Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2017 ПО ДЕЛУ N А55-30500/2016

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2017 г. по делу N А55-30500/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодковой Ю.Е.,
судей Радушевой О.Н., Александрова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикташевой А.М., при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" - представитель Абрамцева Н.В. по доверенности от 10.03.2017 г.,
от общества с ограниченной ответственностью "Волга-Ритейл" - представитель Губин Р.А. по доверенности от 26.09.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу ООО "Волга-Ритейл", на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июня 2017 года по делу N А55-30500/2016 (судья Рысаева С.Г.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" к обществу с ограниченной ответственностью "Волга-Ритейл", о взыскании денежных средств,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Волга-Ритейл" о взыскании 422 968 руб. 83 коп., в том числе: 416 130 руб. 09 коп. задолженность по плате за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г.о. Самара за III квартал 2016 года, 6 838 руб. 74 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.10.2016 по 01.12.2016.
С учетом принятых судом уточнений предмета иска, просит взыскать 486 619 руб. 24 коп., в том числе: 466 487 руб. 46 коп. задолженность по плате за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г.о. Самара за III квартал 2016 года, 20 131 руб. 78 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.10.2016 по 26.03.2017.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 июня 2017 года, суд прекратил производство по делу в части взыскания суммы основного долга в размере 12 625 руб. 13 коп. Взыскал с Общества с ограниченной ответственностью "Волга-Ритейл" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" 481 968 руб. 02 коп. из них: 466 487 руб. 46 коп. задолженность по плате за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г.о. Самары за 3 квартал 2016 года, 15 480 руб. 56 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.10.16 по 26.03.17, а также расходы по госпошлине в сумме 12 639 руб. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Волга-Ритейл" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт о взыскании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г. Самары за 3 квартал 2016 года в размере 143803,92 рублей, а также процентов в размере 7 375,93 рублей. В остальной части требований просит отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Волга-Ритейл" указывает, что судом первой инстанции при расчете исковых требований необоснованно применен "коэффициент индексации платы", установленный Постановлением Правительства РФ N 1219 от 19.11.2014 года, тогда как по мнению апеллянта, необходимо применять нормы Постановления Правительства Самарской области N 340 от 22.07.2009 года, которые не предусматривают подобных коэффициентов.
В судебном заседании представитель ООО "Волга-Ритейл" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме и просил отменить решение суда с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска в соответствии с представленным контррасчетом.
Представитель истца возражала против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Фактические обстоятельства спора установлены судом полно и правильно, основания для их переоценки суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из материалов дела, между Обществом с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - Истец, организация ВКХ) и Обществом с ограниченной ответственностью "Волга-Ритейл" (далее - Ответчик, Абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 3-1452 от 31.10.2014 (далее - Договор).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области" были отобраны пробы в контрольном колодце и проведены анализы отобранных проб за период: III квартал 2016 года.
Истцом и Ответчиком произведен отбор проб, о чем свидетельствуют акты отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации г.о. Самары от 25.07.2016, от от 24.08.2016, от 20.09.2016.
По результатам протоколов N 1492 от 27.07.2016, N 1741 от 26.08.2016, N 941 от 29.08.2016, N 1938 от 21.09.2016, N 1010 от 27.09.2016 анализов отбора проб сточных вод отводимых, Ответчиком в систему канализации, зафиксировано превышение загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Пунктом 3 постановления Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 предусмотрено: "Взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области производится организацией ВКХ за фактический сброс (прием) сточных вод и загрязняющих веществ абонентами в системы канализации населенных пунктов Самарской области".
Расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих вредных веществ в системы канализации городского округа Самары за III квартал 2016 года был произведен на основании анализов, представленной аккредитованной лабораторией Истца и Ответчика. Плата за сброс сточных вод и загрязняющих вредных веществ в системы канализации г.о. Самара за III квартал 2016 составляет 482 366 руб. 88 коп.
При определении и взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ стороны руководствуются Постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области", Постановлением Администрации г.о. Самары от 09.12.2009 N 1366 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации на территории г.о. Самара", Постановление Администрации г.о. Самары от 29.10.2012 N 1406.
Согласно пункта 11 Договора установлено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 10 постановления Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 установлено, что расчетным периодом при расчете платы за сбросы сточных вод и загрязняющих вредных веществ является календарный квартал.
Счет-фактуру N 37/1752 от 30.09.2016 на оплату в сумме 482 366 руб. 88 коп. Ответчик получил у Истца 04.10.2016.
Истец указывает, что ответчик произвел частичную оплату, согласно уточненным исковым требованиям сумма задолженности на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции составила за III квартал 2016 года 416 130 руб. 09 коп. Кроме того, в связи с несвоевременной оплатой задолженности истцом были начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.10.2016 по 26.03.2017 в размере 20 131 руб. 78 коп.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлялась претензия N 7/26-6680 от 27.10.2016, которая была оставлена без удовлетворения, что послужила основанием для обращения в суд.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
В пункте 2 Правил N 644 определено, что "поверхностные сточные воды" - это принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пунктам 113 и 114 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно Приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными РФ международными нормативными правовыми актами.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением N 3.
Пунктом 116 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно Приложению N 4.
Расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации произведен Истцом в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области".
Согласно пункта 8 Постановления N 340 Истцом при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов за III квартал 2016 года использовался коэффициент, учитывающий экологический фактор, и нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", а также коэффициенты индексации платы за загрязнение окружающей среды, установленные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (далее - Постановление N 344).
Данное Постановление N 344 утратило силу с 23.09.2016, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - Постановление N 913). Указанное Постановление N 913 не распространяется на порядок применения базовых нормативов платы и коэффициентов при расчете платы за сброс сточных вод и загрязняющих вредных веществ в системы канализации г.о. Самара за III квартал 2016 года. до 23.09.16 и подлежит применению с 23.09.16 по 30.09.16.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства), являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (N 38956-АЧ/04 от 22.11.2016) даны разъяснения относительно порядка применения пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
Так, при новом (измененном) порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод) рекомендуется применять к правоотношениям, возникшим в период с даты утраты силы Постановления N 344.
Согласно пункту 4 Постановления 913 применение данных ставок в более ранний период (с 1 января 2016 года) предусмотрено исключительно при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, последний отбор проб сточных вод из контрольного колодца КК-1 в III квартале 2016 года произведен Истцом с участием представителя Ответчика 20.09.2016, а именно возникший в период до даты утраты силы Постановления N 344.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о верности расчета истца платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г.о. Самары за 3 квартал 2016 года в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области".
Пунктом 3 постановления Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 предусмотрено: "Взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области производится организацией ВКХ за фактический сброс (прием) сточных вод и загрязняющих веществ абонентами в системы канализации населенных пунктов Самарской области".
Согласно пункту 11 Договора установлено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 10 постановления Правительства Самарской области от 22.07.2009 г. N 340 установлено, что расчетным периодом при расчете платы за сбросы сточных вод и загрязняющих вредных веществ является календарный квартал.
ООО "Волга-Ритейл" в нарушение указанных норм не представило расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г.о. Самара за III квартал 2016 г., в связи с чем ООО "СКС" самостоятельно произвело расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих вредных веществ в системы канализации и предъявило платежные документы Ответчику.
Согласно пункту 10 Постановления N 340, расчетным периодом по оплате за сбросы загрязняющих веществ является квартал (три календарных месяца). Фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества, мг/л, определяемая как среднее значение концентрации по i-му загрязняющему в-ву, установленная в результате проведенных анализов отборов проб сточных вод за отчетный период, а Объем сточных вод, поступающих в систему канализации от абонентов определяется за отчетный период (т.е. с двух вводов по показаниям приборов учета).
Периодичность отбора проб устанавливается организацией ВКХ в зависимости от результатов предыдущего анализа.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что расчет платы за сбросы сточных вод и загрязняющих веществ был выполнен ООО "СКС" на основании результатов анализа контрольной пробы сточных вод в соответствии с Постановлением N 340.
Пунктом 11 Постановления N 340 установлено, что плата за сброс загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимых нормативов сбросов, определяется по следующей формуле:
Пн = (SUM(Ci x HбHi) x Q x Кинд x КэВ x 10-6 где i - вид загрязняющего вещества (i=1,2...n), в данном случае нитрат-ион.
С - фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества, мг/л, определяемая как среднее значение концентрации по i-му загрязняющему в-ву, установленная в результате проведенных анализов отборов проб сточных вод за отчетный период.
Периодичность отбора проб устанавливается организацией ВКХ в зависимости от результатов предыдущего анализа.
Отбор проб сточных вод за III квартал 2016 года производился 25.07.2016, Протокол исследования сточной воды N 1492 от 27 июля 2016, выполнен испытательной химико-бактериологической лабораторией сточных вод ООО "СКС". Повторный отбор проб произведен 24.08.2016. Протокол исследования сточной воды N 1741 от 26 августа выполнен лабораторией ООО "СКС".
ООО "Волга-Ритейл" 29.08.2016 представлен Протокол КХА N 941, выполненный арбитражной гидрохимической лабораторией.
20.09.2016 был произведен еще один отбор проб сточных вод. Протокол исследования сточной воды N 1938 от 21.09.2016 выполнен лабораторией ООО "СКС".
ООО "Волга-Ритейл" был представлен Протокол КХА N 1010 от 27.09.2016, выполненный арбитражной гидрохимической лабораторией.
В соответствие выше указанных протоколов фактическая средняя концентрация по нитрат-иону составляет - 1,25286 мг/л.

Норматив платы за сброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов сбросов по нитрат-иону составляет 6,9 руб. / за 1 тонну.
Q - объем сточных вод, поступающих в систему канализации от абонентов за отчетный период, м3.
По сведениям отдела контроля и учета по юридическим лицам объем сточных вод от абонента ООО "Волга-Ритейл" за 3 кв-л 2016 года составляет: июль - 14622 м3/мес; июль - 15649 м3/мес; август - 8462 м3/мес, в итоге 38733 м3/квартал.
Кинд - коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду, ежегодно устанавливаемый Федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Кэв - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов).

При этом, коэффициент инфляции норматив платы ежегодно индексируется - коэффициент, используемый для индексации, определяется в Федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год до 2015 года, а с 2015 года - Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219 "О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления".
Так пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219 установлено, что к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива), нормативам платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, и нормативам платы за размещение отходов производства и потребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления", за исключением позиций, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, в 2015 году применяется коэффициент 2,45, в 2016 году - коэффициент 2,56, в 2017 году - коэффициент 2,67.
Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219 "О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" было также отменено Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
Однако, как указал суд первой инстанции, при новом (измененном) порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод) рекомендуется применять к правоотношениям, возникшим в период с даты утраты силы Постановления N 344. Согласно пункту 4 Постановления 913 применение данных ставок в более ранний период (с 1 января 2016 года) предусмотрено исключительно при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно расшифровке индекса Q формулы, содержащейся в пункте 123 Правил N 644, учитывается объем сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения превышения требований, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб.
При этом при расчете платы в параметре Q учитывается совокупный объем сточных вод по таким выпускам.
Факт наличия у абонента нескольких выпусков в систему водоотведения при отсутствии на них приборов учета сточных вод ответчиком не оспорен.
В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правильности применения при расчете платы истцом общего объема сточных вод ответчика без учета разделения сточных вод на две самостоятельные системы канализации (хозяйственно-бытовая канализация и ливневая канализация), так как общий объем сточных вод учитывается в рамках Закона о водоснабжении и водоотведении, постановления Правительства Российской Федерации о правилах организации коммерческого учета сточных вод.
Ответчик является лицом, обязанным по отношению к истцу в части внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, поскольку отведение сточных вод от его объекта, осуществляется именно с использованием объекта централизованной системы водоотведения, принадлежащего истцу, при этом между указанными лицами заключен договор, предусматривающий обязанность ответчика по соблюдению требований к составу и свойствам отводимых сточных вод и по внесению такой платы.
Судом верно отмечено, что у ответчика отсутствует прибор учета водоотведения, поэтому в силу пункта 11 статьи 20 Закона о водоснабжении и водоотведении N 416-ФЗ и пункта 23 Правил N 644, объем отведенных сточных вод принимается равным объему воды, поданной ответчику из всех источников водоснабжения, в не зависимости от того, что сточные воды в двух самостоятельных системах водоотведения не смешиваются и отводятся через различные выпуски и по своему составу сточные воды различаются. При этом величина совокупного объема сточных вод по четырем выпускам в спорный период подтверждена представленными в дело документами и ответчиком не оспорена.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена у ответчика только лишь в связи с заключением договора с ресурсоснабжающей организацией и возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, которым соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов не передавались.
Иной подход противоречит принципам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, принципу платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленным статьями 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и не будет обеспечивать должную защиту окружающей среды от негативного на нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда, а следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду.
Поскольку ответчик, являясь абонентом централизованной системы водоотведения, в соответствии с частью 10 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", то ответчик обязан оплачивать истцу плату за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г.о. Самары.
С учетом вышеизложенного требования истца о взыскании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г.о. Самары за 3 квартал 2016 года в сумме 466 487 руб. 46 коп. являются обоснованными.
Также суд первой инстанции верно рассмотрел требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Статьей 395 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.06.2015) установлена ответственность за неисполнение денежного обязательства, в соответствии с которой за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требования кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Статьей 395 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.08.2016) установлено, что размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В то же время Федеральным законом N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ" от 03.07.2016, вступившим в силу с 1 августа 2016 года, пункт 1 статьи 395 ГК РФ изложен в новой редакции, предусматривающей, что размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Правила исчисления процентов за пользование чужими денежными средствами до момента фактической уплаты долга определены пунктом 51 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 24.03.2016 и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 1.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ". Если на момент вынесения решения денежное обязательство не было исполнено должником, в решении суда о взыскании с должника процентов за пользование чужими денежными средствами должны содержаться сведения о денежной сумме, на которую начислены проценты; дате, начиная с которой производится начисление процентов; размере процентов, исходя из учетной ставки банковского процента соответственно на день предъявления иска или на день вынесения решения; указание на то, что проценты подлежат начислению по день фактической уплаты кредитору денежных средств.
Учитывая изложенное, суд произвел расчет процентов по ставке, действующей на дату вынесения судом решения - 9,25%, в соответствии с данным расчетом сумма процентов, подлежащих взысканию с ответчика, составила 15 480 руб. 56 коп. В остальной части во взыскании процентов отказано.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Довод жалобы о неверном применении судом первой инстанции норм Постановления Правительства РФ N 1219 от 19.11.2014 года отклоняется и основан на ошибочном толковании норм материального права.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с вышеизложенным, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 09 июня 2017 года, принятого по делу N А55-30500/2016 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июня 2017 года по делу N А55-30500/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Ю.Е.ХОЛОДКОВА

Судьи
О.Н.РАДУШЕВА
А.И.АЛЕКСАНДРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)