Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дигма" на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 по делу N А34-6265/2015 (судья Крепышева Т.Г.).
Общество с ограниченной ответственностью "Дигма" (далее - общество "Дигма", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным действия по прекращению процедуры выбора и предварительного согласования земельного участка для размещения здания культурно-досугового центра на земельном участке, площадью 2 883 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 38ж, об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Дигма" путем совершения действий, предусмотренных пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции от 01.01.2014, по завершению процедуры выбора земельного участка для размещения указанного здания.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Кургана.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 (резолютивная часть от 12.05.2016) в удовлетворении требований заявителя отказано.
С указанным решением суда не согласилось общество "Дигма" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт полагает, что органами местного самоуправления города Кургана были совершены все действия, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, и необходимые для предварительного согласования места размещения объекта строительства, в силу чего у Департамента не было оснований для отказа в таком согласовании. Судом не учтено, что Департамент проигнорировал требования п. 5 ст. 31 ЗК РФ не совершил необходимых действий для предварительного согласования места размещения объекта строительства, чем нарушил права заявителя и лишил его возможности получения земельного участка.
Департамент в письменных возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.01.2015 общество "Дигма" обратилось в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения здания культурно-досугового центра на земельном участке площадью 2 883 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 38ж, на праве аренды (л.д. 105).
Департамент письмом от 23.01.2015 N 01-09-2 направил в Администрацию города Кургана и Комитет по архитектуре и градостроительству Курганской области запрос на рассмотрение заявления общества "Дигма" (л.д. 104).
Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана в городской газете "Курган и Курганцы" 27.01.2015 опубликовано информационное сообщение о поступлении заявлений о предоставлении в аренду земельных участков для размещения и строительства, в том числе здания культурно-досугового центра на земельном участке, площадью 2883 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 38ж (л.д. 101).
Постановлением Администрации города Кургана от 24.02.2015 N 1582 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана с площадью 2 883 кв. м, в кадастровом квартале 45:25:030604, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - культурное развитие (для размещения культурно-досугового центра), земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, Курганская область, город Курган, пр. Машиностроителей, N 38ж (л.д. 24).
Письмом от 25.02.2015 N 194 Комитет по архитектуре и градостроительству Курганской области согласовал предварительное размещение названного объекта капитального строительства на земельном участке с площадью 2 883 кв. м (л.д. 25, 103).
Согласно справке Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана от 26.02.2015 N 39 с момента публикации в городской газете "Курган и Курганцы" информационного сообщения о предоставлении испрашиваемого земельного участка замечаний и предложений от жителей города не поступало (л.д. 28, 101).
Письмом от 26.02.2015 N 06-205 предоставление земельного участка было согласовано Управлением культуры Курганской области (л.д. 102).
25.02.2015 общество "Дигма" обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения здания культурно-досугового центра на земельном участке площадью 2 883 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 38ж (л.д. 50).
В связи с изменением с 01.03.2015 порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данное обращение заявителя перенаправлено в Администрацию города Кургана (л.д. 51, 97).
Письмом Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана от 03.04.2015 N 8-23/89 обществу "Дигма" сообщено, что в связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только по результатам аукциона, проведение которого запланировано в 2015 году (л.д. 96).
Полагая, что Департамент, прекратив процедуру выбора и предварительного согласования спорного земельного участка по заявлению общества "Дигма", допустил действие, не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта не было принято до 01.03.2015, основания для предоставления земельного участка в порядке ранее установленной процедуры у органа местного самоуправления отсутствовали, в силу чего прекращение процедуры выбора земельного участка является законным. При этом суд на основании оценки фактических обстоятельств дела пришел к выводу о том, что процедура выбора по заявлению общества была начата органом местного самоуправления своевременно, в силу чего злоупотребление правом в действиях заинтересованного лица судом не установлено.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов настоящего дела следует, что 15.01.2015 общество "Дигма" обратилось в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения здания культурно-досугового центра на земельном участке площадью 2 883 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 38ж, на праве аренды (л.д. 105).
На момент обращения общества с названным заявлением действовал порядок рассмотрения таких заявлений, установленный ст. ст. 31, 32 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей до 01.03.2015) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 5 цитируемой статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Федеральным законом N 171-ФЗ были внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в том числе с 01.03.2015 изменен порядок предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости.
Так, п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ актуальной редакции ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, по общему правилу, если по заявлению о предоставлении земельного участка для строительства зданий, сооружений уполномоченным органом до 01.03.2015 предусмотренное в ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ решение не было принято, предоставление земельных участков осуществляется по правилам ЗК РФ в редакции, указанной в Федеральном законе N 171-ФЗ.
В рассматриваемом случае Департаментом, который в силу ст. 31 ЗК РФ, ст. 3 Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98 "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области" (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) обладал полномочием по распоряжению землями и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования города Кургана, а также землями и земельными участками, находящимися в собственности Курганской области, в срок до 01.03.2015 не было принято в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 31 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу изложенного, с учетом изменений в Земельном кодексе Российской Федерации, внесенных Федеральным законом N 171-ФЗ, с 01.03.2015 общество "Дигма" утратило право на получение испрашиваемого земельного участка в порядке процедуры предварительного согласования места размещения объекта.
При таких обстоятельствах в письме от 03.04.2015 N 8-23/89 Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана обоснованно сообщил обществу "Дигма", что в связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Российской Федерации, предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только по результатам аукциона (л.д. 96).
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что у Департамента не было оснований для отказа в предварительном согласовании, и Департаментом в нарушение п. 5 ст. 31 ЗК РФ не были совершены необходимые действия для такого согласования, апелляционный суд находит необоснованными.
Из материалов дела усматривается, и иное заявителем в порядке ч. 1 ст. 65 АПК РФ не подтверждено, что первоначальное обращение общества "Дигма" в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения здания культурно-досугового центра имело место 15.01.2015, то есть за полтора месяца до прекращения ранее установленного ст. 31 ЗК РФ порядка предоставления земельных участков путем предварительного согласования места размещения объекта.
Процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, определенная названной статьей ЗК РФ, представляет собой сложный юридический состав, соблюдение условий которого необходимо в целях обеспечения эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности предоставления таких земельных участков. Несоблюдение хотя бы одного из элементов данного юридического состава влечет недействительность всей процедуры выбора земельного участка для строительства и, как следствие, недействительность (ничтожность) заключаемых на ее основе договоров по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Согласно представленным сторонами доказательствам после обращения общества "Дигма" Департаментом и Администрацией города Кургана были предприняты все необходимые меры для выбора испрашиваемого земельного участка.
В частности, был подготовлен акт о выборе земельного участка для строительства от 24.02.2015 N 62 (л.д. 109), постановлением Администрации города Кургана от 24.02.2015 N 1582 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана, земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, Курганская область, город Курган, пр. Машиностроителей, N 38ж (л.д. 24), получены необходимые согласования от Комитета по архитектуре и градостроительству Курганской области (л.д. 25, 103) и Управления культуры Курганской области (л.д. 102).
Департаментом архитектуры, имущественных земельных отношений Администрации города Кургана в городской газете "Курган и Курганцы" 27.01.2015 опубликовано обязательное в силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ информационное сообщение о поступлении заявлений о предоставлении в аренду земельных участков для размещения и строительства, в том числе здания культурно-досугового центра на земельном участке, площадью 2883 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 38ж (л.д. 101).
Согласно справке Департамента архитектуры, имущественных земельных отношений Администрации города Кургана от 26.02.2015 N 39 с момента публикации в городской газете "Курган и Курганцы" информационного сообщения о предоставлении испрашиваемого земельного участка замечаний и предложений от жителей города не поступало (л.д. 28, 101).
Заявление общества было перенаправлено в адрес Администрации г. Кургана для его дальнейшего рассмотрения от 03.03.2015 (л.д. 97).
Оценив указанные доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, принимая во внимание срок совершения уполномоченными органами действий по согласованию предоставления испрашиваемого земельного участка, дату истечения срока поступления от жителей города замечаний и предложений относительно предоставления земельного участка, а также количество рабочих дней в период с 26.02.2015 по 03.03.2015, арбитражный апелляционный суд не усматривает незаконного бездействия Департамента с целью воспрепятствования в реализации прав заявителя на получение земельного участка.
Доводы апеллянта о том, что у Департамента не было оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта строительства, так как органами местного самоуправления города Кургана были совершены все действия, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, и необходимые для такого согласования, противоречат нормам материального права и, в частности п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и новой редакции ст. 3 Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98 "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области" с 01.03.2015 Департамент утратил право распоряжения земельными участками, расположенными на территории города Кургана, в силу чего Департамент в порядке п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обосновано направил заявление общества в Администрацию города Кургана для рассмотрения по существу.
Выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда первой инстанции законно и обоснованно, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 по делу N А34-6265/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дигма" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.07.2016 N 18АП-8455/2016 ПО ДЕЛУ N А34-6265/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2016 г. N 18АП-8455/2016
Дело N А34-6265/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дигма" на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 по делу N А34-6265/2015 (судья Крепышева Т.Г.).
Общество с ограниченной ответственностью "Дигма" (далее - общество "Дигма", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным действия по прекращению процедуры выбора и предварительного согласования земельного участка для размещения здания культурно-досугового центра на земельном участке, площадью 2 883 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 38ж, об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Дигма" путем совершения действий, предусмотренных пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции от 01.01.2014, по завершению процедуры выбора земельного участка для размещения указанного здания.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Кургана.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 (резолютивная часть от 12.05.2016) в удовлетворении требований заявителя отказано.
С указанным решением суда не согласилось общество "Дигма" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт полагает, что органами местного самоуправления города Кургана были совершены все действия, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, и необходимые для предварительного согласования места размещения объекта строительства, в силу чего у Департамента не было оснований для отказа в таком согласовании. Судом не учтено, что Департамент проигнорировал требования п. 5 ст. 31 ЗК РФ не совершил необходимых действий для предварительного согласования места размещения объекта строительства, чем нарушил права заявителя и лишил его возможности получения земельного участка.
Департамент в письменных возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.01.2015 общество "Дигма" обратилось в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения здания культурно-досугового центра на земельном участке площадью 2 883 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 38ж, на праве аренды (л.д. 105).
Департамент письмом от 23.01.2015 N 01-09-2 направил в Администрацию города Кургана и Комитет по архитектуре и градостроительству Курганской области запрос на рассмотрение заявления общества "Дигма" (л.д. 104).
Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана в городской газете "Курган и Курганцы" 27.01.2015 опубликовано информационное сообщение о поступлении заявлений о предоставлении в аренду земельных участков для размещения и строительства, в том числе здания культурно-досугового центра на земельном участке, площадью 2883 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 38ж (л.д. 101).
Постановлением Администрации города Кургана от 24.02.2015 N 1582 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана с площадью 2 883 кв. м, в кадастровом квартале 45:25:030604, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - культурное развитие (для размещения культурно-досугового центра), земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, Курганская область, город Курган, пр. Машиностроителей, N 38ж (л.д. 24).
Письмом от 25.02.2015 N 194 Комитет по архитектуре и градостроительству Курганской области согласовал предварительное размещение названного объекта капитального строительства на земельном участке с площадью 2 883 кв. м (л.д. 25, 103).
Согласно справке Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана от 26.02.2015 N 39 с момента публикации в городской газете "Курган и Курганцы" информационного сообщения о предоставлении испрашиваемого земельного участка замечаний и предложений от жителей города не поступало (л.д. 28, 101).
Письмом от 26.02.2015 N 06-205 предоставление земельного участка было согласовано Управлением культуры Курганской области (л.д. 102).
25.02.2015 общество "Дигма" обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения здания культурно-досугового центра на земельном участке площадью 2 883 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 38ж (л.д. 50).
В связи с изменением с 01.03.2015 порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данное обращение заявителя перенаправлено в Администрацию города Кургана (л.д. 51, 97).
Письмом Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана от 03.04.2015 N 8-23/89 обществу "Дигма" сообщено, что в связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только по результатам аукциона, проведение которого запланировано в 2015 году (л.д. 96).
Полагая, что Департамент, прекратив процедуру выбора и предварительного согласования спорного земельного участка по заявлению общества "Дигма", допустил действие, не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта не было принято до 01.03.2015, основания для предоставления земельного участка в порядке ранее установленной процедуры у органа местного самоуправления отсутствовали, в силу чего прекращение процедуры выбора земельного участка является законным. При этом суд на основании оценки фактических обстоятельств дела пришел к выводу о том, что процедура выбора по заявлению общества была начата органом местного самоуправления своевременно, в силу чего злоупотребление правом в действиях заинтересованного лица судом не установлено.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов настоящего дела следует, что 15.01.2015 общество "Дигма" обратилось в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения здания культурно-досугового центра на земельном участке площадью 2 883 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 38ж, на праве аренды (л.д. 105).
На момент обращения общества с названным заявлением действовал порядок рассмотрения таких заявлений, установленный ст. ст. 31, 32 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей до 01.03.2015) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 5 цитируемой статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Федеральным законом N 171-ФЗ были внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в том числе с 01.03.2015 изменен порядок предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости.
Так, п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ актуальной редакции ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, по общему правилу, если по заявлению о предоставлении земельного участка для строительства зданий, сооружений уполномоченным органом до 01.03.2015 предусмотренное в ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ решение не было принято, предоставление земельных участков осуществляется по правилам ЗК РФ в редакции, указанной в Федеральном законе N 171-ФЗ.
В рассматриваемом случае Департаментом, который в силу ст. 31 ЗК РФ, ст. 3 Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98 "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области" (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) обладал полномочием по распоряжению землями и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования города Кургана, а также землями и земельными участками, находящимися в собственности Курганской области, в срок до 01.03.2015 не было принято в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 31 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу изложенного, с учетом изменений в Земельном кодексе Российской Федерации, внесенных Федеральным законом N 171-ФЗ, с 01.03.2015 общество "Дигма" утратило право на получение испрашиваемого земельного участка в порядке процедуры предварительного согласования места размещения объекта.
При таких обстоятельствах в письме от 03.04.2015 N 8-23/89 Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана обоснованно сообщил обществу "Дигма", что в связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Российской Федерации, предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только по результатам аукциона (л.д. 96).
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что у Департамента не было оснований для отказа в предварительном согласовании, и Департаментом в нарушение п. 5 ст. 31 ЗК РФ не были совершены необходимые действия для такого согласования, апелляционный суд находит необоснованными.
Из материалов дела усматривается, и иное заявителем в порядке ч. 1 ст. 65 АПК РФ не подтверждено, что первоначальное обращение общества "Дигма" в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения здания культурно-досугового центра имело место 15.01.2015, то есть за полтора месяца до прекращения ранее установленного ст. 31 ЗК РФ порядка предоставления земельных участков путем предварительного согласования места размещения объекта.
Процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, определенная названной статьей ЗК РФ, представляет собой сложный юридический состав, соблюдение условий которого необходимо в целях обеспечения эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности предоставления таких земельных участков. Несоблюдение хотя бы одного из элементов данного юридического состава влечет недействительность всей процедуры выбора земельного участка для строительства и, как следствие, недействительность (ничтожность) заключаемых на ее основе договоров по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Согласно представленным сторонами доказательствам после обращения общества "Дигма" Департаментом и Администрацией города Кургана были предприняты все необходимые меры для выбора испрашиваемого земельного участка.
В частности, был подготовлен акт о выборе земельного участка для строительства от 24.02.2015 N 62 (л.д. 109), постановлением Администрации города Кургана от 24.02.2015 N 1582 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана, земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, Курганская область, город Курган, пр. Машиностроителей, N 38ж (л.д. 24), получены необходимые согласования от Комитета по архитектуре и градостроительству Курганской области (л.д. 25, 103) и Управления культуры Курганской области (л.д. 102).
Департаментом архитектуры, имущественных земельных отношений Администрации города Кургана в городской газете "Курган и Курганцы" 27.01.2015 опубликовано обязательное в силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ информационное сообщение о поступлении заявлений о предоставлении в аренду земельных участков для размещения и строительства, в том числе здания культурно-досугового центра на земельном участке, площадью 2883 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 38ж (л.д. 101).
Согласно справке Департамента архитектуры, имущественных земельных отношений Администрации города Кургана от 26.02.2015 N 39 с момента публикации в городской газете "Курган и Курганцы" информационного сообщения о предоставлении испрашиваемого земельного участка замечаний и предложений от жителей города не поступало (л.д. 28, 101).
Заявление общества было перенаправлено в адрес Администрации г. Кургана для его дальнейшего рассмотрения от 03.03.2015 (л.д. 97).
Оценив указанные доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, принимая во внимание срок совершения уполномоченными органами действий по согласованию предоставления испрашиваемого земельного участка, дату истечения срока поступления от жителей города замечаний и предложений относительно предоставления земельного участка, а также количество рабочих дней в период с 26.02.2015 по 03.03.2015, арбитражный апелляционный суд не усматривает незаконного бездействия Департамента с целью воспрепятствования в реализации прав заявителя на получение земельного участка.
Доводы апеллянта о том, что у Департамента не было оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта строительства, так как органами местного самоуправления города Кургана были совершены все действия, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, и необходимые для такого согласования, противоречат нормам материального права и, в частности п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и новой редакции ст. 3 Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98 "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области" с 01.03.2015 Департамент утратил право распоряжения земельными участками, расположенными на территории города Кургана, в силу чего Департамент в порядке п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обосновано направил заявление общества в Администрацию города Кургана для рассмотрения по существу.
Выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда первой инстанции законно и обоснованно, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 по делу N А34-6265/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дигма" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)