Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2017 N 15АП-9080/2017 ПО ДЕЛУ N А53-6566/2017

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. N 15АП-9080/2017

Дело N А53-6566/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Шабанова О.Д. по доверенности N 01 от 02.03.2017,
от заинтересованных лиц: представитель Топчиев А.А. по доверенности от 27.12.2016, по удостоверению N 544,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доннеруд"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18.05.2017 по делу N А53-6566/2017,
принятое судьей Е.В. Бондарчук,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Доннеруд"
к заинтересованным лицам - Управлению регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, Миллеровскому межрайонному отделу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Доннеруд" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления Миллеровского межрайонного отдела Управления регионального государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - управление, административный орган) от 30.01.2017 N 3/572/28.МО-02.9-28-Ж/799-808/ПР/2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, выразившегося в осуществлении деятельности с нарушением условий лицензий на пользование недрами. Процессуальных нарушений при производстве по административному делу судом не установлено, как и оснований для признания правонарушения малозначительным.
Общество с ограниченной ответственностью "Доннеруд" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.05.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что управлением и судом первой инстанции неверно установлен субъект административной ответственности, поскольку ООО "Доннеруд" не осуществляло вскрышные работы на спорном земельном участке. В настоящее время обществом ведутся работы по оформлению документов перевода спорных участков в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта и др.".
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель управления просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Доннеруд" имеет лицензию на право пользования недрами РСТ 80578 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добычи песков на Сидоровском месторождении Чертковского района Ростовской области, расположенного в 03 км к северо-западу от окраины х. Сидоровский. Дата государственной регистрации лицензии 20.12.2016, дата окончания действия лицензии 20.12.2022.
В ходе выезда на место для осмотра участка управлением установлено, что на указанном земельном участке обществом проведены вскрышные работы и осуществляется выемка грунтов на западной окраине лицензионного участка гусеничным экскаватором с погрузкой в грузовой автотранспорт и последующим вывозом в отвал на территории лицензионного участка.
При изучении документов и материалов, представленных обществом при проведении проверки, установлено, что общество осуществляет деятельность с нарушением требований в области природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно: общество до начала горных работ не перевело земельные участки с кадастровыми номерами 61:42:0600014:284, 61:42:0600014:285 для разработки недр из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта и др.".
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 19.01.2017 в отношении общества протокола об административном правонарушении N 3/572/28.МО-02.9/28-Ж/799-808/ПР/2017 по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
30.01.2017 начальник Миллеровского межрайонного отдела управления вынес постановление по делу об административном правонарушении N 3/572/28.МО-02.9-28-Ж/799-808/ПР/2017, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7. КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования ввиду следующего.
Согласно ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В статье 9 Закона N 2395-1 указано, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно статье 12 Закона N 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии со статьей 23 Закона N 2395-1, основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Согласно статье 49 Закона N 2395-1, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, образует состав административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области ООО "Доннервуд" выдана лицензия РСТ 80578 ТЭ от 20.12.2016 на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песка на Сидоровском месторождении в Чертковском районе Ростовской области; участок недр расположен в 0,3 км к северо-западу от окраины х. Сидоровский.
Пунктом 3.3 условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой составной частью лицензии РСТ 80578 ТЭ, министерство обязало общество до начала ведения горных работ осуществить перевод земельного участка, необходимого для разработки недр, из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения". После перевода земель проинформировать министерство письменным уведомлением в течение 30 дней.
Согласно акту обследования территории от 10.01.2017, в нарушение п. 3.3 условий лицензии обществом проведены вскрышные работы и осуществляется выемка грунтов на западной окраине лицензионного участка гусеничным экскаватором с погрузкой в грузовой автотранспорт и последующим вывозом его в отвал на территории лицензионного участка.
Согласно Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) под переводом земель или земельных участков из одной категории в другую следует понимать установленную указанным законом процедуру, предусматривающую, наряду с прочим, принятие решения о переводе и о внесении сведений органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
В силу пункта 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
В силу части 3 статьи 5 Закона о переводе земель, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Осуществление горных работ на земельном участке, предоставленном обществу в соответствии с лицензией, до завершения процесса его перевода из одной категории в другую свидетельствует о вине общества в нарушении лицензионных требований.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.05.2017 по делу N А53-6566/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН

Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)