелляционной жалобе расчетом ответчика, который, исходя из установленного договором размера арендной платы в год - 6390,28 грн., коэффициента 3,8 и индекса инфляции 1,055 утверждает, что оплате подлежит арендная плата в сумме 12809,26 рублей.
Судебная коллегия при определении подлежащей внесению арендной платы исходит из следующего.
Так, в соответствии с пунктом 13 Договора размер арендной платы ежегодно пересматривается в случаях изменения размера земельного налога, повышения цен и тарифов, изменения коэффициента индексации, определенных законодательством.
Нормативная денежная оценка согласно договору 639043,49 грн.
Коэффициенты индексации нормативной денежной оценки земель составляют:
в 2007 году - 1,028; в 2008 году - 1,152; в 2009 году - 1,059; в 2010-2013 годах - 1,0; в 2014 году - 1,249.
Кроме того, согласно статье 288.5.1 Налогового кодекса Украины размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, однако годовая сумма платежа не может быть меньше, чем трехкратный размер земельного налога.
Таким образом, исходя из необходимости ежегодной индексации размера арендной платы, а также определения ее в размере, не меньшем, чем установлено Налоговым кодексом Украины начиная с 2011 года, судебная коллегия установила, что в 2014 году размер арендной платы за данный земельный участок должен был составлять - 23944,96 грн. в год.
Соответственно оплате в 2015 году подлежала арендная плата - 95995,34 рублей (23944,96*3,8*1,055), соответственно за 1, 2 кварталы 2015 года и июль 2015 года - 55997,28 рублей.
При изложенных обстоятельствах, учитывая правила статей 269, 270 АПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о необходимости изменить решение суда первой инстанции в части размера подлежащей взысканию арендной платы.
Учитывая положения статьи 333.21 НК РФ, принимая во внимание частичное удовлетворение в суде первой инстанции иска истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины и принятие судебного акта частично не в пользу ответчика, судебные расходы за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежат возложению на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям, а именно в размере 1400,82 руб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 мая 2016 года по делу N А83-4679/2015 изменить, изложив пункты 2, 3, 5 резолютивной части в следующей редакции:
"2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Фирма Ирбис" (83022, Украина, Донецкая обл., г. Донецк, ул. Углегорская, Дом быта, индикационный код 23202692, дата государственной регистрации - 12.12.1997) в пользу Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600, ОГРН 1149102130264, ИНН 9103015492, дата государственной регистрации - 12.12.2014) задолженность по арендной плате за землю в сумме 55992,28 рублей.".
"3. В удовлетворении исковых требований в части взыскания задолженности по арендной плате за землю в сумме 740011,97 рублей и пени в сумме 54583,49 рублей - отказать.".
"5. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Фирма Ирбис" (83022, Украина, Донецкая обл., г. Донецк, ул. Углегорская, Дом быта, индикационный код 23202692, дата государственной регистрации - 12.12.1997) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1400,82 рублей.".
2. В остальной части решение суда оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Центрального округа по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ОСТАПОВА

Судьи
Е.А.БАУКИНА
А.А.ТАРАСЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)