Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Деркунского Андрея Николаевича - лично,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.04.2017 по делу N А32-46069/2016, принятое судьей Миргородской О.П.,
по заявлению индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Деркунского Андрея Николаевича
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
при участии третьего лица администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края,
о признании незаконным решения, обязании принять решение о предоставлении в собственность участка,
индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Деркунский Андрей Николаевич (далее - глава КФХ, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 08.12.2016 N 52-36139/16-32-20 об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого земельного участка общей площадью 250 000 кв. м с кадастровым номером 23:22:0703001:31, об обязании департамента принять решение о предоставлении главе КФХ в собственность земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи и направить проект предпринимателю с предложением о заключении в месячный срок со дня принятия решения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2017 действия департамента, выразившиеся в отказе в предоставлении предпринимателю земельного участка, признаны незаконными. Суд обязал департамент принять решение о предоставлении земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить проект договора предпринимателю. Суд также обязал департамент повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя от 27.09.2016 и принять решение, соответствующее требованиям действующего законодательства.
Судебный акт мотивирован тем, что заявитель имеет право на приобретение спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. Обстоятельства, препятствующие приватизации земельного участка, указанные департаментом в своем отказе, не подтверждаются материалами дела.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал судебный акт в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы департамент указал, что на момент рассмотрения заявления департамент располагал информацией о расположении в границах земельного участка объекта археологического наследия. Судом также не дана надлежащая оценка нахождению части спорного земельного участка в пределах береговой полосы.
В отзыве на апелляционную жалобу глава КФХ просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании предприниматель просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители департамента имущественных отношений Краснодарского края, администрации муниципального образования Новопокровский район в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением главы Новопокровского района Краснодарского края от 09.04.1999 N 104/4 главе крестьянского хозяйства "Наследие" Деркунскому А.Н. из земель фонда перераспределения предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 25 га в границах Покровской сельской администрации для производства сельхозпродукции.
В соответствии с постановлением главы Новопокровского района Краснодарского края от 04.08.2004 N 403 срок действия договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленный хозяйству из фонда перераспределения, находящийся в границах Покровского сельского округа, продлен до 1 декабря 2004 года.
Между заявителем и администрацией муниципального образования Новопокровский район 29 августа 2005 года на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 29.08.2005 N 178-з сроком на 10 лет заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:22:0703001:0031, площадью 25 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новопокровский район, в границах ПСК "Восход", участок 710, для ведения сельскохозяйственного производства.
На основании соглашения от 28.08.2015 указанный договор расторгнут по взаимному согласию сторон договора.
В свою очередь 29.08.2015 между администрацией муниципального образования Новопокровский район и главой КФХ заключено соглашение о взаимодействии в отрасли животноводства, а также новый договор N 8822000294 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:22:0703001:31 сроком на 10 лет.
Глава КФХ 27 сентября 2016 года обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:22:0703001:31.
Департамент письмом от 08.12.2016 N 52-36139/16-32-20 отказал в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:22:0703001:31. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах береговой полосы водного объекта - реки Татарка, и в его границах расположен объект археологического наследия - Курганная группа (11 насыпей), местоположение объекта х. Шевченковский, 1, 0 км к северо-востоку от восточной окраины хутора, на левом берегу р. Плоская.
Полагая, что отказ департамента не соответствует действующему законодательству, глава КФХ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункты 8, 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Согласно пунктам 1, 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 Земельного кодекса к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов прилагаются следующие документы:
- - предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса (документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия);
- - предусмотренные подпунктами 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса (документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства). Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, заявитель владеет спорным земельным участком на праве аренды в течение срока, превышающего три года. В настоящий момент земельный участок используется главой КФХ в целях сельскохозяйственного производства на основании договора от 29.08.2015 N 8822000294, заключенного сроком на 10 лет.
Применительно к рассматриваемой ситуации глава КФХ по смыслу п. 1, 2 ст. 39.17 Земельного кодекса обращается в уполномоченный орган с заявлением, содержащим сведения, указанные в пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса, а также должен представить документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотрен в приложении к приказу Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Согласно пункту 9 указанного перечня в редакции, действовавшей на момент подачи заявления (27.09.2016), при обращении с заявлением о приобретении земельного участка в собственность без проведения торгов по основанию, предусмотренному подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, за исключением документов, которые запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), посредством межведомственного информационного взаимодействия, необходимо представить документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Документами, подтверждающими, что заявитель является сельскохозяйственной организацией, в числе прочих могут являться копии расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Федеральной службы государственной статистики о присвоении кодов Общероссийских классификаторов, иные документы, подтверждающие использование земельного участка по целевому назначению.
Как следует из материалов дела вышеуказанные требования закона главой КФХ выполнены, к заявлению, содержащему все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса, приложены, в том числе документы, подтверждающие надлежащее использование земельного участка: информация о наличии ресурсов в КФХ за 2015 год (форма N 2-КФХ), форма N 2 - фермер за 2015 год, статистическая справка о сборе урожая за период 2010-2014 годы.
Согласно письму департамента от 08.12.2016 N 52-36139/16-32-20 об отказе в предоставлении государственной услуги основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность главы КФХ послужило нахождение части земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта - река Татарка, а также расположение в границах земельного участка объекта археологического наследия.
На основании подпункта 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса).
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса).
Подпунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как следует из материалов дела, в качестве доказательства нахождения части спорного земельного участка в пределах береговой полосы реки Татарка департамент сослался на акт обследования земельного участка ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 06.07.2016 N 291.
Согласно материалам дела указанные результаты обследования направлены департаменту письмом от 20.09.2016 N 2290/16-03.25 (том 1, л.д. 74).
Изучив акт обследования от 06.07.2016 N 291 и пояснительную записку к нему, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно акту обследования на момент проверки на спорном земельном участке выращивалась кукуруза на зерно, состояние земельного участка удовлетворительное. С южной стороны участок примыкает к реке Татарка (на момент обследования водной глади нет, заросла камышом).
Вместе с тем в материалы дела представлен акт повторного обследования спорного земельного участка от 04.04.2017 N 85 и пояснительная записка к нему, в которых уточнено, что расстояние от пашни до камыша составляет более 40 метров. Между пашней и камышом имеется участок, на котором камыш выжжен (том 1, л.д. 95-96).
В этой связи судом первой инстанции правомерно учтены положения части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Таким образом, департаментом не доказано, что спорный земельный участок находится в границах береговой полосы водного объекта - реки Татарка.
Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, и земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса предусматривает, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения.
К землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия (подпункт 1 пункта 1 статьи 99 Земельного кодекса).
Как следует из материалов дела, согласно информации Управления государственной охраны объектов культурного наследия от 06.04.2017 (том 1, л.д. 116) в границах земельного участка с кадастровым номером 23:22:0703001:31 какие-либо объекты культурного наследия отсутствуют, в связи с чем земельный участок не ограничен в обороте по вышеуказанным основаниям.
Довод департамента о том, что при принятии отказа департамент исходил из официальной информации, предоставленной Управлением государственной охраны объектов культурного наследия и Государственным казенным учреждением Краснодарского края "Кубаньземконтроль", не принимается судом, поскольку в письме Управления государственной охраны объектов культурного наследия от 02.12.2016 содержатся сведения о местоположении объекта археологического наследия, которые не соответствуют адресу (местоположению) земельного участка, указанному в кадастровом паспорте. Так, в письме Управления государственной охраны объектов культурного наследия от 02.12.2016 указано следующее местоположение объекта археологического наследия: Краснодарский край, Крыловской район, х. Шевченковский, 1,0 км к северо-востоку от восточной окраины хутора, на левом берегу р. Плоская. Тогда как адрес (местоположение) спорного земельного участка согласно кадастровому паспорту: Краснодарский край, Новопокровский район, в границах ПСК "Восход", участок 710. В свою очередь, в ответе государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" отсутствует указание на то, что спорный земельный участок находится в пределах 20-метровой зоны от водного объекта - реки Татарка.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о несоответствии отказа департамента в предоставлении главе КФХ в собственность за плату без проведения торгов спорного земельного участка земельному законодательству и нарушении прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2017 по делу А32-46069/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2017 N 15АП-8625/2017 ПО ДЕЛУ N А32-46069/2016
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2017 г. N 15АП-8625/2017
Дело N А32-46069/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Деркунского Андрея Николаевича - лично,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.04.2017 по делу N А32-46069/2016, принятое судьей Миргородской О.П.,
по заявлению индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Деркунского Андрея Николаевича
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
при участии третьего лица администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края,
о признании незаконным решения, обязании принять решение о предоставлении в собственность участка,
установил:
индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Деркунский Андрей Николаевич (далее - глава КФХ, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 08.12.2016 N 52-36139/16-32-20 об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого земельного участка общей площадью 250 000 кв. м с кадастровым номером 23:22:0703001:31, об обязании департамента принять решение о предоставлении главе КФХ в собственность земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи и направить проект предпринимателю с предложением о заключении в месячный срок со дня принятия решения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2017 действия департамента, выразившиеся в отказе в предоставлении предпринимателю земельного участка, признаны незаконными. Суд обязал департамент принять решение о предоставлении земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить проект договора предпринимателю. Суд также обязал департамент повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя от 27.09.2016 и принять решение, соответствующее требованиям действующего законодательства.
Судебный акт мотивирован тем, что заявитель имеет право на приобретение спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. Обстоятельства, препятствующие приватизации земельного участка, указанные департаментом в своем отказе, не подтверждаются материалами дела.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал судебный акт в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы департамент указал, что на момент рассмотрения заявления департамент располагал информацией о расположении в границах земельного участка объекта археологического наследия. Судом также не дана надлежащая оценка нахождению части спорного земельного участка в пределах береговой полосы.
В отзыве на апелляционную жалобу глава КФХ просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании предприниматель просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители департамента имущественных отношений Краснодарского края, администрации муниципального образования Новопокровский район в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением главы Новопокровского района Краснодарского края от 09.04.1999 N 104/4 главе крестьянского хозяйства "Наследие" Деркунскому А.Н. из земель фонда перераспределения предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок площадью 25 га в границах Покровской сельской администрации для производства сельхозпродукции.
В соответствии с постановлением главы Новопокровского района Краснодарского края от 04.08.2004 N 403 срок действия договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленный хозяйству из фонда перераспределения, находящийся в границах Покровского сельского округа, продлен до 1 декабря 2004 года.
Между заявителем и администрацией муниципального образования Новопокровский район 29 августа 2005 года на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 29.08.2005 N 178-з сроком на 10 лет заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:22:0703001:0031, площадью 25 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новопокровский район, в границах ПСК "Восход", участок 710, для ведения сельскохозяйственного производства.
На основании соглашения от 28.08.2015 указанный договор расторгнут по взаимному согласию сторон договора.
В свою очередь 29.08.2015 между администрацией муниципального образования Новопокровский район и главой КФХ заключено соглашение о взаимодействии в отрасли животноводства, а также новый договор N 8822000294 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:22:0703001:31 сроком на 10 лет.
Глава КФХ 27 сентября 2016 года обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:22:0703001:31.
Департамент письмом от 08.12.2016 N 52-36139/16-32-20 отказал в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:22:0703001:31. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах береговой полосы водного объекта - реки Татарка, и в его границах расположен объект археологического наследия - Курганная группа (11 насыпей), местоположение объекта х. Шевченковский, 1, 0 км к северо-востоку от восточной окраины хутора, на левом берегу р. Плоская.
Полагая, что отказ департамента не соответствует действующему законодательству, глава КФХ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункты 8, 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Согласно пунктам 1, 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 Земельного кодекса к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов прилагаются следующие документы:
- - предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса (документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия);
- - предусмотренные подпунктами 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса (документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства). Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, заявитель владеет спорным земельным участком на праве аренды в течение срока, превышающего три года. В настоящий момент земельный участок используется главой КФХ в целях сельскохозяйственного производства на основании договора от 29.08.2015 N 8822000294, заключенного сроком на 10 лет.
Применительно к рассматриваемой ситуации глава КФХ по смыслу п. 1, 2 ст. 39.17 Земельного кодекса обращается в уполномоченный орган с заявлением, содержащим сведения, указанные в пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса, а также должен представить документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотрен в приложении к приказу Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Согласно пункту 9 указанного перечня в редакции, действовавшей на момент подачи заявления (27.09.2016), при обращении с заявлением о приобретении земельного участка в собственность без проведения торгов по основанию, предусмотренному подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, за исключением документов, которые запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), посредством межведомственного информационного взаимодействия, необходимо представить документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Документами, подтверждающими, что заявитель является сельскохозяйственной организацией, в числе прочих могут являться копии расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Федеральной службы государственной статистики о присвоении кодов Общероссийских классификаторов, иные документы, подтверждающие использование земельного участка по целевому назначению.
Как следует из материалов дела вышеуказанные требования закона главой КФХ выполнены, к заявлению, содержащему все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса, приложены, в том числе документы, подтверждающие надлежащее использование земельного участка: информация о наличии ресурсов в КФХ за 2015 год (форма N 2-КФХ), форма N 2 - фермер за 2015 год, статистическая справка о сборе урожая за период 2010-2014 годы.
Согласно письму департамента от 08.12.2016 N 52-36139/16-32-20 об отказе в предоставлении государственной услуги основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность главы КФХ послужило нахождение части земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта - река Татарка, а также расположение в границах земельного участка объекта археологического наследия.
На основании подпункта 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса).
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса).
Подпунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как следует из материалов дела, в качестве доказательства нахождения части спорного земельного участка в пределах береговой полосы реки Татарка департамент сослался на акт обследования земельного участка ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 06.07.2016 N 291.
Согласно материалам дела указанные результаты обследования направлены департаменту письмом от 20.09.2016 N 2290/16-03.25 (том 1, л.д. 74).
Изучив акт обследования от 06.07.2016 N 291 и пояснительную записку к нему, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно акту обследования на момент проверки на спорном земельном участке выращивалась кукуруза на зерно, состояние земельного участка удовлетворительное. С южной стороны участок примыкает к реке Татарка (на момент обследования водной глади нет, заросла камышом).
Вместе с тем в материалы дела представлен акт повторного обследования спорного земельного участка от 04.04.2017 N 85 и пояснительная записка к нему, в которых уточнено, что расстояние от пашни до камыша составляет более 40 метров. Между пашней и камышом имеется участок, на котором камыш выжжен (том 1, л.д. 95-96).
В этой связи судом первой инстанции правомерно учтены положения части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Таким образом, департаментом не доказано, что спорный земельный участок находится в границах береговой полосы водного объекта - реки Татарка.
Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, и земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса предусматривает, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения.
К землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия (подпункт 1 пункта 1 статьи 99 Земельного кодекса).
Как следует из материалов дела, согласно информации Управления государственной охраны объектов культурного наследия от 06.04.2017 (том 1, л.д. 116) в границах земельного участка с кадастровым номером 23:22:0703001:31 какие-либо объекты культурного наследия отсутствуют, в связи с чем земельный участок не ограничен в обороте по вышеуказанным основаниям.
Довод департамента о том, что при принятии отказа департамент исходил из официальной информации, предоставленной Управлением государственной охраны объектов культурного наследия и Государственным казенным учреждением Краснодарского края "Кубаньземконтроль", не принимается судом, поскольку в письме Управления государственной охраны объектов культурного наследия от 02.12.2016 содержатся сведения о местоположении объекта археологического наследия, которые не соответствуют адресу (местоположению) земельного участка, указанному в кадастровом паспорте. Так, в письме Управления государственной охраны объектов культурного наследия от 02.12.2016 указано следующее местоположение объекта археологического наследия: Краснодарский край, Крыловской район, х. Шевченковский, 1,0 км к северо-востоку от восточной окраины хутора, на левом берегу р. Плоская. Тогда как адрес (местоположение) спорного земельного участка согласно кадастровому паспорту: Краснодарский край, Новопокровский район, в границах ПСК "Восход", участок 710. В свою очередь, в ответе государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" отсутствует указание на то, что спорный земельный участок находится в пределах 20-метровой зоны от водного объекта - реки Татарка.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о несоответствии отказа департамента в предоставлении главе КФХ в собственность за плату без проведения торгов спорного земельного участка земельному законодательству и нарушении прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2017 по делу А32-46069/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Р.Р.ИЛЮШИН
О.А.СУЛИМЕНКО
Р.Р.ИЛЮШИН
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)