Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения оглашена 13 января 2016 года
Текст решения в полном объеме изготовлен 13 января 2016 года
Арбитражный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Табаченкова М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Касаткиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации города Пензы (440600 г. Пенза, пл. Маршала Жукова, 4)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (440000 г. Пенза, ул. Урицкого, 127, офис 316, ОГРН 1025801359539, ИНН 5836011815),
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Отделстрой" (440008 г. Пенза, ул. Зои Космодемьянской, 3Б); общество с ограниченной ответственностью "Эксклюзив Центр" (440000 г. Пенза, 624 км автодороги Москва - Челябинск); общество с ограниченной ответственностью "Тандем Сервис" (440052 г. Пенза, ул. Баумана, 42А);Журавлев Александр Николаевич (440052 г. Пенза, ул. Салтыкова-Щедрина, 17А)
при участии Прокуратуры Пензенской области (440601 г. Пенза, ул. Богданова, 7)
об отмене решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - начальника отдела по земельным правоотношениям Е.Н. Андосовой
- (доверенность N 1-14-1127/1 от 22.07.2015);
- от ответчика - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и рекламы Е.В. Францевой (доверенность N 4468-3 от 16.11.2015);
- от третьих лиц - не явились;
- при участии прокурора отдела Прокуратуры Пензенской области И.В. Рофеля;
- установил:
Администрация города Пензы (далее - заявитель, Администрация) обратилась 18.08.2015 с заявлением, в котором просит отменить решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 29.05.2015 по делу N 3-09/9-2015 о признании Администрации нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Заявитель ссылается на следующие обстоятельства. Законодательством не установлен срок между опубликованием в средствах массовой информации объявления о предоставлении земельного участка и принятием решения о предоставлении земельного участка. Ни по одному из четырех земельных участков никто больше не обращался с заявлениями об их предоставлении, кроме тех лиц, кому они были предоставлены.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - ответчик, антимонопольный орган) заявленные требования отклонило, представило письменный отзыв (том 3 л.д. 86, том 4 л.д. 64). Ответчик полагает, что Администрация нарушила антимонопольное законодательство, принимая решения о предоставлении земельных участков в отдельных случаях почти сразу после размещения в средствах массовой информации объявлений о предоставлении участков. Этим нарушен принцип публичности при предоставлении земельных участков. Своими действиями заявитель создал возможность нарушения прав и законных интересов других лиц, которые могли бы претендовать на получение земельных участков. Администрация рассматривала заявления о предоставления земельных участков без учета их вида использования - основного либо вспомогательного.
Представитель ООО "Тандем-Сервис" полагает, что заявление подлежит удовлетворению. Земельный участок получен ООО для размещения стоянки.
ООО "Эксклюзив Центр" в отзыве поддержало заявленные требования (том 4 л.д. 59).
ООО "Отделстрой" заявленные требования поддержало.
А.Н. Журавлев ссылается на получение земельного участка дополнительно к существующему, для размещения автостоянки.
Прокуратура Пензенской области представила заключение, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению (том 4 л.д. 76).
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания. На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
20.11.2014 в антимонопольный орган поступило письмо Прокуратуры Пензенской области от 18.11.2014 N 07-12-2014/1974-2014 (том 1 л.д. 114), в котором прокуратура ссылается на нарушение Администрацией города Пензы принципа обеспечения справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или в аренду земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности. Нарушение заключается в том, что публикации в газете "Муниципальные ведомости. Пенза" о предоставлении земельных участков в ряде случаев осуществлены за три дня до вынесения постановлений о предоставлении земельных участков. Как правило, из трех дней два были выходными. Кроме того, получить доступ к самой газете "Муниципальные ведомости. Пенза" достаточно сложно. Она имеет небольшой тираж, ограниченную территорию распространения.
20.02.2015 руководитель антимонопольного органа издал приказ N 35 (том 2 л. д. 19) о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 02.03.2015 антимонопольный орган назначил дело N 3-09/9-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (том 2 л.д. 17) к рассмотрению 17.04.2015. Дело возбуждено по признакам нарушения Администрацией города Пензы части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении установленного законодательством РФ порядка предоставления земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Определением от 17.04.2015 (том 2 л.д. 146) рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 05.05.2015. Рассмотрение дела было отложено еще раз, на 14.05.2015, определением от 05.05.2015 (том 3 л.д. 35).
По результатам рассмотрения указанного дела 14.05.2015 антимонопольный орган вынес резолютивную часть решения (том 3 л.д. 80).
Мотивированное решение изготовлено 28.05.2015 (том 1 л.д. 67). Указанным решением антимонопольный орган признал Администрацию города Пензы нарушившей часть 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" в результате нарушения установленного законодательством РФ порядка предоставления в аренду земельных участков, что привело или могло привести к недопущению ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Заявитель оспаривает решение антимонопольного органа в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствия решения, действия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушения решением, действиями государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Обязанность доказывания нарушенного права лежит на заявителе.
Антимонопольный орган вменяет заявителю нарушение части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Частью 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Антимонопольный орган вменяет заявителю совершение нарушений антимонопольного законодательства, связанные с предоставлением Администрацией в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Принятие решений о предоставление в аренду земельных участков, входящих в состав муниципальной собственности, на территории муниципального образования города Пенза входит в компетенцию Администрации города Пензы, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент принятия заявителем в 2014 году решений о предоставлении земельных участков в аренду (далее - ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулировался статьей 34 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в частности, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях, и заблаговременную публикацию такой информации. Процедура предоставления земельных участков предполагает утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка. В дальнейшем заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка (часть 4 статьи 34 ЗК РФ). После этого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность или о передаче в аренду (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Таким образом, закон определяет срок, в течение которого орган, полномочный принимать решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в течение которого может быть реализован принцип публичности при предоставлении земельного участка. В этот срок указанный орган обязан обеспечить заблаговременную публикацию информации о предоставляемом земельном участке.
В данном случае ответчик вменяет Администрации следующее.
14.04.2014 в Администрацию поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Тандем-сервис" (том 1 л.д. 147) о предоставлении в аренду земельного участка для размещения автостоянки без права возведения объекта капитального строительства по адресу: г. Пенза, ул. Баумана, 40В. Объявление о предоставлении указанного земельного участка опубликовано в газете "муниципальные ведомости. Пенза" от 18.04.2014 (том 1 л.д. 93). 22.04.2014 Администрация издала постановление N 458 (том 1 л.д. 92) о предоставлении ООО "Тандем-сервис" в аренду земельного участка с кадастровым номером 58:29:3005001:171.
08.09.2014 в Администрацию поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Эксклюзив Центр" (том 1 л.д. 144) о предоставлении в аренду земельного участка для размещения автостоянки без права возведения объектов капитального строительства по адресу: в районе 624 км автодороги Москва - Челябинск. К заявлению приложен кадастровый паспорт земельного участка. Объявление о предоставлении указанного земельного участка опубликовано в газете "Муниципальные ведомости. Пенза" от 19.09.2014 (том 1 л.д. 84). 22.09.2014 Администрация издала постановление N 1095/4 (том 1 л.д. 85) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 58:29:0000000:2158 в аренду ООО "Эксклюзив Центр".
23.10.2014 в Администрацию поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Отделстрой" (том 1 л.д. 141) о предоставлении в аренду земельного участка для организации автостоянки без права возведения объектов капитального строительства по адресу: г. Пенза, ул. Карла Маркса, 34. К заявлению приложен кадастровый паспорт земельного участка. Объявление о предоставлении указанного земельного участка опубликовано в газете "Муниципальные ведомости. Пенза" от 31.10.2014 (том 1 л.д. 99). Также 31.10.2014 Администрация издала постановление N 1283/1 (том 1 л.д. 98) о предоставлении ООО "Отделстрой" указанного земельного участка с кадастровым номером 58:29:4005017:1761.
21.11.2014 в Администрацию поступило заявление Журавлева А.Н. о предоставлении ему в аренду земельного участка для размещения автостоянки без права возведения объектов капитального строительства по адресу: г. Пенза, ул. Баумана, 101. Объявление о предоставлении указанного земельного участка опубликовано в газете "Муниципальные ведомости. Пенза" от 28.11.2014 (том 1 л.д. 77). 01.12.2014 Администрация издала постановление N 1402/1 (том 1 л.д. 76) о предоставлении А.Н. Журавлеву в аренду земельного участка с кадастровым номером 58:29:3004003:3707.
Постановлением от 04.02.2014 N 97 (том 34 л.д. 31) Администрация города Пензы определила газету "Муниципальные ведомости. Пенза" печатным изданием, в котором официально публикуются муниципальные правовые акты администрации города Пензы и акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Газета "Муниципальные ведомости. Пенза" выходит по пятницам. В данном случае постановления о предоставлении земельных участков указанным выше лицам принимались в одном случае в день опубликования информации о предоставления земельного участка, в двух случаях в ближайший после публикации рабочий день - понедельник и в одном случае в ближайший после публикации вторник. Закон действительно не указывает конкретный срок между датами публикации информации о предоставлении земельного участка и датой принятия полномочным органом решения о предоставлении земельного участка конкретному лицу. Но в целях обеспечения принципов публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, а также установленного пунктом 11 части 1 статьи 1 ЗК РФ принципа обеспечения гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком, такой срок должен определяться, во-первых, в пределах установленного частью 5 статьи 34 ЗК РФ двухнедельного срока для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка (после представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка), а, во-вторых, с учетом реального, а не формального срока, в течение которого любое лицо может как узнать о предоставлении земельного участка, так и принять меры к реализации права на предоставление соответствующего земельного участка.
В данном случае информация о предоставлении земельных участков публиковалась в газете по пятницам. Для принятия решения об обращении в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка потенциальные заинтересованные лица могли располагать в лучшем случае двумя рабочими днями, что явно недостаточно для нормальной реализации указанного права.
Нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" имеет место как в случае, если противоправные действия повлекли нарушение прав и законных интересов других лиц, так и потенциально могли повлечь такие нарушения. Поэтому в данном случае не имеет правового значения для квалификации совершенного Администрацией деяния то обстоятельство, что больше никто, кроме фактически получивших в аренду участки лиц, не обращался с заявлениями о предоставлении им рассматриваемых четырех земельных участков.
Суд принимает во внимание, что в силу положений Правил землепользования и застройки города Пензы целевое назначение предоставленных четырех земельных участков может быть как основным, так и вспомогательным. Предоставление земельного участка как основного безоговорочно требует соблюдения всей процедуры предоставления земельного участка. При предоставлении вспомогательного участка приоритет имеет лицо, располагающее основным земельным участков, в дополнение к которому испрашивается участок с вспомогательным назначением. Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть как основным, так и вспомогательным. Вспомогательные виды разрешенного использования, допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Из указанных норм следует, что обладатель земельного участка и объекта капитального строительства с основным видом использования вправе для совместного использования с основным участком претендовать на участок со вспомогательным видом использования. При этом особенность предоставления земельных участков со вспомогательным видом использования обусловлена целью обеспечить эксплуатацию земельных участков и объектов капитального строительства с основным видом разрешенного использования. Поэтому лица, имеющие право на получение участков со вспомогательным видом использования, должны иметь приоритет при решении вопроса о предоставлении им таких участков, что предполагает предоставление соискателям земельных участков со вспомогательным видом использования без проведения торгов.
Из фрагментов карты градостроительного зонирования (том 3 л.д. 121-124) и письма Управления градостроительства и архитектуры администрации города Пензы от 21.10.2015 (том 3 л.д. 120) следует, что предоставленные земельные участки расположены в территориальных зонах Ц-1 (по ул. Карла Маркса, 34), Ц-2 (по ул. Баумана, 40В), ПК-2 (по ул. Баумана, 101) и Ц-4 (в районе 624 км автодороги Москва - Челябинск).
Согласно статьям 19, 22 градостроительного регламента Правил землепользования и застройки города Пензы, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 N 229-13/5, размещение автостоянки без права возведения объектов капитального строительства относится к основным видам разрешенного использования. А автостоянки перед объектами основных и разрешенных видов использования - к вспомогательным видам разрешенного использования.
В данном случае предоставленные в аренду третьим лицам четыре участка для размещения автостоянок примыкают к земельным участкам с основными видами использования, находящимся как в собственности (ООО "Эксклюзив Центр", А.Н. Журавлев, ООО "Тандем-сервис"), так и в аренде (ООО "Отделстрой"), что подтверждено свидетельствами о праве собственности (том 4 л.д. 37, 41, 45, 47, 48), договором аренды (том 4 л.д. 52). Схемы расположения земельных участков - том 4 л.д. 39, 46, 49, 57. На этих земельных участках расположены объекты капитального строительства (свидетельства о праве собственности - том 4 л.д. 38, 42-44).
При таких обстоятельствах предоставление указанным лицам земельных участков для размещения автостоянок связано с обеспечением эксплуатации земельных участков и объектов капитального строительства с основными видами разрешенного использования. То есть по своей правовой природе предоставленные четыре участка являются участками со вспомогательным видом разрешенного использования. Как указано выше, предоставление таких участков является приоритетным для обладателей земельных участков и объектов капитального строительства с основными видами разрешенного использования. В силу этого нарушение Администрацией порядка опубликования информации о предоставляемых земельных участках не только не повлекло, но и не могло повлечь нарушения прав и интересов других лиц, поскольку эти участки, как вспомогательные, подлежали предоставления третьим лицам, которым и был фактически предоставлены в аренду. Следовательно, действия заявителя не могли повлечь ограничение конкуренции.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
На основании изложенного арбитражный суд установил, что оспариваемое решение не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействительным решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 28.05.2015 по делу N 3-09/9-2015 о признании администрации города Пензы нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
На настоящее решение в месячный срок со дня его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Пензенской области.
Всю информацию о движении дела можно получить на сайте Арбитражного суда Пензенской области в сети Интернет по веб-адресу: www.penza.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.01.2016 ПО ДЕЛУ N А49-9424/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 января 2016 г. по делу N А49-9424/2015
Резолютивная часть решения оглашена 13 января 2016 года
Текст решения в полном объеме изготовлен 13 января 2016 года
Арбитражный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Табаченкова М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Касаткиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации города Пензы (440600 г. Пенза, пл. Маршала Жукова, 4)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (440000 г. Пенза, ул. Урицкого, 127, офис 316, ОГРН 1025801359539, ИНН 5836011815),
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Отделстрой" (440008 г. Пенза, ул. Зои Космодемьянской, 3Б); общество с ограниченной ответственностью "Эксклюзив Центр" (440000 г. Пенза, 624 км автодороги Москва - Челябинск); общество с ограниченной ответственностью "Тандем Сервис" (440052 г. Пенза, ул. Баумана, 42А);Журавлев Александр Николаевич (440052 г. Пенза, ул. Салтыкова-Щедрина, 17А)
при участии Прокуратуры Пензенской области (440601 г. Пенза, ул. Богданова, 7)
об отмене решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - начальника отдела по земельным правоотношениям Е.Н. Андосовой
- (доверенность N 1-14-1127/1 от 22.07.2015);
- от ответчика - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и рекламы Е.В. Францевой (доверенность N 4468-3 от 16.11.2015);
- от третьих лиц - не явились;
- при участии прокурора отдела Прокуратуры Пензенской области И.В. Рофеля;
- установил:
Администрация города Пензы (далее - заявитель, Администрация) обратилась 18.08.2015 с заявлением, в котором просит отменить решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 29.05.2015 по делу N 3-09/9-2015 о признании Администрации нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Заявитель ссылается на следующие обстоятельства. Законодательством не установлен срок между опубликованием в средствах массовой информации объявления о предоставлении земельного участка и принятием решения о предоставлении земельного участка. Ни по одному из четырех земельных участков никто больше не обращался с заявлениями об их предоставлении, кроме тех лиц, кому они были предоставлены.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - ответчик, антимонопольный орган) заявленные требования отклонило, представило письменный отзыв (том 3 л.д. 86, том 4 л.д. 64). Ответчик полагает, что Администрация нарушила антимонопольное законодательство, принимая решения о предоставлении земельных участков в отдельных случаях почти сразу после размещения в средствах массовой информации объявлений о предоставлении участков. Этим нарушен принцип публичности при предоставлении земельных участков. Своими действиями заявитель создал возможность нарушения прав и законных интересов других лиц, которые могли бы претендовать на получение земельных участков. Администрация рассматривала заявления о предоставления земельных участков без учета их вида использования - основного либо вспомогательного.
Представитель ООО "Тандем-Сервис" полагает, что заявление подлежит удовлетворению. Земельный участок получен ООО для размещения стоянки.
ООО "Эксклюзив Центр" в отзыве поддержало заявленные требования (том 4 л.д. 59).
ООО "Отделстрой" заявленные требования поддержало.
А.Н. Журавлев ссылается на получение земельного участка дополнительно к существующему, для размещения автостоянки.
Прокуратура Пензенской области представила заключение, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению (том 4 л.д. 76).
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания. На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
20.11.2014 в антимонопольный орган поступило письмо Прокуратуры Пензенской области от 18.11.2014 N 07-12-2014/1974-2014 (том 1 л.д. 114), в котором прокуратура ссылается на нарушение Администрацией города Пензы принципа обеспечения справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или в аренду земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности. Нарушение заключается в том, что публикации в газете "Муниципальные ведомости. Пенза" о предоставлении земельных участков в ряде случаев осуществлены за три дня до вынесения постановлений о предоставлении земельных участков. Как правило, из трех дней два были выходными. Кроме того, получить доступ к самой газете "Муниципальные ведомости. Пенза" достаточно сложно. Она имеет небольшой тираж, ограниченную территорию распространения.
20.02.2015 руководитель антимонопольного органа издал приказ N 35 (том 2 л. д. 19) о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 02.03.2015 антимонопольный орган назначил дело N 3-09/9-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (том 2 л.д. 17) к рассмотрению 17.04.2015. Дело возбуждено по признакам нарушения Администрацией города Пензы части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении установленного законодательством РФ порядка предоставления земельных участков, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Определением от 17.04.2015 (том 2 л.д. 146) рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 05.05.2015. Рассмотрение дела было отложено еще раз, на 14.05.2015, определением от 05.05.2015 (том 3 л.д. 35).
По результатам рассмотрения указанного дела 14.05.2015 антимонопольный орган вынес резолютивную часть решения (том 3 л.д. 80).
Мотивированное решение изготовлено 28.05.2015 (том 1 л.д. 67). Указанным решением антимонопольный орган признал Администрацию города Пензы нарушившей часть 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" в результате нарушения установленного законодательством РФ порядка предоставления в аренду земельных участков, что привело или могло привести к недопущению ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Заявитель оспаривает решение антимонопольного органа в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствия решения, действия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушения решением, действиями государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Обязанность доказывания нарушенного права лежит на заявителе.
Антимонопольный орган вменяет заявителю нарушение части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Частью 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Антимонопольный орган вменяет заявителю совершение нарушений антимонопольного законодательства, связанные с предоставлением Администрацией в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Принятие решений о предоставление в аренду земельных участков, входящих в состав муниципальной собственности, на территории муниципального образования города Пенза входит в компетенцию Администрации города Пензы, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент принятия заявителем в 2014 году решений о предоставлении земельных участков в аренду (далее - ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулировался статьей 34 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в частности, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях, и заблаговременную публикацию такой информации. Процедура предоставления земельных участков предполагает утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка. В дальнейшем заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка (часть 4 статьи 34 ЗК РФ). После этого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность или о передаче в аренду (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Таким образом, закон определяет срок, в течение которого орган, полномочный принимать решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в течение которого может быть реализован принцип публичности при предоставлении земельного участка. В этот срок указанный орган обязан обеспечить заблаговременную публикацию информации о предоставляемом земельном участке.
В данном случае ответчик вменяет Администрации следующее.
14.04.2014 в Администрацию поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Тандем-сервис" (том 1 л.д. 147) о предоставлении в аренду земельного участка для размещения автостоянки без права возведения объекта капитального строительства по адресу: г. Пенза, ул. Баумана, 40В. Объявление о предоставлении указанного земельного участка опубликовано в газете "муниципальные ведомости. Пенза" от 18.04.2014 (том 1 л.д. 93). 22.04.2014 Администрация издала постановление N 458 (том 1 л.д. 92) о предоставлении ООО "Тандем-сервис" в аренду земельного участка с кадастровым номером 58:29:3005001:171.
08.09.2014 в Администрацию поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Эксклюзив Центр" (том 1 л.д. 144) о предоставлении в аренду земельного участка для размещения автостоянки без права возведения объектов капитального строительства по адресу: в районе 624 км автодороги Москва - Челябинск. К заявлению приложен кадастровый паспорт земельного участка. Объявление о предоставлении указанного земельного участка опубликовано в газете "Муниципальные ведомости. Пенза" от 19.09.2014 (том 1 л.д. 84). 22.09.2014 Администрация издала постановление N 1095/4 (том 1 л.д. 85) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 58:29:0000000:2158 в аренду ООО "Эксклюзив Центр".
23.10.2014 в Администрацию поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Отделстрой" (том 1 л.д. 141) о предоставлении в аренду земельного участка для организации автостоянки без права возведения объектов капитального строительства по адресу: г. Пенза, ул. Карла Маркса, 34. К заявлению приложен кадастровый паспорт земельного участка. Объявление о предоставлении указанного земельного участка опубликовано в газете "Муниципальные ведомости. Пенза" от 31.10.2014 (том 1 л.д. 99). Также 31.10.2014 Администрация издала постановление N 1283/1 (том 1 л.д. 98) о предоставлении ООО "Отделстрой" указанного земельного участка с кадастровым номером 58:29:4005017:1761.
21.11.2014 в Администрацию поступило заявление Журавлева А.Н. о предоставлении ему в аренду земельного участка для размещения автостоянки без права возведения объектов капитального строительства по адресу: г. Пенза, ул. Баумана, 101. Объявление о предоставлении указанного земельного участка опубликовано в газете "Муниципальные ведомости. Пенза" от 28.11.2014 (том 1 л.д. 77). 01.12.2014 Администрация издала постановление N 1402/1 (том 1 л.д. 76) о предоставлении А.Н. Журавлеву в аренду земельного участка с кадастровым номером 58:29:3004003:3707.
Постановлением от 04.02.2014 N 97 (том 34 л.д. 31) Администрация города Пензы определила газету "Муниципальные ведомости. Пенза" печатным изданием, в котором официально публикуются муниципальные правовые акты администрации города Пензы и акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Газета "Муниципальные ведомости. Пенза" выходит по пятницам. В данном случае постановления о предоставлении земельных участков указанным выше лицам принимались в одном случае в день опубликования информации о предоставления земельного участка, в двух случаях в ближайший после публикации рабочий день - понедельник и в одном случае в ближайший после публикации вторник. Закон действительно не указывает конкретный срок между датами публикации информации о предоставлении земельного участка и датой принятия полномочным органом решения о предоставлении земельного участка конкретному лицу. Но в целях обеспечения принципов публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, а также установленного пунктом 11 части 1 статьи 1 ЗК РФ принципа обеспечения гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком, такой срок должен определяться, во-первых, в пределах установленного частью 5 статьи 34 ЗК РФ двухнедельного срока для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка (после представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка), а, во-вторых, с учетом реального, а не формального срока, в течение которого любое лицо может как узнать о предоставлении земельного участка, так и принять меры к реализации права на предоставление соответствующего земельного участка.
В данном случае информация о предоставлении земельных участков публиковалась в газете по пятницам. Для принятия решения об обращении в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка потенциальные заинтересованные лица могли располагать в лучшем случае двумя рабочими днями, что явно недостаточно для нормальной реализации указанного права.
Нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" имеет место как в случае, если противоправные действия повлекли нарушение прав и законных интересов других лиц, так и потенциально могли повлечь такие нарушения. Поэтому в данном случае не имеет правового значения для квалификации совершенного Администрацией деяния то обстоятельство, что больше никто, кроме фактически получивших в аренду участки лиц, не обращался с заявлениями о предоставлении им рассматриваемых четырех земельных участков.
Суд принимает во внимание, что в силу положений Правил землепользования и застройки города Пензы целевое назначение предоставленных четырех земельных участков может быть как основным, так и вспомогательным. Предоставление земельного участка как основного безоговорочно требует соблюдения всей процедуры предоставления земельного участка. При предоставлении вспомогательного участка приоритет имеет лицо, располагающее основным земельным участков, в дополнение к которому испрашивается участок с вспомогательным назначением. Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть как основным, так и вспомогательным. Вспомогательные виды разрешенного использования, допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Из указанных норм следует, что обладатель земельного участка и объекта капитального строительства с основным видом использования вправе для совместного использования с основным участком претендовать на участок со вспомогательным видом использования. При этом особенность предоставления земельных участков со вспомогательным видом использования обусловлена целью обеспечить эксплуатацию земельных участков и объектов капитального строительства с основным видом разрешенного использования. Поэтому лица, имеющие право на получение участков со вспомогательным видом использования, должны иметь приоритет при решении вопроса о предоставлении им таких участков, что предполагает предоставление соискателям земельных участков со вспомогательным видом использования без проведения торгов.
Из фрагментов карты градостроительного зонирования (том 3 л.д. 121-124) и письма Управления градостроительства и архитектуры администрации города Пензы от 21.10.2015 (том 3 л.д. 120) следует, что предоставленные земельные участки расположены в территориальных зонах Ц-1 (по ул. Карла Маркса, 34), Ц-2 (по ул. Баумана, 40В), ПК-2 (по ул. Баумана, 101) и Ц-4 (в районе 624 км автодороги Москва - Челябинск).
Согласно статьям 19, 22 градостроительного регламента Правил землепользования и застройки города Пензы, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 N 229-13/5, размещение автостоянки без права возведения объектов капитального строительства относится к основным видам разрешенного использования. А автостоянки перед объектами основных и разрешенных видов использования - к вспомогательным видам разрешенного использования.
В данном случае предоставленные в аренду третьим лицам четыре участка для размещения автостоянок примыкают к земельным участкам с основными видами использования, находящимся как в собственности (ООО "Эксклюзив Центр", А.Н. Журавлев, ООО "Тандем-сервис"), так и в аренде (ООО "Отделстрой"), что подтверждено свидетельствами о праве собственности (том 4 л.д. 37, 41, 45, 47, 48), договором аренды (том 4 л.д. 52). Схемы расположения земельных участков - том 4 л.д. 39, 46, 49, 57. На этих земельных участках расположены объекты капитального строительства (свидетельства о праве собственности - том 4 л.д. 38, 42-44).
При таких обстоятельствах предоставление указанным лицам земельных участков для размещения автостоянок связано с обеспечением эксплуатации земельных участков и объектов капитального строительства с основными видами разрешенного использования. То есть по своей правовой природе предоставленные четыре участка являются участками со вспомогательным видом разрешенного использования. Как указано выше, предоставление таких участков является приоритетным для обладателей земельных участков и объектов капитального строительства с основными видами разрешенного использования. В силу этого нарушение Администрацией порядка опубликования информации о предоставляемых земельных участках не только не повлекло, но и не могло повлечь нарушения прав и интересов других лиц, поскольку эти участки, как вспомогательные, подлежали предоставления третьим лицам, которым и был фактически предоставлены в аренду. Следовательно, действия заявителя не могли повлечь ограничение конкуренции.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
На основании изложенного арбитражный суд установил, что оспариваемое решение не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействительным решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 28.05.2015 по делу N 3-09/9-2015 о признании администрации города Пензы нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
На настоящее решение в месячный срок со дня его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Пензенской области.
Судья
М.В.ТАБАЧЕНКОВ
М.В.ТАБАЧЕНКОВ
Всю информацию о движении дела можно получить на сайте Арбитражного суда Пензенской области в сети Интернет по веб-адресу: www.penza.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)