Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2017 N 07АП-8296/2017 ПО ДЕЛУ N А02-603/2017

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2017 г. по делу N А02-603/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л.А.
судьи: Бородулина И.И., Усанина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации Усть-Канского района Республики Алтай
на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 01 августа 2017 года
по делу N А02-603/2017 (судья А.А. Борков)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тектиевой Эмилии Викторовны, с. Яконур, Усть-Канский район, Республика Алтай

к Администрации Усть-Канского района Республики Алтай
о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков, выраженного в письме от 16.03.2017 N 270 и обязании устранить допущенные нарушения

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Тектиева Эмилия Викторовна (далее - заявитель, глава КФХ Тектиева Э.В.) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Администрации Усть-Канского района Республики Алтай (далее - заинтересованное лицо, Администрация, апеллянт) о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков, выраженного в письме от 16.03.2017 N 270 и обязании Администрации:
- принять решение о предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тектиевой Эмилии Викторовне в собственность за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения:
- 1. площадью 187000 кв. м с местоположением: Республика Алтай, Усть-Канский район, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:07:030201, кадастровый номер 04:07:030201:138;
- 2. площадью 150000 кв. м с местоположением: Республика Алтай, Усть-Канский район, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:07:030201, кадастровый номер 04:07:030201:139;
- 3. площадью 234000 кв. м с местоположением: Республика Алтай, Усть-Канский район, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:07:030201, кадастровый номер 04:07:030201:137;
- - подготовить и направить в адрес главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тектиевой Эмилии Викторовны подписанный проект договора купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения:
- 1. площадью 187000 кв. м с местоположением: Республика Алтай, Усть-Канский район, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:07:030201, кадастровый номер 04:07:030201:138;
- 2. площадью 150000 кв. м с местоположением: Республика Алтай, Усть-Канский район, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:07:030201, кадастровый номер 04:07:030201:139;
- 3. площадью 234000 кв. м с местоположением: Республика Алтай, Усть-Канский район, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:07:030201, кадастровый номер 04:07:030201:137.
В обоснование заявленных требований, указано, что заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о выкупе арендуемых земельных участков оставлено администрацией без удовлетворения (письмо N 270 от 16.03.2017) с указанием на возможность предоставления земельных участков только на праве аренды. Указанный отказ, по мнению заявителя, является не законным, поскольку противоречит положениям статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьям 39.3, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 01 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены, отказ Администрации в предоставлении земельных участков, выраженный в письме от 16.03.2017 N 270 признан незаконным.
Суд обязал Администрацию в месячный срок с даты вступления настоящего судебного акта в законную силу подготовить и направить в адрес главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тектиевой Эмилии Викторовны подписанный проект договора купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения:
- 1. площадью 187000 кв. м с местоположением: Республика Алтай, Усть-Канский район, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:07:030201, кадастровый номер 04:07:030201:138;
- 2. площадью 150000 кв. м с местоположением: Республика Алтай, Усть-Канский район, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:07:030201, кадастровый номер 04:07:030201:139;
- 3. площадью 234000 кв. м с местоположением: Республика Алтай, Усть-Канский район, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 04:07:030201, кадастровый номер 04:07:030201:137.
Не согласившись с данным решением, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Алтай, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции заинтересованное лицо указывает, что в настоящий момент в Яконурском сельском поселении имеются граждане, которые не оформили свои земельные доли из-за нехватки паевых земель, заявителем не соблюдены положения пункта 2 статьи 39.17 ЗК РФ.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представила отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным приступить к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, письмом от 20.01.2017 года глава крестьянского (фермерского) хозяйства Тектиева Э.В. обратился в адрес главы администрации Усть-Канского района с просьбой о выкупе арендуемых земельных участков с кадастровыми номерами 04:07:030201:137, 04:07:030201:138, 04:07:030201:139.
Администрация района письмом N 270 от 16.03.2017 года отказала Тектиевой Э.В. в удовлетворении заявления, указав, что согласно ФЗ N 101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки предоставляются исключительно на праве аренды.
Считая указанный выше отказ незаконным, глава КФХ обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 2 статьи 1 Закона N 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (часть 5 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действующей с 01.03.2015) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, при условии надлежащего использования этого земельного участка.
С учетом изложенного, у гражданина или юридического лица возникает право на приобретение в собственность арендуемого им участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии в совокупности двух условий: с момента заключения договора аренды прошло не менее трех лет, земельный участок использовался надлежащим образом в соответствии с его целевым назначением.
В силу положений статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 данного Кодекса.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением в том числе, продажи земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Как следует из подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 1.1 Закона Республики Алтай от 14.05.2007 N 12-РЗ (ред. от 06.06.2014) "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай" указывает, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть приобретен таким арендатором в собственность по цене, равной 15 процентам кадастровой стоимости земельного участка, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Как следует из материалов дела, что заявитель является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 04:07:030201:137, 04:07:030201:138, 04:07:030201:139, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - "для ведения сельского хозяйства", на основании соответствующих договоров аренды, заключенных с МО "Усть-Канский район" 27.02.2013, сроком на 49 лет.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий, в том числе:
- - осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
- - принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Из материалов дела следует, что в качестве основания для отказа в заключении договора купли-продажи земельных участков, изложенного в письме N 270 от 16.03.2017, указано, что земельные участки предоставляются исключительно на праве аренды.
Судом установлено, что указанные доводы Администрации противоречат нормам действующего законодательства.
Возражая по заявленным требованиям, администрация, ссылаясь на пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, указала на не предоставление главой КФХ документов, подтверждающих надлежащее использование земельных участков, однако, данные доводы основаны на утратившей силу редакции Федерального закона.
Довод о нехватки паевых земель в Яконурском сельском поселении, что препятствует предоставлению земельных участков заявителю, отклоняется апелляционной инстанцией, как необоснованный.
Доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению, поскольку с учетом изложенного основаны на ошибочном толковании норм права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины апелляционным судом не распределяются, поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 01 августа 2017 года по делу N А02-603/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.КОЛУПАЕВА

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.А.УСАНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)