Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2017 N 05АП-2287/2017 ПО ДЕЛУ N А59-4892/2016

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. по делу N А59-4892/2016


Резолютивная часть постановления оглашена 06 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Потокиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента землепользования города Южно-Сахалинска,
апелляционное производство N 05АП-2287/2017
на решение от 02.02.2017
судьи Е.С. Логиновой
по делу N А59-4892/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Ландыш"

к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска
о признании незаконным решения об отказе от 15.06.2016 N 2641-014/06,
при участии:
лица, участвующие в деле не явились
установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Ландыш" (далее - СНТ "Ландыш", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земель общего пользования от 15.06.2016 N 2641-014/06 и возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения в законную силу вынести решение о передаче в собственность садоводческому некоммерческому товариществу "Ландыш" земли общего пользования, расположенной южнее села Березняки на левобережье реки Колка в составе СНТ "Ландыш".
Определением от 17.11.2016 Арбитражным судом Сахалинской области произведена замена Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска на Департамент землепользования города Южно-Сахалинска (далее - Департамент).
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции товариществом требования неоднократно уточнялись, согласно уточнениям, представленным 17.01.2017, товарищество просило суд признать решение департамента от 15.06.2016 N 2641-014/06 об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, возложить на департамент обязанность в течение месяцы со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление товарищества об оформлении в собственность испрашиваемого земельного участка от 31.12.2014, расположенного южнее с. Березняки на левобережье реки Колка в составе СНТ "Ландыш" с учетом всех приложенных к заявлению документов.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 02.02.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы ссылается на законность оспариваемого отказа от 15.06.2016 N 2641-014/06, принятого во исполнение решения суда от 13.11.2015 по делу N А59-4099/2015 при рассмотрении заявлений товарищества от 31.12.2014, 03.03.2015, 13.04.2015. Указывает, что документы, поступившие в департамент 07.12.2015, не могли быть учтены при исполнении судебного акта от 13.11.2015.
Указывает, что на момент вынесения оспариваемого решения имелись иные основания, не позволяющие предоставить в собственность товариществу испрашиваемый земельный участок. На момент вынесения оспариваемого отказа действовали обеспечительные меры, наложенные определением от 25.09.2015 Южно-Сахалинским городским судом, ограничивающие оборотоспособность испрашиваемого земельного участка, в связи с чем у Департамента отсутствовала возможность принять положительное решение по заявлению СНТ "Ландыш". Из выписки решения общего собрания членов СНТ "Ландыш" невозможно установить действительную волю более чем половины членов товарищества на приобретение в собственность земель общего пользования.
Также Департамент не может согласиться с выводами суда относительно преюдициального значения решения суда от 13.11.2015 по делу N А59-4099/2015, поскольку по упомянутому делу предметом спора принадлежность и исключительность прав СНТ "Ландыш" на приватизацию спорного земельного участка и законность регистрации СНТ "Ландыш" как правопреемника СТ "Ландыш" не являлась.
Товарищество по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, дополнениям к нему, поступивших через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщенных к материалам дела, выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось в целях дополнительного исследования материалов дела, представления сторонами дополнительных пояснений в порядке статьи 158 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Ландыш" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.05.1992 Анивской районной администрацией Сахалинской области за регистрационным номером 374.
Постановлением мэра Анивской районной Администрации Сахалинской области N 374 от 20.05.1992 Березняковскому сельсовету предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 16.15 га для организации садоводческого товарищества "Ландыш".
27.05.1992 Садоводческому товариществу "Ландыш" п. Березняки выдан Государственный акт А-1 N 397219 на право бессрочного пользования землей площадью 16,15 га для выращивания садово-огородных культур.
31.12.2014 товарищество обратилось в ДАГИЗ города Южно-Сахалинска с заявлением, в котором указало, что предоставляет комплект документов для оформления в собственность земельного участка.
К заявлению товарищество приложило копию устава, копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и присвоении ИНН, копию выписки из ЕГРЮЛ от 05.12.2014, копию решения общего собрания о назначении председателя правления (протокол N 6 от 08.07.2014), копию Государственного акта на право пользования землей А-1N 397219, копию решения о земельном отводе участка юридическому лицу для организации товарищества (Постановление N 374 от 20.05.1992), копию заявления об отказе от права пользования на земли, выданные Березняковскому сельскому Совету в бессрочное и бесплатное пользование, копию исторической справки, копию выписки из протокола правления, план земельного участка.
Согласно предоставленному в суд апелляционной инстанции плану земельного участка от 10.11.2014, составленному МУП "Горархитектура" на топографической основе, с входящим штампом ДАГИЗ г. Южно-Сахалинска от 31.12.2014, общая площадь земель СНТ "Ландыш" составила 149126 кв. м, площадь земель общего пользования - 31571 кв. м.
02.03.2015 товарищество дополнительно к ране поданному заявлению предоставило в Департамент копию устава, копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и присвоении ИНН, копию выписки из ЕГРЮЛ от 25.02.2015.
03.04.2015 на основании Постановления мэра Анивской районной Администрации Сахалинской области N 374 от 20.05.1992 садоводческому некоммерческому товариществу "Ландыш" выдано свидетельство серии 65АБ 230352 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 65:02:0000009:1, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для выращивания садово-огородных культур, площадь 148208 кв. м, адрес - Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, с. Березняки, садоводческое товарищество "Ландыш".
13.04.2015 товарищество дополнительно направило в Департамент кадастровую выписку о земельном участке, свидетельство о государственной регистрации права от 03.04.2015. При этом в сопроводительном письме указано, что оригинал заявления об отказе права пользования на земли, входящий от 05.02.2014 N 1434 был представлен ранее.
21.05.2015 ДАГИЗ города Южно-Сахалинска, рассмотрев указанные выше документы товарищества, принял решение об отказе в приватизации земель общего пользования в составе СНТ "Ландыш".
Вступившим в законную силу решением от 13.11.2015 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-4099/2015 отказ, изложенный в письме от 21.05.2015 N 17567-014/06, признан судом незаконным на основании того, что право на приватизацию испрашиваемого земельного участка принадлежит исключительно товариществу. Учитывая, что товариществом с первоначально поданным заявлением не было представлено заявление об отказе от права постоянного бессрочного пользования, а Департаментом не проверено наличие всех документов и обращение в связи с этим по существу не рассмотрено, на Департамент судом возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 31.12.2014 об оформлении в собственность земельного участка с учетом приложений к заявлению.
Решение суда вступило в законную силу, с целью его принудительного исполнения был выдан исполнительный лист, на основании которого постановлением от 12.04.2016 возбуждено исполнительное производство N 5825/16/65019-ИП.
07.12.2015 товариществом с сопроводительным письмом в адрес Департамента дополнительно к заявлению от 31.12.2014 направлены следующие документы: заявление на приватизацию земель общего пользования, отказ от права пользования на земли общего пользования; топографическая съемка с экспликацией земель общего пользования СНТ "Ландыш"; описание местоположения земельного участка; выписка из решения общего собрания членов СНТ "Ландыш" от 01.12.2014 о приобретении земель общего пользования.
В письме указано, что дополнительный пакет документов ранее не был затребован для оформления в собственность земель общего пользования и не являлся предметом отказа в приватизации земель общего пользования от 21.05.2015 N 17567-014/06, в связи с чем дополнительные документы направляются для повторного рассмотрения заявления о приватизации земель общего пользования.
Описание местоположения земельного участка в составе приложения к заявлению от 07.12.2015, представленное суду апелляционной инстанции, представляет собой графическое изображение земельного участка с кадастровым номером 65:02:0000009:1 в масштабе 1:4000, с текстовым сопровождением, согласно которому площадь земельного участка составляет 148208 кв. м, площадь земель общего пользования 31304 кв. м, из них 29230 кв. м дороги (проходы) и 2074 кв. м канавы.
12.04.2016 товариществом в Департамент подано заявление на предоставление земельного участка ориентировочной площадью 31304 кв. м, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, южнее с.Березняки, левобережье р.Колка, СНТ "Ландыш", на праве собственности под земли общего пользования.
15.04.2016 кадастровым инженером по заказу СНТ "Ландыш" подготовлен межевой план многоконтурного земельного участка 65:02:0000009:1:ЗУ1 общего пользования площадью 31281+62 кв. м.
Письмом от 15.06.2016 N 2641-014/06 Департамент сообщил товариществу об отказе в приватизации земель общего пользования, из которого следует, что департаментом во исполнение решения Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2015 по делу N А59-4099/2015 повторно рассмотрены заявления товарищества от 31.12.2014 N 17567, от 03.03.2015 N 3110, от 13.04.2015 N 5706 без учета документов, поступивших 07.12.2015 и без учета заявления от 12.04.2016.
Со ссылками на пункт 1 статьи 45, пункт 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, указано, что в представленных выше заявлениях отсутствует отказ от постоянного (бессрочного) пользования юридического лица СНТ "Ландыш", в этой связи предоставление земель общего пользования в собственность бесплатно СНТ "Ландыш" не предоставляется возможным.
Постановлением от 06.07.2016 пристав окончил исполнительное производство N 5825/16/65019-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа по делу N А59-4099/2015.
Не согласившись с решением департамента об отказе в приватизации земель общего пользования, содержащимся в письме от 15.06.2016 N 2641-014/06, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования товарищества, суд первой инстанции пришел к выводу, что Департаментом решение суда по делу N А59-4099/2015, с учетом установленных в нем обстоятельств и сделанных выводов, фактически не исполнено, заявление товарищества с учетом всех представленных в последующем и имеющихся у Департамента на дату принятия оспариваемого решения документов по существу не рассмотрено.
Обжалуемым решением по настоящему делу суд возложил на департамент обязанность рассмотреть заявление об оформлении в собственность испрашиваемого земельного участка от 31.12.2014 (входящий N 17567 от 31.12.2014), расположенного южнее с. Березняки на левобережье реки Колка в составе садоводческого товарищества "Ландыш", с учетом документов, представленных и указанных в письмах СНТ "Ландыш" от 02.03.2015 (входящий N 3110 от 03.03.2015), от 13.04.2015 (входящий N 5706 от 13.04.2015), от 07.12.2015 (входящий N 17447 от 07.12.2015).
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что СНТ "Ландыш" обратилось в департамент 31.12.2014 за оформлением в собственность всего земельного участка, в дальнейшем товарищество уточняло заявление, в том числе указанием на приватизацию части земель, а именно - земель общего пользования (заявление от 07.12.2015), и дополняло документами.
На дату первоначального обращения товарищества действовала норма статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года.
Так, в соответствии с пунктом 1 данной статьи предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежали передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно (пункт 2).
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
- выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;
- учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
Из пункта 6 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ следует, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Таким образом, пунктом 5 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ в редакции, действовавшей с 13.05.2008 по 01.03.2015, был установлен особый порядок предоставления в собственность существующего в натуре земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования садоводческого товарищества, который не предусматривал предоставление заявителем документов кадастрового учета.
Статья 28 Федерального закона N 66-ФЗ не предусматривала обязанности для садоводческих товариществ устанавливать границы участков, которые они испрашивали в собственность, что соответствовало принципу "дачной амнистии", определяемой Законом N 93-ФЗ от 30.06.2006 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".
Достаточно было представить к заявлению в уполномоченный орган описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением, а также выписку из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения.
Из совокупности заявлений товарищества с приложением документов следует, что на дату окончания срока действия "дачной амнистии" на рассмотрении в Департаменте находилось заявление товарищества от 31.12.2014 на оформление в собственность всего земельного участка, выделенного для организации садоводческого товарищества.
Вступившим в законную силу решением суда от 13.11.2015 по делу А59-4099/2015 установлено обстоятельство подачи товариществом 31.12.2014 неполного пакета документов, поскольку заявителем не было представлен отказ от права постоянного бессрочного пользования, в связи с чем суд в порядке восстановления нарушенного права заявителя обязал Департамент повторно рассмотреть обращение товарищества об оформлении в собственность испрашиваемого земельного участка от 31.12.2014 в порядке ст. 28 Закона N 66-ФЗ с учетом приложений к заявлению.
Таким образом, обстоятельство подачи товариществом до окончания срока действия "дачной амнистии" неполного пакета документов на приватизацию земельного участка по правилам пункта 2 статьи 69 АПК не подлежит повторному доказыванию.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из текста мотивировочной части решения суда от 13.11.2015 по делу А59-4099/2015 следует, что суд обязал Департамент повторно рассмотреть заявление товарищества в порядке статьи 28 Закона N 66-ФЗ с учетом приложений к заявлению. В связи с чем коллегия оценивает оспариваемое решение Департамента от 15.06.2016 на соответствие обязательному к исполнению судебному акту.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что приложение к заявлению товарищества от 31.12.2014 не содержит заявления в части приватизации земли общего пользования, описания местоположения земельного участка общего пользования, а также выписки из решения общего собрания членов садоводческого товарищества о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного товарищества.
Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии у Департамента возможности для принятия по заявлению товарищества от 31.12.2014 положительного решения на основании ранее действовавшей процедуры с учетом приложенного к заявлению пакета документов.
Заявление СНТ "Ландыш" на приватизацию земель общего пользования с приложением описания местоположения земельного участка и решения общего собрания членов товарищества от 01.12.2014 о приобретении в собственность земель общего пользования поступило в департамент после 01.03.2015, а именно - 07.12.2015.
При этом суд в деле А59-4099/2015 не обязывал Департамент рассматривать заявление товарищества от 31.12.2014 в порядке ст. 28 Закона N 66-ФЗ с учетом возможных последующих уточнений и дополнений.
В связи с чем коллегия рассматривает заявление СНТ "Ландыш" на приватизацию земель общего пользования от 07.12.2015 в качестве самостоятельного заявления.
С 01.03.2015 статья 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" была исключена.
Из чего коллегия делает вывод о том, что заявление товарищества о приватизации земель общего пользования от 07.12.2015, поданное после 01.03.2015, не подлежит рассмотрению по правилам "дачной амнистии".
При этом право на переоформление земли садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан сохранилось в соответствии с пунктом 2.1. статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, а также гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.
Согласно статье 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу.
Согласно пункту 3 статьи 39.5 ЗК РФ осуществляется бесплатно предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.14 ЗК РФ, которая предусматривает осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка в качестве этапа процедуры предоставления земельного участка, предшествующего подаче в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
После постановки земельного участка на кадастровый учет заинтересованному лицу надлежит подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка. Пункт 1 ст. 39.17 ЗК РФ содержит перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении заинтересованного в предоставлении земельного участка лица (кадастровый номер земельного участка, основание его предоставления и т.д.).
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав которого входит ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статье 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
Из содержания указанных норм следует, что после 01.03.2015 в собственность СНТ может быть предоставлен бесплатно земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, образованный при разделе земельного участка, предоставленного данной организации для ведения садоводства, при отсутствии установленных законом запретов на предоставление земельного участка в частную собственность.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 и пунктом 4 статьи 11.4 ЗК РФ (в редакции, действующей с 1 марта 2015 г.) исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории.
Согласно статье 32 Федерального закона N 66-ФЗ (в редакции, действующей с 1 марта 2015 г.) раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или дачному объединению, осуществляется на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.
При этом в соответствии с частью 9 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) до 1 января 2020 г., в случае если в соответствии с Законом N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ - до 1 марта 2015 г.) утвержден проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки данной территории.
Таким образом, после 1 марта 2015 г. процедура предоставления земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, из состава земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства, может быть начата по заявлению заинтересованного лица только после образования и постановки такого земельного участка на кадастровый учет в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, либо в соответствии с проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, утвержденным в соответствии с ранее установленным порядком.
В такой ситуации правовые основания для продолжения после 1 марта 2015 г. процедуры предоставления земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования садоводческого объединения граждан, в порядке, предусмотренном утратившей силу "дачной амнистии", отсутствуют.
Следовательно, предоставление товариществу в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования по заявлению от 31.12.2014, уточненному и дополненному после 01.03.2015, по процедуре, действовавшей до 01.03.2015, реализовать невозможно.
По процедуре, действовавшей после 1 марта 2015 г., образование и постановка на кадастровый учет земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, при разделе земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства, предшествует подаче заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка в собственность.
По результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов заключается договор купли-продажи или принимается решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (подпункт 7 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ).
Несоблюдение процедуры формирования испрашиваемой части земельного участка влечет невозможность применения правовосстановительной меры в виде подготовки договора купли-продажи или решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, что является завершающей стадией оформления земельного участка в собственность.
Между тем, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, либо утвержденный проект межевания территории, либо проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, утвержденный в соответствии с ранее установленным порядком, в материалы дела не предоставлены, в связи с чем испрашиваемая часть земельного участка, относящаяся к общему имуществу, не может являться объектом гражданских правоотношений.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из материалов дела следует, что оспариваемый товариществом отказ от 15.06.2016 N 2641-014/06 вынесен департаментом по результатам повторного рассмотрения заявлений товарищества от 31.12.2014 N 17567, от 03.03.2015 N 3110, от 13.04.2015 N 5706.
В силу того, что судебным актом от 13.11.2015 по делу А59-4099/2015 на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть в порядке статьи 28 Закона N 66-ФЗ заявление товарищества от 31.12.2014 с учетом приложений к заявлению, коллегия не находит оснований для признания оспариваемого отказа незаконным по тому основанию, что в рамках исполнения судебного акта Департаментом не рассмотрены заявления и документы, представленные товариществом после 31.12.2014.
Оспариваемое решение Департамента от 15.06.2016 N 2641-014/06 основано на отсутствии в пакете документов от 31.12.2014 отказа товарищества от постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В указанной части коллегия признает оспариваемый отказ не соответствующим закону, поскольку заявление товарищества о предоставлении земельного участка в собственность не может расцениваться как заявление об отказе от принадлежащего товариществу права постоянного бессрочного пользования на земельный участок в смысле статей 45, 53 ЗК РФ. Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.10.2010 N 8155/10.
В связи с чем коллегия оценивает оспариваемое решение Департамента от 15.06.2016 как незаконное.
Вместе с тем, в силу того, что заявление и пакет документов, предоставленный товариществом до 1 марта 2015 г., не соответствовали условиям пункта 5 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ, коллегия не усматривает нарушенных прав и законных интересов товарищества и не устанавливает совокупности условий для удовлетворения заявленных требований.
Из положений части 1 статьи 4 АПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Системный анализ пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 4 АПК РФ позволяет заключить, что предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, ввиду чего избираемый заявителем способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Признание оспариваемого решения Департамента, выраженного в письме от 15.06.2016 N 2641-014/06, недействительным не приведет к восстановлению прав заявителя, поскольку повторное рассмотрение Департаментом заявления товарищества от 31.12.2014 с приложенным к нему пакетом документов, не позволяет принять после 1 марта 2015 г. положительное решение о предоставлении земельного участка общего пользования без образования и постановки на кадастровый учет земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, при разделе земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства.
Как было указано выше, в решении от 13.11.2015 по делу N А59-4099/2015 Арбитражным судом Сахалинской области установлено, что право на приватизацию испрашиваемого земельного участка принадлежит исключительно товариществу.
Коллегия признает данное обстоятельство преюдициально установленным в деле А59-4099/2015 по правилам пункта 2 статьи 69 АПК РФ для лиц, участвующих в настоящем деле.
Товарищество может реализовать свое право на получение земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность без проведения торгов с соблюдением актуальных норм земельного законодательства.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заявленный способ защиты не приведет к восстановлению нарушенного права заявителя, в связи с чем, не усматривает оснований для удовлетворения заявленных товариществом требований.
Иные доводы и возражения лиц, участвующих в деле, не оцениваются коллегией как не имеющие правового значения для разрешения спора.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 02.02.2017 по делу N А59-4892/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Н.Н.АНИСИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)