Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2017 N 07АП-7770/2017 ПО ДЕЛУ N А45-11834/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2017 г. по делу N А45-11834/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Колупаевой Л.А., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Недбайкина А.В. по доверенности от 30.05.2017 (на 3 года),
от заинтересованного лица: без участия,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 июля 2017 года по делу N А45-11834/2017 (судья Бутенко Е.И.)
по заявлению Администрации Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (ОГРН 1025404359760, ИНН 5433107578, 630553, Новосибирская область, с. Новолуговое, ул. Андреева 57)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (ОГРН 1095406019170, ИНН 5407063282, 630004, г. Новосибирск, ул. Революции, 38)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134, 109012, г. Москва, пер. Никольский, 9)
о признании незаконным отказа в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельных участков, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:

Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - Управление) о признании незаконным выраженного в письмах от 22.05.2017 N НК-3928/05 ТУ Росимущества в Новосибирской области, от 27.04.2017 N ЕГ-10/16704 Росимущества отказа в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельных участков площадью 4260312 кв. м и 648250 кв. м, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368 в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 54:19:142601, представленными заявителем; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя: не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области указанных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, третье лицо).
Решением от 18.07.2017 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены, признан незаконным, не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации отказ Управления в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельных участков, площадью 4260312 кв. м и 648250 кв. м, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368 в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 54:19:142601.
Суд обязал Управление не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять и направить Администрации решение о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельных участков, площадью 4260312 кв. м и 648250 кв. м, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368 в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 54:19:142601.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что Управление не имеет самостоятельных полномочий по разделу испрашиваемого земельного участка и не принимало решение об отказе.
Управление по поручению Росимущества принимает решения об образовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности площадью более 10 гектар.
Площадь земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368, из которого заявитель просит образовать земельные участки с целью последующей передачи в муниципальную собственность, составляет более 10 га, следовательно Управление не наделено полномочиями по принятию решения об образовании испрашиваемого земельного участка при отсутствии соответствующего поручения Росимущества.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Письменные отзывы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от Администрации и третьего лица не представлены.
Представитель Администрации в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в суде первой инстанции и заявлении при обращении в суд.
Управление и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Администрации, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, в границах муниципального образования Новолуговской сельсовет Новосибирского района Новосибирской области расположен земельный участок с кадастровым номером 54:19:000000:368 (единое землепользование), находящийся в собственности Российской Федерации, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадь (по состоянию на 29.12.2016 года) - 13 047 415 кв. м (далее - исходный земельный участок).
Исходный земельный участок является свободным от прав третьих лиц, не предоставлен кому-либо на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
30.12.2016 Администрация обратилась к Управлению с заявлением о передаче в муниципальную собственность земельных участков: площадью 4260312 кв. м, площадью 648250 кв. м, которые предстоит образовать из исходного земельного участка в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 54:19:142601 (далее - испрашиваемые земельные участки).
Письмом от 24.01.2017 N НК-382/05 заинтересованное лицо потребовало подтвердить отсутствие объектов федерального или регионального значения на испрашиваемых земельных участках, а также представить перечень всех объектов недвижимого имущества, находящихся на испрашиваемых земельных участках.
Письмом (входящий от 06.02.2017 N 1423) заявитель сообщил об отсутствии объектов федерального или регионального значения на испрашиваемых земельных участках.
Дополнительным письмом (входящий от 22.02.2017 N 2279) заявитель сообщил об отсутствии иных объектов недвижимого имущества на испрашиваемых земельных участках, в подтверждение представил заключение кадастрового инженера Иванова С.Г., а также предоставил информацию об объектах недвижимого имущества, расположенных в границах исходного земельного участка.
Письмом от 02.03.2017 N НК-1552/05 Управление сообщило о выявленных несоответствиях в площади исходного земельного участка по данным ГКН и ЕГРП.
Письмом от 20.03.2017 N НК-2094/05 Управление уведомило Администрацию о направлении Росимуществу пакета документов для принятия решения о разделе исходного земельного участка, приложив копию соответствующего обращения (исходящий от 20.03.2017 N НК-2085/05).
Письмом от 22.05.2017 N НК-3928/05 Управление сообщило о результатах рассмотрения Росимуществом заявления Администрации, приложив копия ответа от 27.04.2017 N ЕГ-10/16704, из которого следуют следующие основания для отказа в передаче испрашиваемых земельных участков:
1. Представленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе не соответствует требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762), далее - требования.
В частности в представленной схеме отсутствуют:
- - обозначение красных линий;
- - обозначение границ исходного земельного участка;
- - указание номеров координат характерных точек границ образуемых земельных участков;
- - изображение объектов естественного или искусственного происхождения.
Кроме того, по мнению Росимущества, целесообразно представить единую схему расположения двух испрашиваемых земельных участков на КПТ.
2. По мнению Росимущества, заявитель неправомерно не представил заключение "БТИ по Новосибирской области".
Администрация, не согласившись с ответом Управления, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельных участков и обязании устранить допущенные нарушения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа Управления в передаче в муниципальную собственность Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельных участков.
Вывод суда первой инстанции является правильным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 ЗК РФ, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 данного Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
В Новолуговском сельсовете Новосибирского района Новосибирской области принят генеральный план поселения.
Решением Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 29.03.2012 N 3 утвержден Генеральный план с. Новолуговое Новосибирского района Новосибирской области.
Решением Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 22.08.2013 N 2 утвержден Генеральный план Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Решением Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 14.04.2014 N 4 утверждены изменения в Генеральный план с. Новолуговое Новосибирского района Новосибирской области и в Генеральный план Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
В Новолуговском сельсовете Новосибирского района Новосибирской области приняты Правила землепользования и застройки.
Решением Совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 10.06.2014 N 1 утверждены Правила землепользования и застройки Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Все указанные документы размещены в федеральной государственной информационной системе территориального планирования по адресу: http://fgis.economy.gov.ru/fgis/, а также на официальном сайте Новолуговского сельсовета по адресу: http://Новолуговое.РФ/.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьей 39.31 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 39.31 ЗК РФ в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей (пункты 2, 4 статьи 39.31 ЗК РФ).
В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости) (пункт 3 статьи 39.31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.31 ЗК РФ, если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 6 статьи 39.31 Земельного кодекса).
Основания для отказа в передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность поселений установлены пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень оснований для отказа в такой передаче является закрытым.
Одним из оснований для отказа в передаче земельного участка является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 3), в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке.
Заявителем представлены схемы, соответствующие требованиям действующего законодательства.
Поскольку в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории, а, в обращении заявителя, проект планировки в отношении территории, куда входят испрашиваемые земельные участки, не разрабатывался и не утверждался, красные линии в границах испрашиваемых земельных участков не утверждены, в связи с чем отсутствуют в схемах.
Требования не предусматривают необходимости указания номеров координат характерных точек границ образуемых земельных участков. В схемах приведены сами координаты (X, Y в системе координат МСК НСО, зона 4).
В схемах отображены границы исходного земельного участка: в условных обозначениях указано, что границы, сведения ГКН о которых достаточны для определения их местоположения, отображаются линией черного цвета (сведения о границах участка 54:19:000000:368 достаточны для определения на местности); также в условных обозначениях приведено обозначение исходного участка ":368". Заявителем представлены схемы в электронном виде (в формате XML), что позволяет органу государственной власти, принимающему решение, в полной мере осуществить проверку границ испрашиваемого земельного участка, учитывая, что указанный орган вправе получать актуальные сведения ЕГРН.
Изображение объектов естественного или искусственного происхождения отображаются на схеме в случае ее подготовки на бумажном носителе, схема предоставлена Администрацией в электронном виде.
Подготовка двух схем в случае образования из земельного участка двух земельных участков не противоречит действующим требованиям.
Целесообразность или нецелесообразность такого оформления документов не является основанием для отказа в передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования.
Статья 39.31 ЗК РФ не содержит требования о предоставлении заключения "БТИ по Новосибирской области", заявитель обязан предоставить только само заявление и схему, истребование дополнительных документов запрещено.
Следовательно, основания указанные в качестве обстоятельств для отказа в передаче испрашиваемых земельных участков необоснованные.
Заявителем были представлены все необходимые для рассмотрения заявления документы, оснований для отказа в безвозмездной передаче заявителю земельного участка не выявлено.
Доводы Управления об отсутствии у него полномочий по самостоятельному принятию решений о передаче земельных участков площадью более 10 га, были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Им дана надлежащая правовая оценка, оснований для иной оценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение) Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Типовое положение), утв. Приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
Согласно пунктам 4.1, 4.1.1 Типового положения территориальный орган Росимущества осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
Анализ полномочий территориального управления, закрепленных в указанных актах, свидетельствует о том, что именно территориальное управление является государственным органом, уполномоченным принимать соответствующие решения по заявлениям заинтересованных лиц о предоставлении им земельных участков.
Действующее законодательство не предусматривает обращение заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка непосредственно в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Представителями Российской Федерации в спорных материальных правоотношениях выступают именно территориальные органы Росимущества. Согласование предоставления земельных участков является внутренним ведомственным вопросом органов Росимущества. Вопрос о наличии соответствующего поручения Росимущества не является препятствием для безвозмездной передачи земельных участков в собственность муниципального образования.
Необходимость оформления поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом на предоставление земельного участка площадью более 10 га в муниципальную собственность не может являться препятствием для реализации законных прав заявителя на осуществление предусмотренной законом деятельности по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов.
В этой связи суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Данные выводы согласуются также с позицией Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлениях от 20.09.2013 по делу N А45-195/2013, от 20.02.2017 по делу N А45-12543/2016.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Управление освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.07.2017 по делу N А45-11834/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
А.Л.ПОЛОСИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)