Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Луговой Ю.Б., Егорченко И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Наниковым Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.05.2017 по делу N А63-193/2017 (судья Орловский Э.И.)
по заявлению муниципального учреждения "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска", ОГРН 1022601615849,
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ОГРН 1042600339737,
при участии третьих лиц: администрации города Пятигорска, ОГРН 1022601627575, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, ОГРН 1102635006462, министерства имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН 1022601949644,
о признании незаконным отказа от 21.11.2016 N 26/999/001/2016-7968 и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:33:110502:1715, в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
установил:
муниципальное учреждение "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа от 21.11.2016 N 26/999/001/2016-7968 и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:33:110502:1715, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Пестова, 25, площадью 18304 кв. м.
Решением суда от 30.05.2017 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный земельный участок относится к муниципальной собственности города Пятигорска и оснований для отказа в государственной регистрации указанного права у управления не имелось.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда от 30.05.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апеллянт указал, что спорный земельный участок относится к собственности Российской Федерации, в связи с чем, проведение государственной регистрации права собственности на земельный участок не представляется возможным.
Отзыв на жалобу суду не предоставлен.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, проверив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Постановлением администрации города Пятигорска от 05.09.2016 N 3474 утверждена схема расположения земельного участка с условным номером 26:33:110502:ЗУ1, площадью 18304 кв. м, с разрешенным использованием: "спорт" (для размещения Школы тенниса), на кадастровом плане территории, земельному участку присвоен адрес: Ставропольский край, город Пятигорск, ул. Пестова, 25 и.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 22.09.2016 под кадастровым номером 26:33:110502:1715.
Постановлением администрации от 26.09.2016 N 3777 на основании пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) земельный участок с кадастровым номером 26:33:110502:1715 включен в реестр муниципального имущества города Пятигорска.
30.09.2016 учреждение обратилось в Пятигорский отдел управления Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Пятигорск на земельный участок с кадастровым номером 26:33:110502:1715.
Уведомлением от 10.10.2016 N 26/999/001/2016-7968 регистратор сообщил учреждению о приостановлении государственной регистрации в связи с непредставлением заявителем документов, свидетельствующих о том, что земельный участок не находится в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации.
Уведомлением от 10.11.2016 N 26/999/001/2016-7968 государственная регистрация была приостановлена на основании заявления администрации, а затем возобновлена на основании заявления о возобновлении от 11.11.2016 N 26/999/001/2016-10161.
21.11.2016 управление направило учреждению отказ N 26/999/001/2016-7968 в регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, указав, что согласно полученных по каналам межведомственного взаимодействия сообщений из Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28.10.2016 N 14389/04 и из Росимущества в Ставропольском крае от 05.10.2016 N 6985/02 указанный земельный участок в реестре государственного имущества Ставропольского края и федерального имущества не значится; вместе с тем, ответ Росимущества свидетельствует о нахождении земельного участка в федеральной собственности.
Считая отказ незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования исходя из следующего.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяется как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. К заявлению о государственной регистрации, в силу пункта 2 статьи 16 и пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ, должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
В соответствии со статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, в муниципальной собственности - которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Одним из таких федеральных законов является Закон N 244-ФЗ, устанавливающий права публичных образований на земельные участки, расположенные в границах курортов федерального значения. Указанный закон определяет также основания и порядок передачи из федеральной собственности в иную публичную (в том числе муниципальную) собственность соответствующих земельных участков.
В части 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ закреплено, что участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 данной статьи.
К федеральной собственности относятся участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; предусматриваются федеральными законами (часть 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
К собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами (часть 9 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
К собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 данной статьи (часть 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Частью 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что положения статьи 1 названного закона не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1970 N 723 курорты Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск отнесены к курортам общесоюзного значения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" приняты предложения ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР, согласованные с Госпланом РСФСР, Госстроем РСФСР, Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР и Ставропольским крайисполкомом, об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае.
Границы округа санитарной охраны установлены в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона СССР N 4589-VII от 19.12.1969 "Об утверждении основ законодательства Союза ССР и Союзных Республик о здравоохранении", Постановлением Совмина СССР от 05.09.1973 N 654 "Об утверждении Положения о курортах", Приказом Минздрава СССР от 05.11.1973 N 865 "Об утверждении Положения о курортах" и Инструкцией по применению "Положения о курортах", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 05.09.1973 N 654" (утв. Минздравом СССР 20.05.1974, Секретариатом ВЦСПС 16.05.1974).
Для названных курортов установлен единый округ санитарной охраны.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 29.01.1986 N 45 утверждены Положения о курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.
Указом Президента РФ от 27.03.1992 N 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 N 462 утверждено Положение и установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.
Граница особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, установленная Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 N 462, соответствует внешнему контуру границы округа санитарной охраны, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300.
17.01.2006 Правительством РФ издано постановление N 14 о признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закона N 26-ФЗ) для лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" утвержденные до вступления в силу указанного закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считаются округами горно-санитарной охраны.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон (пункт 3 статьи 16 Закона N 26-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 26-ФЗ курортный регион (район) - это территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.
Следовательно, первая, вторая и третья зоны горно-санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска и Пятигорска являются составной частью общего округа горно-санитарной охраны названных курортов, который также является и территорией эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, объединяющего эти курорты.
Муниципальное образование город Пятигорск находится в границах вышеуказанного округа горно-санитарной охраны.
Таким образом спорный земельный участок расположен на территории курорта федерального значения.
Доказательства расположения земельного участка в границах иных особо охраняемых природных территорий (земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) материалы дела не содержат, поэтому указанные в части 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ условия отсутствуют, а положения иных пунктов названной статьи на земельный участок распространяются.
Из уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений от 05.12.2016 N 26/001/101/2016-87576 следует, что право собственности на спорный земельный участок не зарегистрировано.
Лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств наличия обстоятельств, указанных в частях 8 - 9 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, в том числе нахождение на спорном земельном участке объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений) федеральной или краевой собственности.
Спорный земельный участок сформирован как вновь образуемый, объекты недвижимости, в том числе находящиеся в частной собственности, на нем отсутствуют. Участок образован по инициативе органа местного самоуправления (МУ "Управление имущественных и земельных отношений администрации города-курорта Пятигорска") с целью проведения в дальнейшем процедуры предоставления для размещения школы тенниса. Установленное разрешенное использование земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования территориальной зоны "Р-1", в которой расположен участок, предусмотренным Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденными Решением Думы г. Пятигорска от 12.11.2014 N 35-47 РД.
Принимая во внимание изложенное, спорный земельный участок в силу закона (часть статьи 1 Закона N 244-ФЗ) относится к муниципальной собственности города Пятигорска и оснований для отказа в государственной регистрации указанного права у управления не имелось.
Полученные в ответ на запросы управления письма Территориального управления Росимущества в Ставропольском крае, содержащие мнение названного органа об относимости земельного участка к федеральной собственности, сами по себе не могли служить основанием для отказа в государственной регистрации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок относится к собственности Российской Федерации, в связи с чем, проведение государственной регистрации права собственности на земельный участок не представляется возможным, подлежит отклонению. При рассмотрении настоящего дела территориальное управление Росимущества в Ставропольском крае доказательств существования ранее возникшего права федеральной собственности на участок или наличия условий, предусмотренных Законом N 244-ФЗ, для отнесения земельного участка к федеральной собственности не представило.
Доводы жалобы аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции, которым судом дана правильная и исчерпывающая оценка. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 АПК РФ) не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.05.2017 по делу N А63-193/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2017 N 16АП-3108/2017 ПО ДЕЛУ N А63-193/2017
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2017 г. по делу N А63-193/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Луговой Ю.Б., Егорченко И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Наниковым Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.05.2017 по делу N А63-193/2017 (судья Орловский Э.И.)
по заявлению муниципального учреждения "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска", ОГРН 1022601615849,
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ОГРН 1042600339737,
при участии третьих лиц: администрации города Пятигорска, ОГРН 1022601627575, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, ОГРН 1102635006462, министерства имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН 1022601949644,
о признании незаконным отказа от 21.11.2016 N 26/999/001/2016-7968 и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:33:110502:1715, в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
установил:
муниципальное учреждение "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа от 21.11.2016 N 26/999/001/2016-7968 и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:33:110502:1715, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Пестова, 25, площадью 18304 кв. м.
Решением суда от 30.05.2017 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный земельный участок относится к муниципальной собственности города Пятигорска и оснований для отказа в государственной регистрации указанного права у управления не имелось.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда от 30.05.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апеллянт указал, что спорный земельный участок относится к собственности Российской Федерации, в связи с чем, проведение государственной регистрации права собственности на земельный участок не представляется возможным.
Отзыв на жалобу суду не предоставлен.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, проверив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Постановлением администрации города Пятигорска от 05.09.2016 N 3474 утверждена схема расположения земельного участка с условным номером 26:33:110502:ЗУ1, площадью 18304 кв. м, с разрешенным использованием: "спорт" (для размещения Школы тенниса), на кадастровом плане территории, земельному участку присвоен адрес: Ставропольский край, город Пятигорск, ул. Пестова, 25 и.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 22.09.2016 под кадастровым номером 26:33:110502:1715.
Постановлением администрации от 26.09.2016 N 3777 на основании пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) земельный участок с кадастровым номером 26:33:110502:1715 включен в реестр муниципального имущества города Пятигорска.
30.09.2016 учреждение обратилось в Пятигорский отдел управления Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Пятигорск на земельный участок с кадастровым номером 26:33:110502:1715.
Уведомлением от 10.10.2016 N 26/999/001/2016-7968 регистратор сообщил учреждению о приостановлении государственной регистрации в связи с непредставлением заявителем документов, свидетельствующих о том, что земельный участок не находится в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации.
Уведомлением от 10.11.2016 N 26/999/001/2016-7968 государственная регистрация была приостановлена на основании заявления администрации, а затем возобновлена на основании заявления о возобновлении от 11.11.2016 N 26/999/001/2016-10161.
21.11.2016 управление направило учреждению отказ N 26/999/001/2016-7968 в регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, указав, что согласно полученных по каналам межведомственного взаимодействия сообщений из Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28.10.2016 N 14389/04 и из Росимущества в Ставропольском крае от 05.10.2016 N 6985/02 указанный земельный участок в реестре государственного имущества Ставропольского края и федерального имущества не значится; вместе с тем, ответ Росимущества свидетельствует о нахождении земельного участка в федеральной собственности.
Считая отказ незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования исходя из следующего.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяется как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. К заявлению о государственной регистрации, в силу пункта 2 статьи 16 и пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ, должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
В соответствии со статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, в муниципальной собственности - которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Одним из таких федеральных законов является Закон N 244-ФЗ, устанавливающий права публичных образований на земельные участки, расположенные в границах курортов федерального значения. Указанный закон определяет также основания и порядок передачи из федеральной собственности в иную публичную (в том числе муниципальную) собственность соответствующих земельных участков.
В части 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ закреплено, что участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 данной статьи.
К федеральной собственности относятся участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; предусматриваются федеральными законами (часть 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
К собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами (часть 9 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
К собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 данной статьи (часть 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Частью 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что положения статьи 1 названного закона не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1970 N 723 курорты Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск отнесены к курортам общесоюзного значения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" приняты предложения ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР, согласованные с Госпланом РСФСР, Госстроем РСФСР, Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР и Ставропольским крайисполкомом, об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае.
Границы округа санитарной охраны установлены в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона СССР N 4589-VII от 19.12.1969 "Об утверждении основ законодательства Союза ССР и Союзных Республик о здравоохранении", Постановлением Совмина СССР от 05.09.1973 N 654 "Об утверждении Положения о курортах", Приказом Минздрава СССР от 05.11.1973 N 865 "Об утверждении Положения о курортах" и Инструкцией по применению "Положения о курортах", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 05.09.1973 N 654" (утв. Минздравом СССР 20.05.1974, Секретариатом ВЦСПС 16.05.1974).
Для названных курортов установлен единый округ санитарной охраны.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 29.01.1986 N 45 утверждены Положения о курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.
Указом Президента РФ от 27.03.1992 N 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 N 462 утверждено Положение и установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.
Граница особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, установленная Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 N 462, соответствует внешнему контуру границы округа санитарной охраны, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300.
17.01.2006 Правительством РФ издано постановление N 14 о признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закона N 26-ФЗ) для лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" утвержденные до вступления в силу указанного закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считаются округами горно-санитарной охраны.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон (пункт 3 статьи 16 Закона N 26-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 26-ФЗ курортный регион (район) - это территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.
Следовательно, первая, вторая и третья зоны горно-санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска и Пятигорска являются составной частью общего округа горно-санитарной охраны названных курортов, который также является и территорией эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, объединяющего эти курорты.
Муниципальное образование город Пятигорск находится в границах вышеуказанного округа горно-санитарной охраны.
Таким образом спорный земельный участок расположен на территории курорта федерального значения.
Доказательства расположения земельного участка в границах иных особо охраняемых природных территорий (земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) материалы дела не содержат, поэтому указанные в части 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ условия отсутствуют, а положения иных пунктов названной статьи на земельный участок распространяются.
Из уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений от 05.12.2016 N 26/001/101/2016-87576 следует, что право собственности на спорный земельный участок не зарегистрировано.
Лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств наличия обстоятельств, указанных в частях 8 - 9 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, в том числе нахождение на спорном земельном участке объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений) федеральной или краевой собственности.
Спорный земельный участок сформирован как вновь образуемый, объекты недвижимости, в том числе находящиеся в частной собственности, на нем отсутствуют. Участок образован по инициативе органа местного самоуправления (МУ "Управление имущественных и земельных отношений администрации города-курорта Пятигорска") с целью проведения в дальнейшем процедуры предоставления для размещения школы тенниса. Установленное разрешенное использование земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования территориальной зоны "Р-1", в которой расположен участок, предусмотренным Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденными Решением Думы г. Пятигорска от 12.11.2014 N 35-47 РД.
Принимая во внимание изложенное, спорный земельный участок в силу закона (часть статьи 1 Закона N 244-ФЗ) относится к муниципальной собственности города Пятигорска и оснований для отказа в государственной регистрации указанного права у управления не имелось.
Полученные в ответ на запросы управления письма Территориального управления Росимущества в Ставропольском крае, содержащие мнение названного органа об относимости земельного участка к федеральной собственности, сами по себе не могли служить основанием для отказа в государственной регистрации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок относится к собственности Российской Федерации, в связи с чем, проведение государственной регистрации права собственности на земельный участок не представляется возможным, подлежит отклонению. При рассмотрении настоящего дела территориальное управление Росимущества в Ставропольском крае доказательств существования ранее возникшего права федеральной собственности на участок или наличия условий, предусмотренных Законом N 244-ФЗ, для отнесения земельного участка к федеральной собственности не представило.
Доводы жалобы аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции, которым судом дана правильная и исчерпывающая оценка. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 АПК РФ) не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.05.2017 по делу N А63-193/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
Судьи
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
Судьи
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)