Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.11.2015 ПО ДЕЛУ N А41-70884/15

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2015 г. по делу N А41-70884/15


Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Московской области в составе:
судьи Кузьминой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Шевцовой Ю.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Прометей Сервис+" к
Администрации г. Подольска Московской области
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка
при участии в судебном заседании: согласно протоколу

установил:

ООО "Прометей Сервис+" (далее - общество, заявитель) обратилось в суд к Администрации г. Подольска Московской области (далее - заинтересованное лицо) со следующими требованиями (с учетом принятых в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений):
- Признать незаконным отказ Администрации города Подольска предоставить ООО "Прометей Сервис+" в собственность за плату в размере 15% кадастровой стоимости земельный участок площадью 450 кв. м с разрешенным видом использования для строительства здания мойки с последующей эксплуатацией, категория земель - земли поселений, кадастровый номер 50:55:0000000:51, находящимся по адресу: Московская область, город Подольск, Октябрьский проспект, дом 8 б от 10.07.2015 г. N 31/2392.
- Обязать Администрацию города Подольска предоставить ООО "Прометей Сервис+" в собственность за плату в размере 15% кадастровой стоимости земельный участок площадью 450 кв. м с разрешенным видом использования для строительства здания мойки с последующей эксплуатацией, категория земель - земли поселений, кадастровый номер 50:55:0000000:51, находящимся по адресу: Московская область, город Подольск, Октябрьский проспект, дом 8б.
В судебное заседание явку обеспечили представитель заявителя и представитель заинтересованного лица.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, представитель заинтересованного лица возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
12.08.2011 г. между Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации г. Подольска Московской области и обществом был заключен договор аренды. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 50:55:0000000:51, площадью 450 кв. м, адрес: Подольск, Октябрьский проспект, д. 8Б для строительства автомойки с последующей эксплуатацией. Договор был зарегистрирован в установленном законом порядке.
10.02.2015 г. заявителем получено свидетельство о государственной регистрации на нежилое площадью 475 кв. м, кадастровый номер 50:55:0030615:45., адрес: Подольск, Октябрьский проспект, д. 8Б, что подтверждается свидетельством от 10.02.2015 г. Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:55:0000000:51.
06.02.2015 г., общество, реализуя право, предусмотренное ст. 36 ЗК РФ (в редакции на момент обращения) обратилось в Администрацию города Подольска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
10.07.2015 г. заинтересованное лицо в письме N 31/2392 отказало обществу в предоставлении в собственность земельного участка. В обоснование отказа Администрация указала, что испрашиваемый земельный входит в зону реконструкции Октябрьского проспекта с целью строительства автомобильной дороги и в зону размещения легкорельсового транспорта. В связи с изложенным, по мнению Администрации, земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ в предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно статье 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Следовательно, общество правомерно обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки. Наличие договора аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Для приобретения прав на земельный участок, в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованные лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации месячный срок со дня получения заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка.
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды земельного участка - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2.2 статьи 3).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Московской области от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления является обязательным.
Рассмотрев заявление общества, администрация отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
В обоснование отказа Администрация указала на то, что спорный земельный участок входит в зону реконструкции Октябрьского проспекта с целью дальнейшего строительства автомобильной дороги и в зону размещения легкорельсового транспорта.
В отзыве заинтересованное лицо поддержало позицию, изложенную в отказе N 31/2392. К отзыву администрация приложила письмо Главархитектуры Московской области от 12.05.2015 г. с заключением о наличии ограниченной оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером 50:55:0000000:51.
































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)