Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 07.10.2015 ПО ДЕЛУ N А71-9012/2015

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 октября 2015 г. по делу N А71-9012/2015


Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Е.В. Калинина, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-управленческая компания", г. Можга к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, г. Ижевск
об обжаловании постановления о назначении административного наказания от 23.07.2015 по делу N 17-2015, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-управленческая компания" (далее ООО "УИК", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, г. Ижевск (далее Управление Росреестра по УР, административный орган) об отмене постановления от 23.07.2015 по делу N 17-2015 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Судом приобщены к материалам дела дополнительные документы, представленные ответчиком в суд 03.09.2015.
В соответствии со ст.ст. 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Как следует из представленных доказательств государственным инспектором г. Можги, Можгинского, Алнашского, Граховского и Кизнерского районов по использованию и охране земель, главным специалистом-экспертом межмуниципального отдела по Можгинскому, Алнашскому, Граховскому и Кизнерскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике Хайрутдиновой Н.Г. на основании распоряжения от 30.04.2015 N Р/1333 в отношении ООО "УИК" проведена плановая проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: УР, г. Можга, ул. Наговицына, 86.
Проверкой было установлено, что указанный земельный участок с кадастровым номером 18:29:004205:74, площадью 6917 кв. м, категории "земли населенных пунктов", разрешенное использование "торговый комплекс" используется ООО "УИК", не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
На участке расположено: трехэтажное здание торгового центра "Бизнес-Центр". Первый и второй этажи используются для торговых целей собственниками помещений, на третьем этаже расположено помещение развлекательного комплекса "Раздолье", а также нежилые помещения, территория забором не огорожена.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка N 1800/501/15-176834 от 08.06.2015 сведения о правах на земельный участок расположенный по адресу: ул. Наговицына, 86, г. Можга, Удмуртская Республика, отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 18/009/001/2015-637 от 05.06.2015 собственником помещения развлекательного комплекса "Раздолье" с кадастровым номером 18:29:004205:195, площадью 1220,1 кв. м, расположенного на 3 этаже торгового комплекса по адресу: УР, г. Можга, ул. Наговицына, 86, является ООО "Инвестиционно-управленческая компания", рег. запись от 09.11.2005.
Документы, удостоверяющие права на используемый земельный участок в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", у ООО "Инвестиционно-управленческая компания" отсутствуют.
Таким образом, установлено, что ООО "УИК" путем размещения в одном из помещений развлекательного комплекса "Раздолье" на 3 этаже здания торгового комплекса "Бизнес-Центр" использует земельный участок площадью 6917 кв. м по адресу: УР, г. Можга, ул. Наговицына, 86, при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на пользование указанной территорией земель, что является нарушением требований ст. 25 "Основания возникновения прав на землю", ст. 26 "Документы о правах на земельные участки" Земельного кодекса РФ, в связи с чем, в действиях (бездействии) общества был усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
По результатам проверки органом государственного надзора ООО "УИК" составлен акт проверки от 29.06.2015 б/н.
Выявленные нарушения явились основанием для составления административным органом протокола об административным правонарушении от 29.06.2015.
При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал законный представитель по доверенности от 10.11.2014 Минеева Мария Анатольевна, являющаяся исполняющей обязанности директора ООО "УИК". В своих объяснениях Минеева М.А. сообщила, что собственником указанного земельного участка является ООО "Недвижимость" и ООО "УИК". Все документы переданы в юридический отдел ОАО "ТСО" и составляется заявление на аренду земельного участка.
23.07.2015 Управлением Росреестра по УР в отношении ООО "УИК" вынесено постановление по делу N 17-2015 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Постановления о назначении административного наказания вынесено в отсутствие представителя ООО "УИК". Общество извещено о рассмотрении материалов административного дела путем вручения 09.07.2015 определения об отложении рассмотрения административного дела от 09.07.2015 (уведомление 046502).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления административного органа.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на следующее.
Здание торгового комплекса "Бизнес-Центр" расположено на двух смежных участках с кадастровыми номерами 18:29:004205:11 и 18:29:004205:74.
Собственником земельного участка с кадастровым номером N 18:29:004205:11 кв. м является ОАО "Можгинское строительное объединение", согласно содержания раздела 6 кадастрового паспорта от 03.07.2015 года, внесение номера в государственный кадастр недвижимости осуществлено 10.09.2003. У ООО "УИК" заключен договор аренды с ОАО "Можгинское строительное объединение", как собственником земельного участка с кадастровым номером 18:29:004205:11, состоящего на кадастровом учете сроком действия с 01.01.2014 по 31.12.2014 и с 01.01.2015 до 31.12.2015. Таким образом, в действиях заявителя отсутствует событие правонарушения.
Управление Росреестра по УР, возражая против удовлетворения заявленных требований, ссылается на то, что постановление от 23.07.2015 по делу N 17-2015 о назначении административного наказания является законным и обоснованным. Событие административного правонарушения предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ в действиях общества полностью подтверждается представленными в дело доказательствами. Доводы заявителя являются защитной позицией, направленной на избежание административной ответственности, и не подтверждаются материалами дела.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю выражается в пользовании земельным участком, осуществляемом с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
В силу п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.
В соответствии с главами 3, 4 ЗК РФ земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с ч. 6 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Таким образом, пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды является основанием для привлечения к ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
В материалах дела имеется копия письма Администрации МО "Город Можга" от 03.03.2014 N 574 направленного директору ООО "Инвестиционно-управленческая компания" с требованием о необходимости оформления соответствующих документов на земельные участки в срок до 1 апреля 2014 года, в котором также сообщено что заявлений по оформлению прав на земельный участок по ул. Наговицына, д. 86 в Администрацию МО "Город Можга" не поступало.
Документы, удостоверяющие права на используемый земельный участок в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", у ООО "Инвестиционно-управленческая компания" отсутствуют.
Согласно определению Арбитражного суда УР от 10.01.2012 по делу N А71-15077/2011, Администрация МО "Город Можга" обращалась в Арбитражный суд УР с исковым заявлением к ООО "Инвестиционно-управленческая компания" о взыскании суммы неосновательного обогащения, составляющих арендную плату за пользование земельным участком с кадастровым номером 18:29:004205:74, общей площадью 1049,3 кв. м, расположенным по адресу: УР, Можга, ул. Наговицына, 86. Данным определением утверждено мировое соглашение по делу N А71-15077/2011, согласно которому ООО "УИК" обязуется выплатить Администрации МО "Город Можга" в срок до 31.08.2012 сумму неосновательного обогащения за пользование земельным участком.
Согласно сведениям из публичной карты (http://maps.rosreestr.ru/) земельные участки с кадастровыми номерами 18:29:004205:11 и 18:29:004205:74 не являются смежными. В данном случае имеется наложение границ, поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером 18:29:004205:74 включает в себя площадь земельного участка с кадастровым номером 18:29:004205:11.
ОАО "Можгинское строительное объединение" как собственник земельного участка с кадастровым номером 18:29:004205:11, состоящего на кадастровом учете, заключило с ООО "УИК" договора аренды сроком действия с 01.01.2014 до 31.12.2014 и с 01.01.2015 до 31.12.2015.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка с кадастровым номером 18:29:004205:74, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: торговый комплекс, составляет 6917+/-30,20 кв. м. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о правах на указанный участок отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером 18:29:004205:74 внесен в государственный кадастр недвижимости 12.12.2007.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости местоположение земельного участка с кадастровым номером 18:29:004205:11 установлено: УР, г. Можга, ул. Наговицына, 88, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, правообладатель ОАО "Можгинское строительное объединение".
Согласно данным из кадастрового паспорта земельного участка граница земельного участка 18:29:004205:74 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 18:29:004205:11.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что оценке подлежат правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 18:29:004205:74.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 18:29:004205:74 образовался по результатам разделения земельного участка с кадастровым номером 18:29:004205:0040 и имеет адрес: ул. Наговицына, 86, г. Можга. По этому же адресу расположено здание торгового центра.
Земельный участок с кадастровым номером 18:29:004205:11 расположен по адресу: ул. Наговицына, 88, г. Можга.
Постановление Администрации г. Можги от 28.03.2005 о предоставлении земельного участка в аренду для строительства административно-торгового комплекса выдавалось на земельный участок по адресу: ул. Наговицына, 86, г. Можга (землеустроительное дело N 1070).
Таким образом, здание торгового центра юридически взаимосвязано и имеет единую судьбу с земельным участком с кадастровым номером 18:29:004205:74, расположенным по адресу: ул. Наговицына, 86, г. Можга.
Из материалов дела следует, что ООО "УИК" использует часть помещений в развлекательном комплексе "Раздолье", расположенном на третьем этаже торгового центра "Бизнес-Центр" по адресу: г. Можга, ул. Наговицына, д. 86 при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на пользование указанной территории земель, что является нарушением требований ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ.
Доказательств, опровергающих данное нарушение, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, событие административного правонарушения является установленным.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "УИК" выражается в том, что у общества имелась возможность для соблюдения указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, в действиях ООО "УИК" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, в том числе вина в его совершении.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ соблюден. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не выявлено. Наказание назначено в пределах санкции статьи 7.1 КоАП РФ.
Доводы ООО "УИК", изложенные в заявлении, судом отклоняются как противоречащие материалам административного дела и не соответствующие действующему законодательству.
Между тем, суд считает возможным уменьшить сумму штрафа по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, как это предусмотрено, в частности, частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти законоположения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем постановлении.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.
Так, в частности статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания: "При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса".
При таких обстоятельствах назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в сумме 100000 рублей, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, может повлечь избыточное ограничение прав ООО "УИК", и с учетом конкретных обстоятельств дела, привлечения к административной ответственности за данный вид правонарушения впервые и в целях индивидуализации административной ответственности и назначения соразмерного административного наказания, штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 7.1 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера, до 70 000 руб.
Согласно статье 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 117, 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:

Признать незаконным и изменить постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от 23.07.2015 о назначении административного наказания по делу N 17-2015 в части назначенного наказания и назначить ООО "Инвестиционно-управленческая компания", г. Можга административное наказание в виде штрафа в сумме 70 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Е.В.КАЛИНИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)