Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.07.2017 N 33-6158/2017

Требование: О признании недействительным договора аренды земельного участка и истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Прокурор указал, что спорный земельный участок расположен в границах лесничества Минобороны России, относится к землям, находящимся в федеральной собственности, ответчик превысил свои полномочия, предоставив его в собственность физическому лицу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2017 г. N 33-6158/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего ... Е.В.
судей ....А., ... В.Г.
при секретаре ... Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Владивостокского гарнизона в защиту публичных интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Департаменту земельных и имущественных отношений <адрес>, ФИО1, ФИО2, ФИО5 о признании недействительным договора аренды земельного участка и истребовании земельного участка из чужого незаконного владения
по апелляционному представлению Военного прокурора Владивостокского гарнизона
на решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении вышеуказанных исковых требованиях Военного прокурора Владивостокского гарнизона в защиту публичных интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО17, выслушав прокурора ФИО11, ФИО4 ДЗИО ПК - ФИО12, ФИО4 администрации г. ФИО13, ФИО2 и ФИО4 ФИО14, ФИО4 Владивостокского лесничества МО РФ - ФИО15, судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Владивостокского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов РФ в лице МО РФ указав, что Военной прокуратурой Владивостокского гарнизона проведена проверка по вопросу законности предоставления ДЗИО ПК в собственность бесплатно из земель населенных пунктов ФИО1 земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв. м, разрешенное использование: ведение дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. Установлено, что на основании п. 2 распоряжения ДЗИО ПК от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 предоставлен в собственность бесплатно из земель населенных пунктов указанный земельный участок. Согласно заключению специалиста ООО "Приморское бюро судебных экспертиз" от ДД.ММ.ГГГГ N, земельный участок с кадастровым номером N, площадью 2050 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, полностью налагается на земли Владивостокского лесничества МО РФ (квартал 24, выдел 22, границы которого указаны на планшете N лесоустройство ДД.ММ.ГГГГ При проведении исследования специалистом, ситуационный план, обозначенный на планшете N лесоустройство ДД.ММ.ГГГГ года, в электронном виде совмещен с рельефом местности (ручьями) и искусственными сооружениями (автодорогами), нанесенными на базовой карте ФИО4 в кадастровом квартале N. Поскольку спорный земельный участок расположен в границах Владивостокского лесничества Минобороны России, относится к землям, находящимся в федеральной собственности, ДЗИО ПК превысил свои полномочия, предоставив его в собственность ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастре недвижимости учтен земельный участок, имеющий в настоящее время кадастровый N, площадью N кв. м N га) с разрешенным использованием: земельные участки, отведенные воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, граница которого не установлена в соответствии с требованиями действующего в настоящее время законодательства. Согласно Порядку закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Военному лесничеству N по акту от ДД.ММ.ГГГГ переданы леса общей площадью N га, расположенные в <адрес>, из числа лесов, закрепленных распоряжением Совмина ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N-рс. При этом границы отведенной лесной площади указаны в п. 3 акта приема лесных площадей с исключением из государственного лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ осуществлена постановка на кадастровый учет земельного участка, занимаемого лесами Владивостокского лесничества Минобороны России, с присвоением кадастрового номера N. Приказом ДЗИО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Военно-морских сил Министерства обороны ФИО3 земельным участком с кадастровым номером N и земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ. Поскольку лесной участок, расположенный в настоящее время в квартале 24, выделе 22 Владивостокского лесничества МО РФ, предоставлен ВС РФ и относится к лесам МО РФ, то данный участок является федеральной собственностью. Полномочия МО РФ по управлению имуществом ВС РФ осуществляет ДЗИО МО РФ, однако, решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в собственность ФИО1 принято ДЗИО ПК, то есть лицом, не уполномоченным от имени собственника на распоряжение земельным участком, превысившим свои полномочия, следовательно распоряжение ДЗИО ПК от ДД.ММ.ГГГГ N-рз является ничтожной сделкой.
Просил суд признать недействительным п. 2 распоряжения ДЗИО ПК от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>", применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возложения на ФИО1 обязанности передать земельный участок с кадастровым номером N площадью N кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир нежилое строение; участок находится примерно в 315 м от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: <адрес>, согласно прилагаемому кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, разрешенное использование: ведение дачного хозяйства, в федеральную собственность МО РФ по акту приема-передачи в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела были уточнены исковые требования; просил суд признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ДЗИО ПК и ФИО5, истребовать из чужого незаконного владения ФИО2 земельный участок с кадастровым номером N, площадью N кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, путем возложения на ФИО2 обязанности передать указанный земельный участок в федеральную собственность МО РФ в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник Военного прокурора Владивостокского гарнизона ФИО11 на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске. Указал, что несмотря на то, что в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером N категория земель не установлена, к указанному земельному участку применим правовой режим земель лесного фонда. Имеющимися в деле доказательствами подтверждена принадлежность земельного участка с кадастровым номером N к собственности РФ.
ФИО4 ответчика ДЗИО ПК просила отказать в удовлетворении заявленных требований, представлен письменный отзыв. Пояснила, что площадь, граница, конфигурация, вид разрешенного использования спорного земельного участка установлены в соответствии с распоряжением УГА администрации <адрес>. В отношении спорного земельного участка был осуществлен кадастровый учет и внесены сведения в ГКН. Согласно кадастрового паспорта спорного земельного участка, расположен на землях населенных пунктов, также ГКН не содержит сведений о наличии каких-либо ограничений или обременении по расположению спорного земельного в землях Владивостокского лесничества. Кадастровый учет спорного земельного участка осуществлен ДД.ММ.ГГГГ, в то время как из иска не следует, что в отношении участка Владивостокского лесничества МО РФ (квартал 24, выдел 22) осуществлен кадастровый учет. Думой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение N "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правила землепользования и застройки ВГО, утверждены решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Администрации ПК от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема территориального планирования ПК, где были отражены границы ВГО, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности. Согласно генеральному плану ВГО спорный земельный участок находится в населенном пункте <адрес> и относится к землям населенных пунктов; истец не доказал, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, на которые МО РФ обладает исключительным правом собственности.
Согласно ответу КГКУ "УЗИ" N ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка с кадастровым номером N установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка с кадастровым номером N не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В связи с чем, предоставить информацию о наличии пересечения границ земельного участка с кадастровым номером N с границами земельного участка с кадастровым номером N не представляется возможным. Нахождение земельного участка в землях населенных пунктов подтверждено кадастровым паспортом, оснований для отказа в его предоставлении ДЗИО ПК не имел. Просит суд в удовлетворении уточненных исковых требований отказать в полном объеме.
ФИО4 третьего лица администрации <адрес> возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, представлен письменный отзыв. Администрация <адрес> не согласна с доводами, что закрепление лесов за Министерством обороны РФ осуществлено распоряжением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N, что предоставленный ФИО1 земельный участок относится к федеральной собственности. Указанным распоряжением на Министерство сельского хозяйства ФИО3 была возложена обязанность закрепить леса на земельных участках за МО ФИО3, но необходимо учитывать, что указанное распоряжение возлагает обязанность на Министерство сельского хозяйства ФИО3 закрепить за МО РФ леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям, но не осуществляет самого закрепления лесов, которое должно было осуществляться в рамках дополнительно осуществляемых процедур. Доказательства, свидетельствующие об исполнения указанной обязанности, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, акт о передаче лесов от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о границах передаваемых земель и не содержит приложений, которые должны отражать сведения о таких земельных участках. Сводный акт о передаче лесов от ДД.ММ.ГГГГ также сведений о границах передаваемых земель не содержит. Поскольку отсутствуют данные о границах и площади земельного участка, представленного МО РФ, то довод, что закрепление лесов за МО РФ фактически осуществлено распоряжением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным, вывод о принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности не основан на доказательствах. Не согласны с доводом, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда. Согласно сведениям кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером N относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства". ДЗИО ПК законно распорядился спорным земельным участком. Просит суд в удовлетворении уточненных исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению. Спорный земельный участок входит в границы Владивостокского лесничества МО РФ, относится к федеральной собственности. Лесоустройство территории производилось в 2002 году и вхождение спорного земельного участка в границы лесничества подтверждаются, в том числе и материалами лесоустройства (таксационное описание, план лесонасаждений, планшеты).
В судебном заседании к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ФИО2 и ФИО5.
Ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО5 в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель Управления Росреестра по ПК, привлеченный в качестве третьего лица в судебное заседание не явился, представил в суд письменный отзыв.
Представитель МО РФ в судебное заседание не явился, представил в суд письменный отзыв.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился военный прокурор Владивостокского гарнизона подано апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда.
В возражениях на апелляционное представление, представитель администрации просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
В возражениях на апелляционное представление, представитель Владивостокского лесничества Минобороны России, просит требования представления удовлетворить в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов представления, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований военного прокурора Владивостокского гарнизона, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 3, ст. 56, 67 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 6, ст. 7, ст. 23, ст. 92, ст. 101 ЛК РФ, ч. 1 ст. 93 ЗК РФ, п. 10 ст. 1 ФЗ от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", исходил из того, что в материалах дела отсутствуют сведения о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером N за ФГКУ "ФИО4 лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ; что границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что не позволяет однозначно определить его как индивидуально-определенную вещь; что материалами дела не подтверждено наложение земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером N, что земельный участок с кадастровым номером N находится в его границах и относится к землям лесного фонда и является федеральной собственностью; что Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> в пределах своей компетенции распорядился земельным участком с кадастровым номером N с учетом целевого назначения и разрешенного использования земли, поскольку данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в деле доказательствами которые были оценены судом первой инстанции по правилам ст. 67 ГПК РФ.
В обоснование апелляционного представления Военный прокурор Владивостокского гарнизона, указал на то, что постановленное выше решение является незаконным, необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно заключению специалиста ООО "Приморское бюро судебных экспертиз" от ДД.ММ.ГГГГ N/ЭН-16 земельный участок с кадастровым номером N площадью 2050 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, полностью налагается на земли Владивостокского лесничества Минобороны России (квартал 24, выдел 22, границы которого указаны на планшете N лесоустройство N). Площадь наложения земельного участка с кадастровым номером N на земли Владивостокского лесничества Минобороны России равна N кв. м, что составляет 100% площади данного земельного участка. При проведении исследования специалистом ситуационный план, обозначенный на планшете N лесоустройство N, в электронном виде совмещен с рельефом местности (ручьями) и искусственными сооружениями (автодорогами), нанесенными на базовой карте ФИО4 в кадастровом квартале N В результате компьютерной обработки на планшет N лесоустройство 2002 нанесены границы земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв. м В результате информационно-сравнительного анализа сведений государственного кадастра недвижимости, графического материала установлен факт наложения земельного участка с кадастровым номером N на земли Владивостокского лесничества Минобороны России (квартал 24, квартал 22, границы которого указан на планшете N лесоустройство N). При этом ответчиком заключение другого специалиста, а также иные доказательства, опровергающие выводы специалиста ООО "Приморское бюро судебных экспертиз", в материалы дела не представлены. Удостоверяет право на спорный земельный участок распоряжение ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N и то, что ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастре недвижимости учтен спорный земельный участок, имеющий в настоящее время кадастровый N, площадью N кв. м, с разрешенным использованием: земельные участки, отведенные воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, границы которых не установлены в соответствии с требованиями действующего в настоящее время законодательства. Учитывая, что в границах земельного участка Владивостокского лесничества Минобороны России проведено лесоустройство, предусмотренное ст. 67 ЛК РФ, то в силу 7 ЛК РФ земельный участок с кадастровым номером N является лесным участком и в силу п. 6 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" соответствует участку лесного фонда. Следовательно, несмотря на то, что в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером N категория земель не установлена, к указанному земельному участку Владивостокского лесничества Минобороны России в силу закона применим правовой режим земель лесного фонда. Полагает, что совокупность представленных доказательств а также норм подтверждает принадлежность земельного участка с кадастровым номером N к собственности Российской Федерации, то есть несмотря на отсутствие государственной регистрации права собственности указанное право принадлежит Российской Федерации в силу закона.
Данные доводы являются несостоятельными и не могут повлечь отмены решения суда, в силу следующего.
Из материалов дела следует, что распоряжением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N-рс на Минсельхоз ФИО3 возложена обязанность закрепить за Военно-морскими силами Министерства обороны ФИО3 леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, а Министерству обороны ФИО3 предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке.
Впоследствии в соответствии с "Порядком закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, военному лесничеству N по акту от ДД.ММ.ГГГГ были переданы леса общей площадью 16164 га, расположенные в <адрес>, из числа лесов, закрепленных распоряжением Совмина ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N-рс.
На основании сводного акта о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Военному лесничеству N от Владивостокского лесхоза были переданы леса общей площадью 16194 га, расположенные в <адрес>, с указанием в качестве обосновывающего документа на распоряжение ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N-рс.
Судебная коллегия, как и суд первой инстанции, приходит к выводу, что указанное выше распоряжение только возлагает обязанность на Министерство сельского хозяйства ФИО3 закрепить за Министерством обороны ФИО3 леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям, но не осуществляет самого закрепления лесов, которое должно было осуществляться в рамках дополнительно осуществляемых процедур. Доказательств, свидетельствующих об исполнении указанной выше обязанности в материалах дела отсутствует, кадастровый учет с определением координат границ лесных участков не осуществлялся.
Таким образом, довод апелляционного представления, что земельный участок, предоставленный ФИО1, принадлежит Министерству Обороны РФ, является несостоятельным.
Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 был предоставлен в аренду сроком на 49 лет из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером N, площадью N кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, согласно прилагаемому паспорту земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, для ведения дачного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом земельных и имущественных отношений <адрес> и ФИО5 заключен договор аренды земельного участка N, в соответствии с условиями которого, Департамент земельных и имущественных отношений <адрес> предоставил ФИО5 в аренду земельный участок с кадастровым номером N площадью N кв. м, из земель населенных пунктов, расположенных по адресу: <адрес>, для использования в целях ведения дачного хозяйства на 49 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом земельных и имущественных отношений <адрес> и ФИО5 был подписан акт приема-передачи спорного данного земельного участка.
Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> N-рз от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми, по тексту договора слова: "ФИО5" заменены словами "ФИО6".
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО16 и ФИО1 было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору N от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> N от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено право аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером N и этим же распоряжением данный земельный участок был передан ФИО1 в собственность.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 был заключен договор купли-продажи данного земельного участка.
Сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером N к лесным участкам, входящим в состав лесного фонда Российской Федерации, не имеется. Также отсутствуют сведения о закреплении этого участка за N лесничеством Министерства обороны РФ и о его включении в N квартал, выдела N указанного лесничества.
Судом установлено, что спорный земельный участок, предоставленный ФИО5 находится в границах Владивостокского городского округа, генеральный план которого утвержден решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N, весь земельный участок с кадастровым номером N относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства". При этом проект Генерального плана ВГО ДД.ММ.ГГГГ был согласован с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации.
В соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа земельный участок полностью расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4). Причин, по которым следовало признать недостоверным имеющийся в материалах дела фрагмент карты, не имеется.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и не является землями лесного фонда.
Судебная коллегия соглашается с доводами ответчика и третьего лица, что прокурором неправильно истолкованы положения Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ".
Так, действительно согласно статье 3 Федерального закона N 201-ФЗ земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 4.2 закона установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. При этом указанное положение применяется с 01.03.2008.
Согласно части 3 статьи 4.3 Федерального закона N 201-ФЗ право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
В соответствии со статьей 10 закона распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ в постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке отдельных положений о лесном фонде с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно статьям 10 и 11 Лесного кодекса РФ лесной фонд составляет только часть лесных природных ресурсов, в него не входят леса, расположенные на землях обороны, на землях городских поселений - городские леса, а также древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права следует, что в случае если до введения в действие Лесного кодекса РФ права Российской Федерации или ограничения (обременения) этого права и сделки с лесными участками были зарегистрированы в установленном законом порядке, то такие лесные участки признаются в силу статьи 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ ранее учтенными объектами недвижимости и право собственности на них считается разграниченным.
В случае если права Российской Федерации или ограничения (обременения) этого права и сделки с лесными участками в установленном законом порядке были не зарегистрированы, то такой лесной участок является неразграниченным и применяются положения статьи 10 Федерального закона N 201-ФЗ, в которой указано что распоряжение такими участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В рассматриваемом случае права Российской Федерации, ограничения (обременения) этого права, а также сделки с лесным участком Владивостокского лесничества Министерства обороны РФ в установленном законом порядке не зарегистрированы, то он является не разграниченным и его распоряжение осуществляет указанный выше орган.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Поскольку участок Владивостокского лесничества Министерства обороны РФ является не разграниченным, то права Российской Федерации предоставлением земельного участка с кадастровым номером N ФИО1 не нарушены.
Ссылка в представлении о том, что неопровержимым доказательством, свидетельствующий о недействительности договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного Департаментом земельных и имущественных отношений <адрес> с ФИО5, является заключение специалиста ООО "Приморское бюро судебных экспертиз" от ДД.ММ.ГГГГ N, что согласно выводам эксперта спорный земельный участок с кадастровым номером N налагается на земли Владивостокского лесничества Минобороны России, не может повлечь отмены решения суда.
В материалах дела действительно имеется заключение специалиста ООО "Приморское бюро судебных экспертиз" N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, на земли Владивостокского лесничества Минобороны России равна N кв. м, что составляет 100% площади данного участка. Проведенным исследованием установлено: в состав земельного участка, закрепленного за Владивостокским лесничеством МО РФ, полностью входит земельный участок с кадастровым номером N площадью N кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. Границы земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, пересекают границы земельного участка Владивостокского лесничества Минобороны России, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером N. Земельный участок с кадастровым номером N площадью N кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, полностью налагается на земли Владивостокского лесничества Минобороны России, лесничество N, квартал 24, выдел 22, границы которого указаны на планшете N лесоустройство ДД.ММ.ГГГГ года.
Из исследовательской части заключения специалиста ООО "Приморское бюро судебных экспертиз" N/ЭН-16 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что для проведения исследования ситуационный план, обозначенный на планшете N лесоустройство ДД.ММ.ГГГГ года, в электронном виде был совмещен с рельефом местности (ручьями) и искусственными сооружениям (автодорогами), нанесенными на базовой карте ФИО4 в кадастровом квартале N. В результате компьютерной обработки на планшет N лесоустройство ДД.ММ.ГГГГ года были нанесены границы земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам компьютерной обработки графического материала составлена обзорная схема расположения земельного участка с кадастровым номером N на планшете N лесоустройство ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии, с которым и выявлены наложения границ земельных участков.
Однако, из исследовательской части заключения специалиста ООО "Приморское бюро судебных экспертиз" N от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что границы земельного участка с кадастровым номером N не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. При проведении исследования был использован графический материал - электронная копия планшета N лесоустройство ДД.ММ.ГГГГ. лесничество N. Границы земель Владивостокского лесничества Минобороны России, изображенные на планшете N лесоустройство ДД.ММ.ГГГГ не позволяют однозначно определить земельный участок Владивостокского лесничества Минобороны России как индивидуально-определенную вещь. Земельный участок приобретает признаки индивидуально-определенной вещи лишь после его формирования и определения границ участка в установленном законом порядке.
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" одной из уникальных характеристик объекта недвижимости вносимых в ГКН, по которым определяется его местоположение и существование в натуре является описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Также не содержит сведений об основаниях установления границ лесничества и Лесоустроительный проект организации и ведения лесного хозяйства Лесничества N.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что представленные материалы лесоустройства, а также обстоятельство и порядок проведения такового в ДД.ММ.ГГГГ применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора, не являются сами по себе бесспорными доказательствами отнесения соответствующей части территории военному лесничеству. Границы земель Владивостокского лесничества Минобороны России, изображенные на планшете N ДД.ММ.ГГГГ, не позволяют однозначно определить земельный участок Владивостокского лесничества Минобороны России как индивидуально-определенную вещь.
Допустимых и достаточных доказательств того, что спорный земельный участок с кадастровым номером N принадлежащий ФИО2 входит в состав земель, отнесенных к лесному фонду, принадлежащих Министерству обороны РФ, военным прокурором суду апелляционной инстанции в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено, в связи с чем, судебная коллегия не имеет оснований ставить под сомнения выводы суда, приведенные в его решении.
Доводы апелляционного представления со ссылкой на положения ст. ст. 301, 302, 167, 168 ГК РФ, что земельный участок с кадастровым номером N, входящий в границы земельного участка с кадастровым номером N незаконно выбыл из собственности Российской Федерации помимо ее воли, без законных на то оснований, что она вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, что ФИО2 не является добросовестным приобретателем данного недвижимого имущества, не могут повлечь отмену решения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Однако, таких доказательств принадлежности земельного участка, находящегося в настоящее время в собственности у ФИО2 Министерству Обороны РФ, нахождения его в федеральной собственности, прокурором суду не представлено, что указано ранее.
Как было указано ранее, в соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Таким образом, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Вместе с тем, в судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав МО РФ предоставлением ФИО5 спорного земельного участка.
Учитывая изложенное, доводы апелляционного представления не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения, поскольку они не свидетельствуют о нарушении судом норм права при разрешении спора, аналогичны обстоятельствам, на которые истец ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционное представление военного прокурора Владивостокского военного гарнизона - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)