Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Величко М.Г., Барановой Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевой Н.В.,
при участии:
от истца: прокурор отдела Гаринин Э.П., удостоверение N 230502,
от администрации муниципального образования Тбилисский район: представитель Базоян Л.А. по доверенности от 20.02.2017, паспорт,
от ЗАО "Агрофирма "Дружба": представитель Лотхов А.А. по доверенности от 01.02.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2017 по делу N А32-1283/2017 по иску заместителя прокурора Краснодарского края в защиту публичных интересов и интересах субъекта Российской Федерации - Краснодарского края в лице Департамента имущественных отношений Краснодарского края к ответчикам: администрации муниципального образования Тбилисский район (ИНН 2351007922,
ОГРН 1022304721526); закрытому акционерному обществу "Агрофирма "Дружба" (ИНН 2351009486, ОГРН 1022304719007) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды, применении последствий недействительности ничтожной сделки, принятое в составе судьи Миргородской О.П.
заместитель прокурора Краснодарского края обратился в публичных интересах и интересах субъекта Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Краснодарского края в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Тбилисский район, закрытому акционерному обществу "Агрофирма "Дружба" с требованиями о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 30.09.2015 N 8829000042 площадью 192 000 кв. м с кадастровым номером 23:29:0601008:6 с местоположением, примерно 1 км по направлению на юг от ориентира х. Советский, расположенного в границах участка на территории Геймановского сельского округа Тбилисского района; о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания ЗАО "Агрофирма "Дружба" возвратить по акту приема-передачи администрации муниципального образования Тбилисский район земельный участок площадью 192 000 кв. м с кадастровым номером 23:29:0601008:6 с местоположением, примерно 1 км по направлению на юг от ориентира х. Советский, расположенного в границах участка на территории Геймановского сельского округа Тбилисского района.
Исковые требования мотивированы тем, что спорный земельный участок был предоставлен ЗАО "Агрофирма "Дружба" в аренду с нарушением действующего законодательства без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2017 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что ошибочная ссылка в преамбуле договора на статью 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации не влечет его недействительности, так как при заключении договора N 8829000042 аренды земельного сельскохозяйственного назначения от 30.09.2015 были реализованы публичные процедуры при предоставлении участка в аренду, направленные на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц. Договор был заключен при наличии единственной заявки ответчика на участие в аукционе на право продажи аренды спорного участка, в отсутствие конкурирующих заявок.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокуратура обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Обществом требования статьи 39.6 ЗК РФ не соблюдены, до истечения действия договора аренды от 24.10.2008 с заявлением о его продлении общество не обращалось. После подписания соглашения от 25.08.2015 о расторжении договора аренды от 24.10.2008 земельный участок не возвращался администрации. Участок продолжал находиться в фактическом пользовании общества. Данное обстоятельство, по мнению апеллянта, свидетельствует о том, что администрация не намеревалась передавать спорный земельный участок в аренду иному лицу, а извещение от 26.08.2015 на официальном сайте в сети "Интернет" осуществлено формально. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что статья 39.18 ЗК РФ предусматривает процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для определенных субъектов, к которым общество не относится. Поскольку от указанных в извещении лиц не поступили заявления, администрация вместо принятия решения о проведении торгов в отношении спорного земельного участка, заключает 30.09.2015 с ЗАО "Агрофирма "Дружба" договор аренды N 8829000042. Из жалобы следует, что вывод суда о том, что в преамбуле договора администрацией сделана ошибочная ссылка на норму земельного законодательства, не предусматривающая проведение торгов, ничем не подтвержден.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Агрофирма "Дружба" просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в полном объеме. Как следует из отзыва, поскольку договор N 8829000024 аренды земельного сельскохозяйственного назначения от 24.10.2008 был заключен в установленном порядке по результатам торгов, после истечения первоначально установленного в договоре срока аренды, АО "Агрофирма "Дружба" продолжало использовать арендуемый участок, то такой договор, по мнению общества, является бессрочным в силу пункта 2 статьи 621 ГК РФ. Условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору сторонами не согласовано. Поэтому условие пункта 8.1 договора следует рассматривать лишь как прекращение действия договора, заключенного на определенный срок. Направление писем о продлении срока договора аренды в 2013 году, подтверждает соблюдение заявителем условия, предусмотренного пунктом 31 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ о подаче арендатором заявления о заключении договора аренды земельного участка до дня истечения срока действия договора аренды, для заключения уполномоченным органом нового договора аренды земельного участка без проведения торгов. Ошибочное указание в преамбуле договора на статью 39.18 ЗК РФ не влечет его недействительности, так как при заключении договора N 8829000042 аренды земельного сельскохозяйственного назначения от 30.09.2015 были реализованы публичные процедуры при предоставлении участка в аренду, направленные на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц, договор был заключен при наличии единственной заявки ответчика на участие в аукционе на право продажи аренды спорного участка, в отсутствие конкурирующих заявок.
Прокурор поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации муниципального образования Тбилисский район возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ЗАО "Агрофирма "Дружба" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 24.10.2008 между администрацией муниципального образования Тбилисский район и ЗАО "Агрофирма "Дружба" по результатам проведения торгов заключен договор N 8829000024 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 192 000 кв. м с кадастровым номером 23:29:0601008:6, с местоположением: примерно в 1 км по направлению на юг от ориентира х. Советский, расположенного в границах участка на территории Геймановского сельского округа Тбилисского района.
Пунктом 7.2 договора установлено, что он заключен на срок 5 лет, до 24.10.2013.
Согласно пункту 8.1 договора действие договора прекращается по истечении срока аренды земельного участка.
25.08.2015 между администрацией и обществом заключено соглашение N 90 о расторжении договора от 24.10.2008 N 8829000024 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:29:0601008:6 (т. 1, л.д. 15).
Как следует из текста искового заявления, в этот же день общество обратилось в администрацию с заявлением о заключении с ним договора аренды земельного участка площадью 192 000 кв. м с кадастровым номером 23:29:0601008:6.
26.08.2015 администрацией на официальном сайте в сети "Интернет" размещено извещение о приеме заявлений от граждан и глав крестьянских (фермерских) хозяйств о предоставлении в аренду земельного участка площадью 192 000 кв. м с кадастровым номером 23:29:0601008:6, местоположение: примерно в 1 км по направлению на юг от ориентира х. Советский, расположенного в границах участка на территории Геймановского сельского округа Тбилисского района с видом разрешенного использования "сельскохозяйственное использование". Цель предоставления земельного участка в данном извещении муниципальным органом указана "осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" (т. 1, л.д. 18-19).
Ввиду непоступления в муниципальные органы заявлений от иных лиц, 30.09.2015 между администрацией и ЗАО "Агрофирма "Дружба" без проведения торгов заключен договор N 8829000042 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 192 000 кв. м с кадастровым номером 23:29:0601008:6, с местоположением: примерно в 1 км по направлению на юг от ориентира х. Советский, расположенного в границах участка на территории Геймановского сельского округа Тбилисского района. Договор заключен сроком на 20 лет, до 30.09.2035 (пункт 7.2 договора).
Ссылаясь на то, что заключенный сторонами договор является недействительным, поскольку администрация в нарушение запрета, установленного земельным законодательством, предоставило обществу спорный земельный участок в аренду по упрощенной процедуре, без проведения торгов, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (часть 1 статьи 4 Кодекса).
В пункте 32 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее.
Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса). Учитывая, что Гражданский кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (абзацы третий и четвертый) предусмотрено право прокурора на обращение с исками о признании недействительными и применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В Федеральном законе N 2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено, что прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15 от 23.03.2012 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" содержится следующее разъяснение. Применительно к статье 125 Кодекса прокурор в исковом заявлении по делам, названным в абзацах 2 и 3 части 1 статьи 52 Кодекса, обязан указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск, и уполномоченный орган, действующий от имени публично-правового образования.
В соответствии п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статья 168 ГК РФ определяет, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В пунктах 74, 75 и 78 постановления от 23.06.2015 N 25 содержатся следующие разъяснения. Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки. В исковом заявлении такого лица должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.
Прокурор полагает, что при заключении оспариваемого договора администрацией нарушен закрепленный нормами земельного законодательства публичный порядок распоряжения землей, что повлекло нарушение прав публичного собственника и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков без проведения торгов, в том числе гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (п. п. 15).
Статья 39.18 ЗК РФ содержит особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с указанной нормой права, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления от заинтересованного лица о предоставлении ему земельного участка, размещает извещение о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ опрашиваемого земельного участка.
Согласно пункту 19 статьи 39.11. Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, обществом данные требования земельного законодательства не соблюдены, до истечения действия договора аренды от 24.10.2008 с заявлением о его продлении общество не обращалось.
Таким образом, у администрации не было оснований расторгать договор аренды, который уже был прекращен 24.10.2013.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств нарушения требований земельного законодательства (ст. 39.6, 39.11, 39.18 ЗК РФ) при заключении договора аренды земельного участка, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данная сделка является ничтожной.
Кроме того, как следует из представленного в материалы дела письма Администрации МО Тбилисский район от 30.09.2013 N 1879 в ответ на заявление по вопросу продления договора аренды N 8829000024 от 24.10.2008 спорного земельного участка, в соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями по распоряжению земельными участками:
- - организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в порядке, установленном законодательством;
- - принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном: статьей 12 Федерального закона "о крестьянском (фермерском) хозяйстве", статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- - заключение договоров аренды земельных участков и осуществление контроля за их исполнением;
- - заключение соглашений об изменении размера ежегодной арендной платы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, а также об изменении размера пени за нарушение сроков внесения арендной платы, установленных договором аренды земельного участка;
- - ведение лицевых счетов договоров аренды земельных участков;
- - осуществление юридических действий по защите имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в случае их нарушения арендаторами земельных участков и иными лицами.
Полномочия по продлению договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, как следует из данного письма, из фонда перераспределения земель Краснодарского края администрации муниципального образования Тбилисский район не переданы (т. 1, л.д. 129).
В материалы дела (т. 1, л.д. 183) также представлен отзыв администрации на заявление, из которого следует, что администрация исковые требования прокурора признает в полном объеме.
Таким образом, поскольку в нарушение действующего законодательства земельный участок был предоставлен в аренду без проведения соответствующей процедуры, указанный договор аренды является ничтожной сделкой, должен быть признан недействительным.
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В связи с недействительностью (ничтожностью) договора аренды, отсутствием законных оснований для предоставления земельного участка ответчику, земельный участок подлежит возврату публичному образованию в лице администрации.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2017 по делу N А32-1283/2017 отменить.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения между администрацией муниципального образования Тбилисский район и ЗАО "Агрофирма "Дружба" N 8829000042 от 30.09.2015.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки путем обязания ЗАО "Агрофирма "Дружба" возвратить по акту приема-передачи администрации муниципального образования Тбилисский район земельный участок площадью 192 000 кв. м с кадастровым номером 23:29:0601008:6, с местоположением: примерно в 1 км по направлению на юг от ориентира х. Советский, расположенного в границах участка на территории Геймановского сельского округа Тбилисского района.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2017 N 15АП-14533/2017 ПО ДЕЛУ N А32-1283/2017
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2017 г. N 15АП-14533/2017
Дело N А32-1283/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Величко М.Г., Барановой Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевой Н.В.,
при участии:
от истца: прокурор отдела Гаринин Э.П., удостоверение N 230502,
от администрации муниципального образования Тбилисский район: представитель Базоян Л.А. по доверенности от 20.02.2017, паспорт,
от ЗАО "Агрофирма "Дружба": представитель Лотхов А.А. по доверенности от 01.02.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2017 по делу N А32-1283/2017 по иску заместителя прокурора Краснодарского края в защиту публичных интересов и интересах субъекта Российской Федерации - Краснодарского края в лице Департамента имущественных отношений Краснодарского края к ответчикам: администрации муниципального образования Тбилисский район (ИНН 2351007922,
ОГРН 1022304721526); закрытому акционерному обществу "Агрофирма "Дружба" (ИНН 2351009486, ОГРН 1022304719007) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды, применении последствий недействительности ничтожной сделки, принятое в составе судьи Миргородской О.П.
установил:
заместитель прокурора Краснодарского края обратился в публичных интересах и интересах субъекта Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Краснодарского края в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Тбилисский район, закрытому акционерному обществу "Агрофирма "Дружба" с требованиями о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 30.09.2015 N 8829000042 площадью 192 000 кв. м с кадастровым номером 23:29:0601008:6 с местоположением, примерно 1 км по направлению на юг от ориентира х. Советский, расположенного в границах участка на территории Геймановского сельского округа Тбилисского района; о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания ЗАО "Агрофирма "Дружба" возвратить по акту приема-передачи администрации муниципального образования Тбилисский район земельный участок площадью 192 000 кв. м с кадастровым номером 23:29:0601008:6 с местоположением, примерно 1 км по направлению на юг от ориентира х. Советский, расположенного в границах участка на территории Геймановского сельского округа Тбилисского района.
Исковые требования мотивированы тем, что спорный земельный участок был предоставлен ЗАО "Агрофирма "Дружба" в аренду с нарушением действующего законодательства без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2017 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что ошибочная ссылка в преамбуле договора на статью 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации не влечет его недействительности, так как при заключении договора N 8829000042 аренды земельного сельскохозяйственного назначения от 30.09.2015 были реализованы публичные процедуры при предоставлении участка в аренду, направленные на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц. Договор был заключен при наличии единственной заявки ответчика на участие в аукционе на право продажи аренды спорного участка, в отсутствие конкурирующих заявок.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокуратура обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Обществом требования статьи 39.6 ЗК РФ не соблюдены, до истечения действия договора аренды от 24.10.2008 с заявлением о его продлении общество не обращалось. После подписания соглашения от 25.08.2015 о расторжении договора аренды от 24.10.2008 земельный участок не возвращался администрации. Участок продолжал находиться в фактическом пользовании общества. Данное обстоятельство, по мнению апеллянта, свидетельствует о том, что администрация не намеревалась передавать спорный земельный участок в аренду иному лицу, а извещение от 26.08.2015 на официальном сайте в сети "Интернет" осуществлено формально. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что статья 39.18 ЗК РФ предусматривает процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для определенных субъектов, к которым общество не относится. Поскольку от указанных в извещении лиц не поступили заявления, администрация вместо принятия решения о проведении торгов в отношении спорного земельного участка, заключает 30.09.2015 с ЗАО "Агрофирма "Дружба" договор аренды N 8829000042. Из жалобы следует, что вывод суда о том, что в преамбуле договора администрацией сделана ошибочная ссылка на норму земельного законодательства, не предусматривающая проведение торгов, ничем не подтвержден.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Агрофирма "Дружба" просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в полном объеме. Как следует из отзыва, поскольку договор N 8829000024 аренды земельного сельскохозяйственного назначения от 24.10.2008 был заключен в установленном порядке по результатам торгов, после истечения первоначально установленного в договоре срока аренды, АО "Агрофирма "Дружба" продолжало использовать арендуемый участок, то такой договор, по мнению общества, является бессрочным в силу пункта 2 статьи 621 ГК РФ. Условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору сторонами не согласовано. Поэтому условие пункта 8.1 договора следует рассматривать лишь как прекращение действия договора, заключенного на определенный срок. Направление писем о продлении срока договора аренды в 2013 году, подтверждает соблюдение заявителем условия, предусмотренного пунктом 31 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ о подаче арендатором заявления о заключении договора аренды земельного участка до дня истечения срока действия договора аренды, для заключения уполномоченным органом нового договора аренды земельного участка без проведения торгов. Ошибочное указание в преамбуле договора на статью 39.18 ЗК РФ не влечет его недействительности, так как при заключении договора N 8829000042 аренды земельного сельскохозяйственного назначения от 30.09.2015 были реализованы публичные процедуры при предоставлении участка в аренду, направленные на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц, договор был заключен при наличии единственной заявки ответчика на участие в аукционе на право продажи аренды спорного участка, в отсутствие конкурирующих заявок.
Прокурор поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации муниципального образования Тбилисский район возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ЗАО "Агрофирма "Дружба" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 24.10.2008 между администрацией муниципального образования Тбилисский район и ЗАО "Агрофирма "Дружба" по результатам проведения торгов заключен договор N 8829000024 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 192 000 кв. м с кадастровым номером 23:29:0601008:6, с местоположением: примерно в 1 км по направлению на юг от ориентира х. Советский, расположенного в границах участка на территории Геймановского сельского округа Тбилисского района.
Пунктом 7.2 договора установлено, что он заключен на срок 5 лет, до 24.10.2013.
Согласно пункту 8.1 договора действие договора прекращается по истечении срока аренды земельного участка.
25.08.2015 между администрацией и обществом заключено соглашение N 90 о расторжении договора от 24.10.2008 N 8829000024 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:29:0601008:6 (т. 1, л.д. 15).
Как следует из текста искового заявления, в этот же день общество обратилось в администрацию с заявлением о заключении с ним договора аренды земельного участка площадью 192 000 кв. м с кадастровым номером 23:29:0601008:6.
26.08.2015 администрацией на официальном сайте в сети "Интернет" размещено извещение о приеме заявлений от граждан и глав крестьянских (фермерских) хозяйств о предоставлении в аренду земельного участка площадью 192 000 кв. м с кадастровым номером 23:29:0601008:6, местоположение: примерно в 1 км по направлению на юг от ориентира х. Советский, расположенного в границах участка на территории Геймановского сельского округа Тбилисского района с видом разрешенного использования "сельскохозяйственное использование". Цель предоставления земельного участка в данном извещении муниципальным органом указана "осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" (т. 1, л.д. 18-19).
Ввиду непоступления в муниципальные органы заявлений от иных лиц, 30.09.2015 между администрацией и ЗАО "Агрофирма "Дружба" без проведения торгов заключен договор N 8829000042 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 192 000 кв. м с кадастровым номером 23:29:0601008:6, с местоположением: примерно в 1 км по направлению на юг от ориентира х. Советский, расположенного в границах участка на территории Геймановского сельского округа Тбилисского района. Договор заключен сроком на 20 лет, до 30.09.2035 (пункт 7.2 договора).
Ссылаясь на то, что заключенный сторонами договор является недействительным, поскольку администрация в нарушение запрета, установленного земельным законодательством, предоставило обществу спорный земельный участок в аренду по упрощенной процедуре, без проведения торгов, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (часть 1 статьи 4 Кодекса).
В пункте 32 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее.
Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса). Учитывая, что Гражданский кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (абзацы третий и четвертый) предусмотрено право прокурора на обращение с исками о признании недействительными и применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В Федеральном законе N 2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено, что прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15 от 23.03.2012 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" содержится следующее разъяснение. Применительно к статье 125 Кодекса прокурор в исковом заявлении по делам, названным в абзацах 2 и 3 части 1 статьи 52 Кодекса, обязан указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск, и уполномоченный орган, действующий от имени публично-правового образования.
В соответствии п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статья 168 ГК РФ определяет, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В пунктах 74, 75 и 78 постановления от 23.06.2015 N 25 содержатся следующие разъяснения. Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки. В исковом заявлении такого лица должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.
Прокурор полагает, что при заключении оспариваемого договора администрацией нарушен закрепленный нормами земельного законодательства публичный порядок распоряжения землей, что повлекло нарушение прав публичного собственника и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков без проведения торгов, в том числе гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (п. п. 15).
Статья 39.18 ЗК РФ содержит особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с указанной нормой права, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления от заинтересованного лица о предоставлении ему земельного участка, размещает извещение о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ опрашиваемого земельного участка.
Согласно пункту 19 статьи 39.11. Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, обществом данные требования земельного законодательства не соблюдены, до истечения действия договора аренды от 24.10.2008 с заявлением о его продлении общество не обращалось.
Таким образом, у администрации не было оснований расторгать договор аренды, который уже был прекращен 24.10.2013.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств нарушения требований земельного законодательства (ст. 39.6, 39.11, 39.18 ЗК РФ) при заключении договора аренды земельного участка, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данная сделка является ничтожной.
Кроме того, как следует из представленного в материалы дела письма Администрации МО Тбилисский район от 30.09.2013 N 1879 в ответ на заявление по вопросу продления договора аренды N 8829000024 от 24.10.2008 спорного земельного участка, в соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями по распоряжению земельными участками:
- - организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в порядке, установленном законодательством;
- - принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном: статьей 12 Федерального закона "о крестьянском (фермерском) хозяйстве", статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- - заключение договоров аренды земельных участков и осуществление контроля за их исполнением;
- - заключение соглашений об изменении размера ежегодной арендной платы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, а также об изменении размера пени за нарушение сроков внесения арендной платы, установленных договором аренды земельного участка;
- - ведение лицевых счетов договоров аренды земельных участков;
- - осуществление юридических действий по защите имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в случае их нарушения арендаторами земельных участков и иными лицами.
Полномочия по продлению договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, как следует из данного письма, из фонда перераспределения земель Краснодарского края администрации муниципального образования Тбилисский район не переданы (т. 1, л.д. 129).
В материалы дела (т. 1, л.д. 183) также представлен отзыв администрации на заявление, из которого следует, что администрация исковые требования прокурора признает в полном объеме.
Таким образом, поскольку в нарушение действующего законодательства земельный участок был предоставлен в аренду без проведения соответствующей процедуры, указанный договор аренды является ничтожной сделкой, должен быть признан недействительным.
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В связи с недействительностью (ничтожностью) договора аренды, отсутствием законных оснований для предоставления земельного участка ответчику, земельный участок подлежит возврату публичному образованию в лице администрации.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2017 по делу N А32-1283/2017 отменить.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения между администрацией муниципального образования Тбилисский район и ЗАО "Агрофирма "Дружба" N 8829000042 от 30.09.2015.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки путем обязания ЗАО "Агрофирма "Дружба" возвратить по акту приема-передачи администрации муниципального образования Тбилисский район земельный участок площадью 192 000 кв. м с кадастровым номером 23:29:0601008:6, с местоположением: примерно в 1 км по направлению на юг от ориентира х. Советский, расположенного в границах участка на территории Геймановского сельского округа Тбилисского района.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
В.Л.НОВИК
В.Л.НОВИК
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
Ю.И.БАРАНОВА
М.Г.ВЕЛИЧКО
Ю.И.БАРАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)