Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2017 N 16АП-4290/2015 ПО ДЕЛУ N А63-7459/2015

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2017 г. по делу N А63-7459/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чуденцовой О.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.12.2016 по делу N А63-7459/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КубаньАгроСервис", с. Кочубеевское, ОГРН 1082648001810, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1052600255993, о признании незаконным решения о досрочном прекращении права пользования недрами (судья Говорун А.А.), при участии в судебном заседании: от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края: Чубова В.В. по доверенности от 15.05.2017, Ткаченко К.В. по доверенности от 10.08.2015; от общества с ограниченной ответственностью "КубаньАгроСервис": Харций С.В. по доверенности от 12.05.2017,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "КубаньАгроСервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) о признании незаконным решения министерства от 24.04.2015 N 151 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на пользование недрами от 01.08.2011 СТВ N 00171 ТЭ.
Решением от 08.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2016, заявленные требования оставлены без удовлетворения. Судебные акты мотивированы нарушением обществом существенных условий лицензионного соглашения и истечением установленного законом трехмесячного срока со дня получения им соответствующего письменного уведомления.
Постановлением Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 21.06.2016 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.12.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 по делу отменены.
Решением от 12.12.2016 суд признал незаконным решение министерства, выраженное в приказе от 24.04.2015 N 151, о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на пользование недрами от 01.08.2011 СТВ N 00171 ТЭ.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие достоверных сведений об использовании обществом месторождения в период с 2011 по 2014 год.
Общество направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель министерства просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании решения о выделе земельных участков из земельного участка сельскохозяйственного назначения от 23.08.2011 за обществом было зарегистрировано право собственности (запись в ЕГРП от 26.09.2011 N 26-26-16/002/2011799) на земельный участок площадью 387 963 кв. м (кадастровый номер 26:15:041001:27), местоположение: Ставропольский край, Кочубеевский район, участок расположен примерно в 1000 метрах по направлению на юго-восток от ориентира ст. Барсуковская, ул. Островная, 11 (далее - земельный участок КН 26:15:041001:27).
01 августа 2011 года министерство выдало обществу лицензию на право пользования недрами СТВ N 00171 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка с последующей добычей валунно-песчано-гравийной смеси (далее - ВПГС) на участке недр Барсуковского-2 месторождения в Кочубеевском районе Ставропольского края сроком действия до 01.08.2031 (далее - лицензия).
14 октября 2011 года директором общества утвержден подготовленный ООО НПП "Кавказпроект" проект разработки и рекультивации участка Барсуковского-2 месторождения ВПГС ООО "КубаньАгроСервис" в Кочубеевском районе Ставропольского края.
Распоряжением правительства Ставропольского края от 26.11.2012 N 499-рп земельный участок КН 26:15:041001:27 был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
28 декабря 2012 года участок недр Барсуковского-2 месторождения в Кочубеевском районе Ставропольского был зарегистрирован Управлением по недропользованию по Ставропольскому краю, составлена регистрационная карта работ по геологическому изучению недр.
11 декабря 2013 года министерство утвердило заключение N 3-13 государственной экспертизы отчета "О результатах разведки на участке недр Барсуковского-2 месторождения валунно-песчано-гравийной смеси в Кочубеевском районе Ставропольского края с подсчетом запасов", которым определены запасы ВПГС по категории С1- блок 1-С в количестве 4400,0 тыс. куб. м, а также участок недр признан подготовленным для промышленного освоения.
11 ноября 2014 года министерство направило обществу уведомление N 03/1-7387 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при пользовании недрами, в котором указало на допущенные нарушения законодательства о недрах и условий лицензионного соглашения, а именно: пункта 5.1 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами, согласно которому плановая годовая производительность по добыче должна была составлять 150 тыс. куб. м; пункта 7.14 лицензионного соглашения, в соответствии с которым пользователем недр должна была представляться в министерство форма федерального государственного статистического наблюдения N 5-ГР "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых", которая, однако, с 2011 года обществом не представлялась; добыча ВПГС на лицензионном участке должна была производиться в соответствии с техническим проектом разработки, согласованным и утвержденным в установленном порядке, который обществом в нарушение пункта 5.2 лицензионного соглашения подготовлен не был.
Вышеназванным уведомлением обществу предписывалось в трехмесячный срок устранить допущенные нарушения законодательства о недрах и условий лицензионного соглашения и представить в министерство соответствующую информацию.
Данное уведомление было направлено 11.11.2014 в адрес общества, в подтверждение чего министерством представлено почтовое уведомление о вручении, согласно которому почтовое отправление было получено 18.11.2014 Канашевым Д.Н.
Приказом от 24.04.2015 N 151 министерство досрочно прекратило право пользования обществом недрами по лицензии. Прекращение права пользования недрами произведено министерством на основании пунктов 1, 2, 5 части 2 статьи 20 и части 4 статьи 21 Закона РФ "О недрах" (далее - Закон о недрах) и мотивировано нарушением пользователем недр существенных условий лицензионного соглашения, а также истечением трех месяцев со дня получения им соответствующего письменного уведомления.
О досрочном прекращении права пользования недрами общество уведомлено министерством письмом от 24.04.2015 N 02/1-2759.
Считая приказ министерства незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами определен статьей 21 Закона о недрах и пунктом 15.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, в соответствии с которыми в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Определяя правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, Закон о недрах обеспечивает защиту как интересов государства, так и прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами: согласно части 1 статьи 11 данного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
При этом интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона о недрах) обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункты 2 и 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах), тогда как права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами. Так, согласно части 4 статьи 21 названного закона в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В случае несогласия с решением о прекращении права пользования недрами, пользователь недр вправе обжаловать его в судебном порядке (часть 4 статьи 20, статья 50 Закона о недрах), что, соответственно, предполагает проверку доводов заявителя относительно фактических обстоятельств, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования.
Системный анализ вышеперечисленных норм права показал, что законодатель допускает досрочное прекращение лицензии на право пользования недрами в случае выявления нарушений пользователем недр ее существенных условий. Вместе с тем соответствующее решение уполномоченным органом может быть принято лишь по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, что в указанный срок пользователь не обеспечил их устранение.
Из представленных обществом дополнительных пояснений, подписанных директором общества Степановым В.А., следует, что на предприятии в период 2014-2016 года. отсутствовала должность секретаря-референта, отвечающего за получение и отправку почтовой корреспонденции. Выполнение данных обязанностей было возложено непосредственно на директора - Степанова В.А., действующего в качестве единоличного исполнительного органа. Представлена выписка из штатного расписания, подписанная директором, из которой видно, что в штате организации должность секретаря-референта не значится.
При этом представитель заявителя возражал относительно получения его организацией уведомления от 11.11.2014 N 03/1-7387 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при пользовании недрами, сославшись на отсутствие по состоянию на 18.11.2014 в штате общества работника по фамилии: "Канашев" с инициалами имени, отчества: "Д.Н." или иного лица, уполномоченного доверенностью на получение в отделениях почтовой связи корреспонденции, поступающей в адресе общества.
Таким образом, судом установлено, что по состоянию на 18.11.2014 единственным работником общества, имевшим полномочия на получение поступающей в адрес организации корреспонденции, был директор Степанов В.А., который, однако, уведомление от 11.11.2014 N 03/1-7387 не получал, тогда как данное почтовое сообщение было вручено гр. Канашеву Д.Н., не являющемуся полномочным представителем общества и не состоящему с ним в трудовых отношениях.
С учетом изложенного, установленный Законом о недрах порядок досрочного прекращения права пользования недрами, гарантирующий защиту прав и законных интересов пользователя недр, не может быть признан соблюденным. Общество, будучи не уведомленным о допущенных им нарушениях законодательства о недрах, фактически было лишено возможности их устранения в течение трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 21 названного закона.
Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Названной статьей Закона о недрах предусмотрено, что порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, содержит требования, которым должна соответствовать указанная проектная документация.
Так, пункт 5 Положения (в редакции, действовавшей на момент получения заявителем лицензии) предусматривал обязательное согласование проектной документация с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом до ее утверждения пользователем недр. При этом организационное обеспечение деятельности комиссии возлагалось на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
Приказом Управления по недропользованию по Ставропольскому краю от 08.06.2010 N 29-п (далее - приказ N 29-п) в целях обеспечения исполнения государственной функции по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых была создана территориальная комиссия по разработке месторождений твердых полезных ископаемых.
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.11.2013 N 952 был реорганизован Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Департамент). В результате проведенных реорганизационных мероприятий Управление по недропользованию по Ставропольскому краю было присоединено к Департаменту, изменив свое правовое положение на отдел геологии и лицензирования.
В связи с проведенной реорганизацией ранее созданная приказом N 29-п комиссия по разработке месторождений твердых полезных ископаемых фактически прекратила свое существование.
03 апреля 2015 года министерством был издан приказ N 99, утвердивший Положение о комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения на территории Ставропольского края.
С учетом изложенного, что в период с ноября 2013 по апрель 2015 комиссия по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, связанных с пользованием участками недр местного значения на территории Ставропольского края, не существовала. Соответственно, возможность согласования с указанной комиссией проекта разработки и рекультивации участка Барсуковского-2 месторождения ВПГС у общества отсутствовала ввиду объективных причин.
В силу статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в т.ч. случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Пунктом 12.1. подписанного сторонами лицензионного соглашения к лицензии СТВ N 00171 ТЭ предусмотрены существенные условия, несоблюдение которых является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами на лицензионном участке, в частности пункты 4.1, 5.2, 5.4, 7.1.
Как видно из уведомления об устранении нарушений законодательства РФ при пользовании недрами от 11.11.2014 N 03/1-7387, обществу из существенных условий лицензионного соглашения вменено нарушение пункта 5.2, согласно которому пользователь недр должен был осуществлять добычу ВПГС в соответствии с проектом разработки месторождения, согласованным и утвержденным в установленном законодательством порядке. При этом в уведомлении указано на отсутствие "технического проекта разработки", что не соответствует фактической формулировке пункта 5.2. лицензионного соглашения.
При этом из материалов дела следует, что 27.03.2015 общество, учитывая фактическое отсутствие комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, обратилось с заявлением в министерство, в котором просило рассмотреть и согласовать проектно-техническую документацию на разработку и рекультивацию участка Барсуковского-2 месторождения ВПГС в Кочубеевском районе Ставропольского края с приложением соответствующего пакета документов.
09 апреля 2015 года государственным инспектором Центрального комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны среды Ставропольского края (далее - государственный инспектор) в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении N 33 в связи с отсутствием по состоянию на 23.03.2015 утвержденного в установленном законодательством порядке технического проекта разработки и рекультивации.
На основании указанного протокола государственным инспектором директору общества Степанову В.А. было выписано предписание N 27 от 09.04.2015 об устранении нарушений законодательства в сфере недропользования, в соответствии с которым было предписано в срок до 09.10.2015 разработать и утвердить в установленном порядке технический проект.
Таким образом, оспариваемое решение о досрочном прекращении права пользования обществом недрами по лицензии на пользование недрами от 01.08.2011 СТВ N 00171 ТЭ было принято в период действия предписания со сроком исполнения "до 09.10.2015".
По результатам заседания комиссии по согласованию документации по участкам недр местного значения протоколом от 24.04.2015 г. N 03-2015 в связи с выявлением некоторых технических недостатков в представленной обществом проектной документации в соответствии с пунктом 16 Положения о комиссии заявителю было отказано в ее согласовании.
28 мая 2015 года общество, устранив указанные комиссией нарушения, повторно направило на рассмотрение в адрес министерства проектно-техническую документацию.
Письмом от 17.06.2015 N 02/1-4091 министерство отклонило согласование проекта в связи с принятым ранее приказом от 24.04.2015 N 151 о досрочном прекращении права пользования обществом недрами по лицензии от 01.08.2011 СТВ N 00171 ТЭ.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое решение министерства не соответствует требованиям статьи 21 Закона о недрах, поскольку принято в нарушение положений о соблюдении трехмесячного срока со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях.
При этом уведомление от 11.11.2014 было фактически получено обществом лишь 23.06.2015 по запросу о предоставлении его копии, направленному в министерство 03.06.2015, после чего заявителем были предприняты все необходимые действия по устранению допущенных нарушений законодательства о недрах и условий лицензионного соглашения.
В силу положений статьи 22 Закона о недрах, а также согласно условиям лицензионного соглашения недропользователь ежегодно обязан обеспечить представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 N 215 утвержден Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации.
По смыслу положений вышеуказанной статьи Закона о недрах и постановления Правительства РФ недропользователь, ведущий разведку и разработку месторождений по объектам недропользования, должен ежегодно предоставлять в министерство сведения о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых по формам отчетности N 5-ГР, подготовленные согласно инструкции по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов, что также должно сопровождаться пояснительной запиской.
Письмом от 19.12.2014 N 23 общество предоставило в адрес министерства государственную статистическую отчетность: сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых (ВПГС) по форме N 5-ГР за 2011-2014 годы, согласно которым добыча на Барсуковском-2 месторождении в рамках лицензии на право пользования недрами СТВ N 00171 ТЭ не производилась в связи с разработкой проектной документации.
Таким образом, в период с 2011 по 2014 год обществом добыча на лицензионном участке не осуществлялась, что подтверждается имеющимися в деле формами федерального государственного статистического наблюдения N 5-ГР за 2011-2014 годы. Судом установлено, что данные формы отчетности впервые были представлены обществом в министерство в декабре 2014 года с отсутствием данных о движении балансовых запасов.
Кроме того, об отсутствии добычи со стороны общества также свидетельствует имеющаяся в деле форма государственного статистического наблюдения N 2-ЛС. Тогда как представленные в дело налоговые декларации по НДПИ общества за январь и февраль 2015 года подтверждают ведение им хозяйственной деятельности в рамках разведочных работ, необходимых для целей последующей добычи, что соответствует лицензии СТВ N 00171 ТЭ и условиям лицензионного соглашения.
Изложенное свидетельствует о недоказанности обстоятельств, связанных с осуществлением обществом добычи ВПГС, повлекшей возникновение непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.12.2016 по делу N А63-7459/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ

Судьи
Е.В.ЖУКОВ
Е.Г.СОМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)