Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2016 N 16АП-3503/2016 ПО ДЕЛУ N А63-4535/2016

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2016 г. по делу N А63-4535/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Годило Н.Н., судей: Бейтуганова З.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Этокского сельсовета Предгорного муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.07.2016 по делу N А63-4535/2016 по исковому заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства Стребкова Николая Викторовича, Ставропольский край, Предгорный район, ст. Суворовская, (ОГРН 307265009300027) к администрации Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, Ставропольский край, Предгорный район, с. Этока, (ОГРН 1022600964066), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Тамбуканское хуторское казачье общество Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, Ставропольский край, Предгорный район, с. Этока, (ОГРН 1122600002216), крестьянское (фермерское) хозяйство Шляпникова Александра Александровича, г. Пятигорск, крестьянское (фермерское) хозяйство Леонова Руслана Анастасовича, Ставропольский край, Предгорный район, ст. Ессентукская, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, обязании провести торги, (судья Карпель В.Л.),
при участии в судебном заседании:
- от Администрации Этокского сельсовета Предгорного муниципального района Ставропольского края: Забугой И.А. (по доверенности от 26.05.2016);
- от крестьянского (фермерского) хозяйства Стребкова Николая Викторовича: Корзун В.И. (по доверенности от 30.09.2016)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

крестьянское (фермерское) хозяйство Стребкова Николая Викторовича (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края (далее - администрация), в котором просило:
- - признать незаконным отказ администрации Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 12.04.2016 N 262 в организации торгов по предоставлению на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517, площадью 697,3 га, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, примерно в 8 км на север от ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир: контора сельсовета;
- - обязать администрацию Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края провести торги по предоставлению на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517, площадью 697,3 га, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, примерно в 8 км на север от ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир: контора сельсовета.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тамбуканское хуторское казачье общество Предгорного районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество), крестьянское (фермерское) хозяйство Шляпникова Александра Александровича (далее - КФХ Шляпникова А.А.), крестьянское (фермерское) хозяйство Леонова Руслана Анастасовича (далее - КФХ Леонова Р.А.).
Решением суда от 01.07.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу, что истец является субъектом, имеющим право на приобретение права аренды на спорный земельный участок на основании аукциона. Отказ в проведении аукциона при наличии нескольких заявок является незаконным. Казачье общество не обладало правом на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в порядке, предусмотренном подп. 17 п. 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда от 01.07.2016 отменить, считая выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Отзывы на жалобу суду не предоставлены.
В судебном заседании представитель администрации поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
Представитель истца просил решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11517, площадью 679,3 га, расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, примерно в 8 км на север от ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: контора сельсовета (далее - земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11517) образован в результате выделения в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, поставлен на кадастровый учет 26.06.2015, имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, принадлежит муниципальному образованию Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации от 28.07.2015 N 26 АК 262380 (запись регистрации от 28.07.2015 за номером 26-26/035-26/035/043/2015-803/1).
10 августа 2015 года КФХ Стребкова Н.В. обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517.
Письмом от 10.09.2015 N 673 администрация отказала КФХ Стребкова Н.В. в предоставлении земельного участка, мотивировав отказ тем, что в соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов не предусмотрено, и рекомендовала обратиться К(Ф)Х Стребкова Н.В. в порядке, установленном ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
27 октября 2015 года с заявлением о предоставлении названного земельного участка обратился Мишин А.О. (вх. N 718) и 02 декабря 2015 года казачье общество (вх. N 833).
В письмах от 27.10 2015 N 781 и от 22.12.2015 N 90 администрация сообщила Мишину А.О., что для предварительного предоставления в аренду земель сельскохозяйственного назначения необходимо зарегистрировать КФХ, а также информировала казачье общества о невозможности предоставления ему испрашиваемого участка в аренду в ввиду наличия судебных разбирательств.
06 апреля 2016 года казачье общество на основании Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", повторно просило администрацию выделить реестровому казачьему обществу земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11517 для производства сельскохозяйственной продукции (вх. N 401 от 07.04.2016).
Также 08 апреля 2016 года К(Ф)Х Стребкова Н.В. в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском хозяйстве) и ст. 39.18 Земельного кодекса РФ повторно обратилось заявлением в администрацию о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 в аренду на срок 49 лет для осуществления деятельности КФХ.
Для осуществления деятельности КФХ земельный участок испрашивался также КФХ Леонова Р.А. по заявлению от 08.04.2016 (вх. N 404) и КФХ Шляпникова А.А. по заявлению от 06.05.2016 (вх. N 582).
К заявлениям главы КФХ приложили соглашения о создании фермерских хозяйств, паспорта, кадастровые выписки на испрашиваемый земельный участок.
Администрация в письмах от 12.04.2016 N N 262, 263 и в письме от 22.12.2016 N 307 сообщила главам КФХ и казачьему обществу о невозможности предоставления земельного участка, поскольку он является предметом судебных разбирательств.
К(Ф)Х Стребкова Н.В. полагая, что отказ администрации в предоставлении земельного участка в аренду на торгах не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявленными требованиями в арбитражный суд.
К установленным по делу обстоятельствам суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и обоснованно удовлетворил заявленные требования, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом. В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве (в редакции, действовавшей в спорный период) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом РФ.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса РФ. Из подпунктов 12 и 15 пункта 2 указанной правовой нормы следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения; земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в указанной статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Таким образом, если в период тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, заключается договор аренды или купли-продажи или принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с единственным заявителем.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
На основании изложенного следует, что в течение тридцати дней со дня опубликования извещения при поступлении иных заявлений граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений отказывает заявителю в предоставлении земельного участка и обеспечивает предоставление земельного участка на торгах.
Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены статьей 39.11 Земельного кодекса РФ.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и КФХ.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок государственной или муниципальной собственности может быть предоставлен для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан и КФХ, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, а также КФХ, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Как установлено судом, помимо КФХ Стребкова Н.В. с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11517 для осуществления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств 08 апреля 2016 года в администрацию обратилось КФХ Леонова Р.А., а также 06 мая 2016 года КФХ Шляпникова А.А.
Следовательно, отказ администрации в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлениях КФХ о его предоставлении, не соответствует требованиям ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, а ссылка в обоснование отказа на наличие судебных разбирательств относительно спорного участка несостоятельна.
Таким образом, названный отказ подлежит признанию незаконным, поскольку нарушает права заявителя на участие в аукционе.
Доводы администрации о наличии у казачьего общества в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ преимущественное право на получение земельного участка в аренду без проведения торгов, правомерно отклонены судом первой инстанции.
При этом, судом первой инстанции правомерно учтено следующее.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом РФ (пункт 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 123.15 Гражданского кодекса РФ казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
Согласно статье 6 Постановления Правительства РФ от 22.04.1994 N 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству" казачьи общины, член казачьей общины имеют право пользоваться в местах традиционного проживания казачества, а также в местах размещения новых казачьих поселений землями и земельными участками, необходимыми для восстановления традиционного уклада жизни казачества, обеспечивающего сочетание государственной службы с решением вопросов жизнеобеспечения казачьих общин в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
В этой связи порядок определения территорий, создаваемых в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ, может быть установлен законом субъекта Российской Федерации.
Соответственно преимущественное право казачьего общества на приобретение права аренды земельного участка возникает исключительно после принятия соответствующего закона субъектом Российской Федерации, определяющего территории, создаваемые в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (в редакции, действовавшей на момент обращения казачьего общества с заявлением в администрацию) договор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением, в том числе предоставления земельного участка казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории сельских поселений и сельских населенных пунктов, находящихся на территории городских округов Ставропольского края.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городской округ представляет собой городское поселение, а в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (абзац шестой части 1 статьи 2 и пункт 5 части 1 статьи 11). При этом само по себе наделение закрытого административно-территориального образования статусом городского округа не означает изменения состава входящих в него населенных пунктов и их отнесения к той или иной категории населенных пунктов.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11517 не располагается в границах сельского поселения или сельского населенного пункта, входящих в состав территории городского округа, соответственно законом Ставропольского края не отнесен к территории, создаваемой в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, казачье общество не обладало правом на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в порядке, предусмотренном подп. 17 п. 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
При этом резолютивная часть решения суда первой инстанции, возлагающая на орган местного самоуправления совершить действия организации торгов (аукциона) на право заключения договоров аренды в отношении спорного участка, соответствует (не противоречит) положениям статьи 39.11 Земельного кодекса.
Таким образом, суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.07.2016 по делу N А63-4535/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Н.ГОДИЛО

Судьи
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Е.Г.СОМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)