Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-15809/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2017 г. по делу N А60-15809/2017


Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 25 июля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главсредуралстрой-Девелопмент" (ИНН 6670289131, ОГРН 1106670009973)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
В судебном заседании участвовали:
- от заявителя: Т.А. Решетникова, представитель, доверенность N 238 от 05.04.2017 г.;
- от заинтересованного лица: Э.А. Бабаев, представитель, доверенность N АР-2460/03 от 15.03.2017 г.
Лицам, участвующим в деле, права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Заявитель просит признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1591 (площадью 685140 кв. м) в 30-дневный срок с момента подачи заявления, а также обязать заинтересованное лицо подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1591 (площадью 685140 кв. м) в порядке, установленном п. 3.1, п. 3.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", по цене 15% от кадастровой стоимости, в трех экземплярах, обеспечить их подписание и направить проект указанного договора для подписания заявителю в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Заинтересованное лицо требования не признает, считает отказ законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
установил:

Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (арендодатель) и ООО "Главсредуралстрой-Девелопмент" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 24.12.2012 г. N АЗФ-1771/1022.
Согласно указанному договору арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное владение и пользование за плату земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 66:41:0614066:1591, с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием: для сельскохозяйственного использования, площадью 685140 кв. м.
Данный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0593, принадлежавшего ранее ОПХ "Исток" - правопредшественнику ГУП ОПХ "Исток" на праве бессрочного (постоянного) пользования, что подтверждено свидетельством N СВО-59-000 361 от 29.01.1993 г.
В дальнейшем в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования ГУП ОПХ "Исток" заключило с заинтересованным лицом договор аренды N АЗФ 104/1022 от 18.10.2007 г., предметом которого являлся земельный участок сельскохозяйственного назначения, общей площадью 15792038 кв. м.
Права и обязанности арендатора по указанному договору аренды ГУП ОПХ "Исток" передало ООО "БизнесЦентр" в соответствии с договором от 18.10.2007 г., последнее на основании договора переуступки N 5 от 15.04.2010 г. передало права и обязанности арендатора ООО "Главсредуралстрой-Девелопмент".
Из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0593 выделены ряд земельных участков, в том числе и спорный с кадастровым номером 66:41:0614066:1591 площадью 685 140 кв. м.
Распоряжением ТУ Росимущества в Свердловской области от 26.11.2012 г. N 826-р предусмотрено заключение с заявителем договора аренды на согласованных в договоре аренды N АЗФ 104/1022 от 18.10.2007 г. условиях (п. 3 распоряжения) в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1591 площадью 685 140 кв. м.
Результатом реализации распоряжения является упомянутый выше договор аренды спорного земельного участка от 24.12.2012 г. N АЗФ-1771/1022, заключенный между сторонами.
Полагая, что у ООО "Главсредуралстрой-Девелопмент" имеется право выкупа арендуемого земельного участка без проведения торгов, заявитель 06.03.2017 г. обратился к ТУ ФАУГИ в Свердловской области с заявлением N ИС-1351, в котором просило заинтересованное лицо передать указанный земельный участок в собственность общества в порядке, установленном п. п. 3.1, 3.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 134-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", по стоимости, равной 15% от кадастровой стоимости земельного участка на дату обращения.
Письмом от 27.03.2017 г. заинтересованное лицо отказало обществу в предоставлении земельного участка.
При этом ТУ ФАУГИ в Свердловской области предложило заявителю подтвердить отсутствие зданий или сооружений на испрашиваемом земельном участке и представить дополнительные документы, подтверждающие историю образования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1591 из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:593, а также передачу (переоформление) прав на данный земельный участок.
Заявитель, полагая, что указанный отказ является незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что отказ в предоставлении заявителю земельного участка в собственность без проведения торгов является незаконным, при этом исходит из следующего.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату предоставляются на основании договора купли-продажи.
В соответствии с п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков в собственность без проведения торгов предусмотрен ст. 39.14 ЗК РФ. В соответствии с пп. 7 п. 1 отмеченной статьи завершающим этапом процедуры предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов за плату является заключение договора купли-продажи.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В соответствии с п. 6 ст. 39.17 ЗК РФ проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
По мнению суда, исходя из изложенных выше норм в предмет доказывания при рассмотрении настоящего заявления, поданного в порядке Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), входит установление наличия у заявителя права на приобретение спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов и оценка законности отказа в предоставлении земельного участка в таком порядке; условия же договора купли-продажи, в том числе касающиеся выкупной цены земельного участка, не являются предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, поскольку спор возник не при согласовании сторонами условий договора.
Учитывая, что спорный земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства и находится у заявителя в аренде более трех лет, принимая во внимание непредставление уполномоченным органом какой-либо информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка заявителем, суд считает отказ заинтересованного лица в предоставлении заявителю земельного участка в собственность без проведения торгов не соответствующим пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Суд отмечает также, что при наличии предусмотренных пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ условий для предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов отсутствуют предусмотренные ст. 39.16 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении, во всяком случае, заинтересованным лицом таких оснований не приведено.
Перечисленные в письме ТУ Росимущества в Свердловской области от 27.03.2017 г. N АР-3087/09 обстоятельства не относятся к перечисленным в ст. 39.16 ЗК РФ основаниям отказа и не могут служить препятствием в реализации принадлежащего заявителю на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ права на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов.
Согласно ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При этом суд самостоятельно определяет способ устранения допущенных нарушений прав заявителя в случае удовлетворения заявленных требований.
Как следует из заявления, общество в порядке устранения нарушений своих прав просит возложить на государственный орган обязанность направить проект договора купли-продажи с условием о цене земельного участка в размере 15% от кадастровой стоимости.
Вместе с тем, выше указывалось, что в предмет доказывания в рамках настоящего дела не входит рассмотрение вопроса об условиях договора купли-продажи, поскольку рассматриваемое заявление подано в административном порядке.
При таких обстоятельствах соответствующим рассматриваемому требованию способом восстановления прав заявителя является, по мнению суда, возложение на заинтересованное лицо обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ.
В связи с изложенным не принимается судом ссылка заявителя на п. 3.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 134-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно отмеченному пункту арендатор земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, установленной по указанным в пункте 3.1 настоящей статьи правилам (15% от его кадастровой стоимости), в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.
Таким образом, приведенным пунктом фактически предусмотрена дополнительная льгота для лица, переоформившего право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения на право аренды, на приобретение данного участка в собственность по льготной цене. Между тем, заявитель не является лицом, обладавшим правом постоянного (бессрочного) в отношении спорного земельного участка и переоформившим такое право на право аренды.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1591, площадью 685140 кв. м, оформленный письмом N АР-3087/09 от 27.03.2017 г.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения в соответствии с п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "Главсредуралстрой-Девелопмент" три экземпляра подписанного со стороны Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
3. Взыскать с Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Главсредуралстрой-Девелопмент" (ИНН 6670289131, ОГРН 1106670009973) в порядке возмещения расходов по оплате государственной пошлины 3000 руб.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства), исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Г.Н.ПОДГОРНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)