Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.05.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6704/2017

Требование: О расторжении договора купли-продажи земельного участка, взыскании уплаченных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец заключил с органом местного самоуправления договор купли-продажи земельного участка для строительства, позже выяснилось, что участок относится к землям лесного фонда, строительство на нем невозможно, орган местного самоуправления не имел права распоряжаться участком.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2017 г. по делу N 33-6704/2017


Судья Архипов И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой С.Н.,
судей Ольковой А.А.,
Мехонцевой Е.М.
при секретаре Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску К. к Администрации городского округа Рефтинский "О расторжении договора купли-продажи земельного участка" и по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации городского округа Рефтинский, К. о признании земельного участка относящимся к категории земель "земли лесного фонда, признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, внесении изменения в государственный кадастр недвижимости данных об изменении категории земельного участка
по апелляционной жалобе ответчика Администрации городского округа Рефтинский на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 28.12.2016.
Заслушав доклад судьи Киселевой С.Н., объяснения представителей ответчика Администрации городского округа Рефтинский <...>14, <...>5 (доверенности от <...> сроком на 1 год и от <...> сроком на 5 лет), поддержавших доводы апелляционной жалобы; истца К.. оставившего разрешение спора на усмотрение суда; представителей Департамента лесного хозяйства <...>6 и <...>7 (доверенность от <...> до <...>), представителя ГКУ "Сухоложское лесничество" <...>8 (доверенность от <...> сроком по <...>), возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:

К. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Рефтинский о расторжении договора купли-продажи земельного участка, указав, что по договору купли-продажи от <...> им был приобретен земельный участок площадью 1000 кв. м, расположенный по адресу: <...>. К. выполнил все обязательства по данному договору купли-продажи, уплатив сумму в размере 324450 рублей за земельный участок. Переход права собственности зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством. Разрешенное использование земельного участка под объект жилой застройки - жилой дом индивидуальной застройки. На спорном земельном участке имеются лесные насаждения, в связи с чем К. обратился в ГКУ СО "Сухоложское лесничество" с просьбой разъяснить, как быть с данными насаждениями возможна ли вырубка деревьев. В соответствии с ответом ГКУ "Сухоложское лесничество", земельный участок, расположенный по адресу: <...>, находится в кадастровом квартале 165 и относится к Государственному лесному фонду, разрешенное использование данных земель - ведение лесного хозяйства. В связи с чем, полагает, что орган местного самоуправления не имел права распоряжаться данным земельным участком, поскольку указанные земли находятся в ведении Российской Федерации. <...> истцом в адрес администрации городского округа Рефтинский была направлена претензия по вопросу расторжения договора купли-продажи от <...> и о возврате денежных средств, однако, до настоящего времени ответа не последовало. По мнению истца, денежные средства истцом за спорный земельный участок уплачены не собственнику. Кроме того, при приобретении земельного участка истец рассчитывал построить на данном участке дом, но фактически сделать это невозможно, поскольку разрешенное использование данного земельного участка - ведение лесного хозяйства. На основании вышеизложенного, К. просил суд: расторгнуть договор купли-продажи N П-15 от <...>, взыскать с администрации городского округа Рефтинский уплаченную по договору денежную сумму в размере 324450 рублей. Взыскать с администрации городского округа Рефтинский сумму процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 5993 рублей. Взыскать с администрации городского округа Рефтинский компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Привлеченное к участию в деле третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) предъявило самостоятельный иск о признании сделки недействительной. В обоснование требований указано, что оформление права собственности К. на спорный земельный участок повлекло за собой изменение установленных границ защитных лесов, поскольку Российской Федерации на праве собственности принадлежал и принадлежит лесной участок категории "земли лесного фонда" с кадастровым (или условным) номером 66:69:0000000:0012, общей площадью 4 250 000 кв. м по адресу: <...>, р. <...>; ориентир: р. <...>; Сухоложское лесничество, в том числе квартал 165 Рефтинского участкового лесничества Сухоложского лесничества на основании свидетельства о государственной регистрации права от 28.11.2003 и приказа Рослесхоза "Об определении количества лесничеств на территории Свердловской области и установлении их границ" N 313 от 16.10.2008. Земельный участок с кадастровым номером 66:69:0101003:2175 полностью расположен на территории лесного участка категории "земли лесного фонда" с кадастровым номером 66:69:0000000:0012. Материалы лесоустройства, план лесонасаждений Рефтинского лесничества Свердловской области, таксационные описания, карта-схема расположения границ лесного участка, Лесохозяйственный регламент Сухоложского лесничества, подтверждают тот факт, что земельные участки, расположенные в квартале 165 Рефтинского участкового лесничества Сухоложского лесничества, являются государственным лесным фондом и отнесены к защитным лесам. Данные документы являются официальными и подтверждают границы и площади лесного фонда. На тот период времени эти документы являлись единственными документами, подтверждающими категорию земель - земли лесного фонда. В настоящее время спорный участок согласно сведениям государственного лесного реестра, является по категории защитными лесами, что подтверждается Выписками из государственного лесного реестра. На основании изложенного, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования, просило суд: признать земельный участок, расположенный в квартале 165 Рефтинского участкового лесничества Сухоложского лесничества, относящимся к категории земель - земли лесного фонда. Признать договор купли-продажи земельного участка N 2111-15 от 20.07.2015 недействительным. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости по земельному участку с кадастровым номером 66:69:0101003:2175 с указанием категории земельного участка - земли лесного фонда.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 28.12.2016 исковые требования К. оставлены без удовлетворения. Иск Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворен. Признан недействительным (ничтожным) договор N П-15 от <...> купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером: 66:69:0101003:2175, находящийся по адресу: <...>, N, заключенный между К. и администрации городского округа Рефтинский. Земельный участок признан относящимся к категории земель "земли лесного фонда", применены последствия недействительности ничтожной сделки. Признано подлежащим прекращению право собственности К. на земельный участок с кадастровым номером: 66:69:0101003:2175, находящийся по адресу: <...>, N. Взысканы с администрации городского округа Рефтинский в пользу К. 324450 (триста двадцать четыре тысячи четыреста пятьдесят рублей) руб. Указано, что решение суда является основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности К. на указанный земельный участок и внесения записи в государственный кадастр недвижимости с указанием категории участка: "земли лесного фонда".
Не согласившись с постановленным решением, ответчик Администрация Городского округа Рефтинский принесла на него апелляционную жалобу, в которой полагает, что суд не учел установленные границы ГО Рефтинский, тот факт, что границы земель лесного фонда не определены, а также то обстоятельство, что спорный участок отнесен Правилами землепользования и застройки к территориальной зоне Ж-1. Просит отменить решение, отказать в удовлетворении всех заявленных требований.
В суд апелляционной инстанции не явились третьи лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, ТУ Росимущества в Свердловской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, <...>9, ИП <...>10, <...>11 О времени и месте рассмотрения жалобы извещали своевременно и надлежащим образом. Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Выслушав стороны и их представителей, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых перечислены земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 8). Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абзац 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса).
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлены виды использования лесов. В этих видах использования отсутствует индивидуальное жилищное строительство.
Судебная коллегия принимает во внимание следующие фактические обстоятельства.
11.11.2014 в адрес Думы ГО Рефтинский был принесен протест прокуратурой Свердловской области на Решение Думы ГО Рефтинский от 28.12.2012 N 71 "Об утверждении Генерального плана городского округа Рефтинский в отношении поселка Рефтинский" по мотиву отсутствия согласования генплана с Федеральным агентством лесного хозяйства как с органом государственной власти, который уполномочен законом на согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.
23.12.2014 Думой ГО Рефтинский принято Решение N 199, которым внесены изменения в решение N 71 от 28.12.2012, а именно, решение дополнено пунктом 1.1. следующего содержания: исключить из Генерального плана городского округа Рефтинский в отношении поселка Рефтинский материалы по несогласованным с Федеральным агентством лесного хозяйства вопросам до исключения земель лесного фонда из состава лесопарковых зон и включения лесных участков в границы населенного пункта (приложение N 2). В приложении N 2 содержится графическое изображение границ населенного пункта и территорий, не согласованных с Рослесхозом.
Спорный участок не вошел в территорию, исключенную из границ населенного пункта. Вместе с тем, следует, что участок входит в квартал 165 Рефтинского участкового лесничества, который по протесту прокурора частично исключен из границы населенного пункта.
В настоящее время спорный участок вошел в территориальную зону Ж-1, согласно представленной карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Городского округа Рефтинский.
Однако при установлении границ населенного пункта и включения в него кварталов лесничества, органы местного самоуправления не учли, что согласно части 2, пункта 2 части 3, части 5 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации количество лесничеств, лесопарков и их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Положениями статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления такими полномочиями не наделены.
Установлено судом, подтверждено материалами дела, что 20.07.2015 между городским округом Рефтинский (продавец) и К. (покупатель) заключен договор N П-15 купли-продажи земельного участка. Согласно условиям договора (п. 1.1.) продавец обязуется передать в единоличную собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок из земель категории - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 66:69:0101003:2175, находящийся по адресу: <...>, с разрешенным использованием - под объект жилой застройки - жилой дом индивидуальной застройки, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору, общей площадью 1000 кв. м. Цена участка определена в размере <...> (п. 2.1 раздела 2 договора). Земельный участок передан покупателю по акту приема-передачи 12.08.2015, денежные средства переданы продавцу, переход права собственности зарегистрирован в Управлении Росреестра по Свердловской области.
Также установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что на спорном земельном участке имеются лесные насаждения. При обращении К. в ГКУ СО "Сухоложское лесничество", ему был дан ответ о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <...>, относится к Государственному лесному фонду, квартал 165 Рефтинского участка Рефтинского участкового лесничества ГКУ СО "Сухоложское лесничество", вырубка деревьев на этом участке запрещена.
При этом, в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 66:69:0000000:012 площадью 4250000 кв. м по адресу: <...>, р. <...>, ориентир: р. <...> - в границах участка, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, государственная регистрация права собственности произведена 28.11.2003.
Ответчик, возражая против заявленных требований, указывал на то, что еще в 1995 году постановлением главы администрации города Асбеста была утверждена поселковая черта поселка Рефтинский, в состав которой включены земли Рефтинского лесничества, пригородного лесничества. Департамент лесного хозяйства Свердловской области с момента утверждения поселковой черты бездействовал и не принял мер по выводу спорного участка в границах населенного пункта из состава государственного лесного фонда. Согласно выписке из Постановления главы администрации города Асбеста от 27.03.1995 года N 118, установлена поселковая черта поселка Рефтинский на площади 948,42 га. Границы поселковой черты изображены и на схеме. Постановлением главы администрации города Асбеста от 28.06.1995 года N 268, администрации поселка Рефтинский постановлено принять в свое ведение земли, находящиеся в пределах поселковой черты и начать с 01.07.1995 года передачу земельных участков поселковой застройки, земель общего пользования и других категорий земель в распоряжение администрации поселка Рефтинский с изъятием из земель Рефтинской ГРЭС. На основании утвержденного постановления главы городского округа Рефтинский от 25.11.2013 года N 1108 проекта планировки и межевания территории в квартале улиц Дружбы - Родниковая - Энтузиастов, постановления главы городского округа Рефтинский от 09.01.2014 года N 7 "О присвоении наименования улице и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории", посредством заключения муниципального контракта N 31 от 21.03.2014 года были поставлены на кадастровый учет земельные участки, в том числе, земельный участок с кадастровым номером: 66:69:0101003:2175.
Судом по делу была назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза, по результатам которой сделаны следующие выводы: по результатам исследования представленных материалов указать сведения о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером 66:66:0000000:12 и обо всех контурах, входящих в состав данного земельного участка с кадастровым номером 66:69:0000000:12 невозможно.
Земельный участок с кадастровым номером 66:69:0101003:2175 является образованным из одного из контуров земельного участка с кадастровым номером 66:69:0000000:12. Земельный участок с кадастровым номером 66:69:0101003:2175 имеет полное наложение (100%) на многоконтурных земельного участка с кадастровым номером 66:66:0000000:12, площадь наложения равно площади земельного участка с кадастровым номером 66:69:0101003:2175 и составляет 1000 кв. м, границы наложения совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером 66:69:0101003:2175 по сведениям, содержащимся в ГКН.
Суд первой инстанции принял указанное экспертное заключение как допустимое доказательство нахождения спорного земельного участка с кадастровым номером 66:69:0101003:2175 в составе земельного участка с кадастровым номером 66:69:0000000:12.
Из представленной в материалах гражданского дела схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 66:69:0101003:2175 с наложением на земли лесного фонда следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 66:69:0101003:2175 расположен в квартале 165 Рефтинского участка Рефтинского участкового лесничества ГКУ СО "Сухоложское лесничество". Также, данный вывод подтверждается и иными исследованными в судебном заседании доказательствами: материалами лесоустройства, планом лесонасаждений Рефтинского лесничества Свердловской области, таксационными описаниями, картой-схемой расположения и границ лесного участка, Лесохозяйственного регламента Сухоложского лесничества.
Таким образом, судебная коллегия полагает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии у администрации городского округа Рефтинский права отчуждать спорный земельный участок, так как предоставленный К. земельный участок входит в состав земельного участка, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Оспариваемый договор купли-продажи земельного участка от 20.07.2015 года заключен органом местного самоуправления с превышением полномочий по распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, нарушает права и законные интересы Российской Федерации. У администрации городского округа Рефтинский отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком.
В силу положений ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что договор N 21П-15 от 20.07.2015 купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером: 66:69:0101003:2175, находящийся по адресу: <...>, N, заключенный между К. и администрации городского округа Рефтинский является ничтожной сделкой, так как данная сделка заключена с нарушением требований закона, при этом, сделка посягает на публичные интересы, в данном случае, Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования Федерального агентства лесного хозяйства и признания недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером: 66:69:0101003:2175, подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о сформированных границах поселка Рефтинский, а также о том, что спорный участок находится в зоне Ж-1 согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Рефтинский, отклоняются судебной коллегией.
Заключение эксперта о вхождении земельного участка с кадастровым номером 66:69:0101003:2175 в состав земельного участка с кадастровым номером 66:66:0000000:12 со стопроцентным наложением не оспорено, доказательств обратного ответчиками не представлено. Соответственно Администрация ГО Рефтинский не вправе была распоряжаться земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 28.12.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации Городского округа Рефтинский - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.КИСЕЛЕВА
Судьи
А.А.ОЛЬКОВА
Е.М.МЕХОНЦЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)